Дата публикации: 01.04.2024

Методические подходы к построению безопасной здоровьесберегающей образовательной среды в системе высшего образования

Аннотация

Рассмотрены методические и технологические подходы ученых к построению здоровьесберегающей образовательной среды в высших учебных заведениях. Особое внимание уделено составляющим методических компонентов различных моделей построения безопасного для здоровья студентов образовательного пространства, факторам, которые могут обеспечить положительный результат в процессе формирования безопасной здоровьесберегающей среды в образовательной организации современного типа. Предложены направления построения безопасного здоровьесберегающего контента (методические траектории): теоретическое, практическое, восстановительное. Сформированы методические уровни с учетом контента направлений организации работы по сохранению здоровья у студентов: физкультурно-теоретический, физкультурно-практический, физкультурно-методический, физкультурно-регулирующий.




Образовательная среда, претендующая на роль безопасного пространства и отвечающая требованиям развития современного государства в условиях всеобщей информатизации, должна строиться с учетом опасностей и угроз в социокультурном пространстве, обеспечения комфортных условий в процессе получения профессиональных знаний и навыков в стенах учреждений высшего образования. Болевой точкой практически всех организаций высшего образования остается вопрос сохранения здоровья молодежи, преподавателей. Следовательно, основополагающим в общей системе безопасной образовательной среды является создание здоровьесберегающего пространства как фактора успешной профессионализации студентов с учетом их субъективных и объективных возможностей адаптации к условиям многоуровневой и сложной современной системы обучения [6, с. 159].

Система образования в современной России строится с учетом множества инновационных технологий и форм, в том числе и в вопросах сохранения и сбережения здоровья всех субъектов, имеющих отношение к обучению и воспитанию молодых людей, и самих студентов. Идея построения безопасного здоровьесберегающего пространства основывается на теории формирования осознанного отношения молодежи к ценности здоровья своего и социального пространства, становления культуры здоровья как «потребности вести здоровый образ жизни» [4, с. 112].

Чтобы созданная здоровьесберегающая среда функционировала в оптимальном режиме, необходимо выстроить систему условий для сохранения здоровья, купировать источники рисков для физического и эмоционального состояния, суммировать и активизировать возможности для личности принимать участие в оздоравливающих мероприятиях, ввести в воспитательно-образовательный процесс методы, помогающие обучающимся использовать личностный потенциал здоровьесбережения [9, с. 71].

Для построения здоровьесберегающего образовательного контента в российской научной практике разработана базисная структура методических подходов и непротиворечащие им принципы экспериментальных исследований. Ученые сформулировали три основных методических направления построения безопасной среды, в рамках которой можно сформировать у молодых людей потребность к здоровьесбережению: системный, личностно-деятельностный и компетентностный [5, с. 150–155].

Н. К. Смирнов разработал классификацию технологических методов, в основе которых заложена идея создания комфортного здоровьесберегающего образовательного поля. К ним относятся: медико-гигиенические технологии; физкультурно-оздоровительные технологии; экологические технологии; технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности; здоровьесберегающие образовательные технологии, которые можно классифицировать как организационно-педагогические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные технологии [3].

