Методические подходы к построению безопасной здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего образования
Аннотация
Рассмотрены методические и технологические подходы ученых к построению здоровьесберегающей образовательной среды в высших учебных заведениях. Особое внимание уделено составляющим методических компонентов различных моделей построения безопасного для здоровья студентов образовательного пространства, факторам, которые могут обеспечить положительный результат в процессе формирования безопасной здоровьесберегающей среды в образовательной организации современного типа. Предложены направления построения безопасного здоровьесберегающего контента (методические траектории): теоретическое, практическое, восстановительное. Сформированы методические уровни с учетом контента направлений организации работы по сохранению здоровья у студентов: физкультурно-теоретический, физкультурно-практический, физкультурно-методический, физкультурно-регулирующий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 02/2024 |
Страницы | 9-15 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_2_9 |
Образовательная среда, претендующая на роль безопасного пространства и отвечающая требованиям развития современного государства в условиях всеобщей информатизации, должна строиться с учетом опасностей и угроз в социокультурном пространстве, обеспечения комфортных условий в процессе получения профессиональных знаний и навыков в стенах учреждений высшего образования. Болевой точкой практически всех организаций высшего образования остается вопрос сохранения здоровья молодежи, преподавателей. Следовательно, основополагающим в общей системе безопасной образовательной среды является создание здоровьесберегающего пространства как фактора успешной профессионализации студентов с учетом их субъективных и объективных возможностей адаптации к условиям многоуровневой и сложной современной системы обучения [6, с. 159].
Система образования в современной России строится с учетом множества инновационных технологий и форм, в том числе и в вопросах сохранения и сбережения здоровья всех субъектов, имеющих отношение к обучению и воспитанию молодых людей, и самих студентов. Идея построения безопасного здоровьесберегающего пространства основывается на теории формирования осознанного отношения молодежи к ценности здоровья своего и социального пространства, становления культуры здоровья как «потребности вести здоровый образ жизни» [4, с. 112].
Чтобы созданная здоровьесберегающая среда функционировала в оптимальном режиме, необходимо выстроить систему условий для сохранения здоровья, купировать источники рисков для физического и эмоционального состояния, суммировать и активизировать возможности для личности принимать участие в оздоравливающих мероприятиях, ввести в воспитательно-образовательный процесс методы, помогающие обучающимся использовать личностный потенциал здоровьесбережения [9, с. 71].
Для построения здоровьесберегающего образовательного контента в российской научной практике разработана базисная структура методических подходов и непротиворечащие им принципы экспериментальных исследований. Ученые сформулировали три основных методических направления построения безопасной среды, в рамках которой можно сформировать у молодых людей потребность к здоровьесбережению: системный, личностно-деятельностный и компетентностный [5, с. 150–155].
Н. К. Смирнов разработал классификацию технологических методов, в основе которых заложена идея создания комфортного здоровьесберегающего образовательного поля. К ним относятся: медико-гигиенические технологии; физкультурно-оздоровительные технологии; экологические технологии; технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности; здоровьесберегающие образовательные технологии, которые можно классифицировать как организационно-педагогические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные технологии [3].