Дата публикации: 01.04.2024

Методические подходы к построению безопасной здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего образования

Аннотация

Рассмотрены методические и технологические подходы ученых к построению здоровьесберегающей образовательной среды в высших учебных заведениях. Особое внимание уделено составляющим методических компонентов различных моделей построения безопасного для здоровья студентов образовательного пространства, факторам, которые могут обеспечить положительный результат в процессе формирования безопасной здоровьесберегающей среды в образовательной организации современного типа. Предложены направления построения безопасного здоровьесберегающего контента (методические траектории): теоретическое, практическое, восстановительное. Сформированы методические уровни с учетом контента направлений организации работы по сохранению здоровья у студентов: физкультурно-теоретический, физкультурно-практический, физкультурно-методический, физкультурно-регулирующий.




Образовательная среда, претендующая на роль безопасного пространства и отвечающая требованиям развития современного государства в условиях всеобщей информатизации, должна строиться с учетом опасностей и угроз в социокультурном пространстве, обеспечения комфортных условий в процессе получения профессиональных знаний и навыков в стенах учреждений высшего образования. Болевой точкой практически всех организаций высшего образования остается вопрос сохранения здоровья молодежи, преподавателей. Следовательно, основополагающим в общей системе безопасной образовательной среды является создание здоровьесберегающего пространства как фактора успешной профессионализации студентов с учетом их субъективных и объективных возможностей адаптации к условиям многоуровневой и сложной современной системы обучения [6, с. 159].

Система образования в современной России строится с учетом множества инновационных технологий и форм, в том числе и в вопросах сохранения и сбережения здоровья всех субъектов, имеющих отношение к обучению и воспитанию молодых людей, и самих студентов. Идея построения безопасного здоровьесберегающего пространства основывается на теории формирования осознанного отношения молодежи к ценности здоровья своего и социального пространства, становления культуры здоровья как «потребности вести здоровый образ жизни» [4, с. 112].

Чтобы созданная здоровьесберегающая среда функционировала в оптимальном режиме, необходимо выстроить систему условий для сохранения здоровья, купировать источники рисков для физического и эмоционального состояния, суммировать и активизировать возможности для личности принимать участие в оздоравливающих мероприятиях, ввести в воспитательно-образовательный процесс методы, помогающие обучающимся использовать личностный потенциал здоровьесбережения [9, с. 71].

Для построения здоровьесберегающего образовательного контента в российской научной практике разработана базисная структура методических подходов и непротиворечащие им принципы экспериментальных исследований. Ученые сформулировали три основных методических направления построения безопасной среды, в рамках которой можно сформировать у молодых людей потребность к здоровьесбережению: системный, личностно-деятельностный и компетентностный [5, с. 150–155].

Н. К. Смирнов разработал классификацию технологических методов, в основе которых заложена идея создания комфортного здоровьесберегающего образовательного поля. К ним относятся: медико-гигиенические технологии; физкультурно-оздоровительные технологии; экологические технологии; технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности; здоровьесберегающие образовательные технологии, которые можно классифицировать как организационно-педагогические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные технологии [3].

Список литературы

1. Аббасова Л. И. Современные подходы к формированию здоровьесберегающей среды образовательной организации / Л. И. Аббасова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2019. — № 11 (177). — С. 3–7.
2. Ахметвалиева М. Г. Направления развития культуры здоровьесбережения у студентов в системе личностной безопасности / М. Г. Ахметвалиева, М. А. Коняева // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). — 2020. — № 4 (73). — С. 4–8. — DOI: 10.31618/ ESU.2413-9335.2020.8.
3. Вышегородцева О. И. Организационно-управленческие и педагогические условия внедрения здоровьесберегающих технологий в вузе [Электронный ресурс] / О. И. Вышегородцева // Научно-практический электронный журнал «Аллея науки». — 2019. — № 1 (28). — URL: ht
4. Годжуров Э. С. Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве вуза / Э. С. Годжуров // Социально-гуманитарные науки: современные парадигмы Novoe_psikh2_24a.indd 14 12.07.2024 20:13:33 15 и исследования : сб. науч. трудов по материалам Ме
5. Кочура А. С. Разработка структурно-функциональной модели формирования здоровьесберегающей компетенции студентов вуза / А. С. Кочура, Г. У. Матушанский // Современные наукоемкие технологии. — 2021. — № 11–1. — С. 150–155.
6. Критерии и показатели психолого-оздоровительной оценки
7. безопасности и здоровьесбережения образовательной среды в системе «вуз — школа» / З. И. Тюмасева, Г. В. Валеева, И. Л. Орехова, Е. А. Романова // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 8–1. — С. 158–167.
8. Новосёлова Г. А. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современном вузе / Г. А. Новосёлова, Е. Г. Фоменко, Е. А. Колькина // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 5. — DOI: 10.17513/spno.29185
9. Сулкарнаева Г. А. Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе вуза : монография [Электронный ресурс] / Г. А. Сулкарнаева, Е. В. Булгакова. — Тюмень : ГАУ Северного Зауралья, 2023. — 164 с. — URL: <a href="https://www.tsaa.ru/" target="_blank">https://www.tsaa.ru/</a> documents/
10. Хазова С. А. Здоровьесберегающая образовательная среда вуза, обеспечивающая подготовку конкурентоспособных специалистов / С. А. Хазова, Г. Ю. Лях // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения : сб. материалов Всерос. науч.-
11. Хоптинская А. А. Модель здоровьесберегающей среды современного педагогического вуза / А. А. Хоптинская // Школа будущего. — 2020. — № 2. — С. 152–165.

Остальные статьи