Список литературы

1. Khoptinskaya A. A. Model’ zdorov’esberegayushchei sredy sovremennogo pedagogicheskogo vuza / A.A.Khoptinskaya // Shkola budushchego. — 2020. — №2. — S. 152–165.
2. 10. Хоптинская А. А. Модель здоровьесберегающей среды современного педагогического вуза / А. А. Хоптинская // Школа будущего. — 2020. — № 2. — С. 152–165.
3. Khazova S. A. Zdorov’esberegayushchaya obrazovatel’naya sreda vuza, obespechivayushchaya podgotovku konkurentosposobnykh spetsialistov / S. A. Khazova, G. Yu. Lyakh // Aktual’nye problemy bezopasnosti zhiznedeyatel’nosti i zdorov’esberezheniya : sb. mater
4. 9. Хазова С. А. Здоровьесберегающая образовательная среда вуза, обеспечивающая подготовку конкурентоспособных специалистов / С. А. Хазова, Г. Ю. Лях // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения : сб. материалов Всерос. науч.-
5. Sulkarnaeva G. A. Realizatsiya zdorov’esberegayushchikh tekhnologii v obrazovatel’nom protsesse vuza: monografiya [Elektronnyi resurs] / G. A. Sulkarnaeva, E. V. Bulgakova. — Tyumen’: GAU Severnogo Zaural’ya, 2023. — 164 s. — URL: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> tsaa.ru/doc
6. 8. Сулкарнаева Г. А. Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе вуза: монография [Электронный ресурс] / Г. А. Сулкарнаева, Е. В. Булгакова. — Тюмень: ГАУ Северного Зауралья, 2023. — 164 с. — URL: <a href="https://www.tsaa.ru/" target="_blank">https://www.tsaa.ru/</a> documents/pu
7. Novoselova G. A. Zdorov’esberegayushchie obrazovatel’nye tekhnologii v sovremennom vuze / G. A .Novoselova, E. G. Fomenko, E. A. Kol’kina // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. — 2019. — № 5. — DOI: 10.17513/spno.29185
8. 7. Новосёлова Г. А. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современном вузе / Г. А. Новосёлова, Е. Г. Фоменко, Е. А. Колькина // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 5. — DOI: 10.17513/spno.29185
9. Kriterii i pokazateli psikhologo-ozdorovitel’noi otsenki bezopasnosti i zdorov’esberezheniya obrazovatel’noi sredy v sisteme «vuz — shkola» / Z. I. Tyumaseva, G. V. Valeeva, I. L. Orekhova, E. A. Romanova // Fundamental’nye issledovaniya. — 2015. — № 8–1.
10. 6. Критерии и показатели психолого-оздоровительной оценки безопасности и здоровьесбережения образовательной среды в системе «вуз — школа» / З. И. Тюмасева, Г. В. Валеева, И. Л. Орехова, Е. А. Романова // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 8–1. — С.
11. Kochura A. S. Razrabotka strukturno-funktsional’noi modeli formirovaniya zdorov’esberegayushchei kompetentsii studentov vuza / A. S. Kochura, G. U. Matushanskii // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. — 2021. — № 11–1. — S. 150–155.
12. 5. Кочура А. С. Разработка структурно-функциональной модели формирования здоровьесберегающей компетенции студентов вуза / А. С. Кочура, Г. У. Матушанский // Современные наукоемкие технологии. — 2021. — № 11–1. — С. 150–155.
13. Godzhurov E. S. Zdorov’esberegayushchie tekhnologii v obrazovatel’nom prostranstve vuza / E. S. Godzhurov // Sotsial’no-gumanitarnye nauki: sovremennye paradigmy i issledovaniya : sb. nauch. trudov po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Belgorod, 2
14. 4. Годжуров Э. С. Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве вуза / Э. С. Годжуров // Социально-гуманитарные науки: современные парадигмы и исследования: сб. науч. трудов по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 27 мая 2021
15. Vyshegorodtseva O. I. Organizatsionno-upravlencheskie i pedagogicheskie usloviya vnedreniya zdorov’esberegayushchikh tekhnologii v vuze [Elektronnyi resurs] / O. I. Vyshegorodtseva // Nauchno-prakticheskii elektronnyi zhurnal «Alleya nauki». — 2019. — № 1
16. 3. Вышегородцева О. И. Организационно-управленческие и педагогические условия внедрения здоровьесберегающих технологий в вузе [Электронный ресурс] / О. И. Вышегородцева // Научно-практический электронный журнал «Аллея науки». — 2019. — № 1 (28). — URL: ht
17. Akhmetvalieva M. G. Napravleniya razvitiya kul’tury zdorov’esberezheniya u studentov v sisteme lichnostnoi bezopasnosti / M. G. Akhmetvalieva, M. A. Konyaeva // Evraziiskii Soyuz Uchenykh (ESU). — 2020. — № 4 (73). — S. 4–8. — DOI: 10.31618/ ESU.2413-9335
18. 2. Ахметвалиева М. Г. Направления развития культуры здоровьесбережения у студентов в системе личностной безопасности / М. Г. Ахметвалиева, М. А. Коняева // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). — 2020. — № 4 (73). — С. 4–8. — DOI: 10.31618/ ESU.2413-9335.2020.8.
19. Abbasova L. I. Sovremennye podkhody k formirovaniyu zdorov’esberegayushchei sredy obrazovatel’noi organizatsii / L. I. Abbasova // Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. — 2019. — № 11 (177). — S. 3–7.
20. 1. Аббасова Л. И. Современные подходы к формированию здоровьесберегающей среды образовательной организации / Л. И. Аббасова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2019. — № 11 (177). — С. 3–7.

Остальные статьи