Школьная тревожность первоклассников с ОВЗ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности школьной тревожности младших школьников с расстройством аутистического спектра (РАС), с нарушениями зрения и слуха в образовательном процессе. Актуальность исследования определяется тем, что детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) значительно сложнее адаптироваться к школе, чем детям группы нормы. Для них необходимо составление индивидуальных программ обучения, которые должны основываться на эмпирических исследованиях особенностей детей с разными группами заболеваний, которых на сегодняшний день недостаточно. В результате исследования нами была выявлена тенденция, отражающая существование различий в показателях школьной тревожности между младшими школьниками с РАС, с нарушениями слуха и зрения. Проживание социального стресса, низкая сопротивляемость стрессу на физиологическом уровне, трудности в отношениях с другими людьми наиболее выражены у первоклассников с РАС по сравнению с первоклассниками с нарушениями слуха и зрения. Боязнь ситуации проверки знаний и самовыражения наиболее выражена у первоклассников с нарушениями зрения по сравнению с первоклассниками, имеющими РАС или слуховые нарушения. Из полученных результатов можно выдвинуть предположение о том, что детям с ОВЗ необходим дифференциальный подход к адаптации с учетом нозологии нарушения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 01/2024 |
Страницы | 269-276 |
УДК | 37.013.77 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_1_269 |
Введение
Начиная учиться в первом классе, ребенок попадает в принципиально новую для себя социальную ситуацию развития, которая характеризуется новой ведущей деятельностью — учебной. Младший школьник приобретает новую роль в социуме, учится построению социальных связей и социально-предметных отношений [12]. В рамках адаптации к новой ведущей деятельности, новой социальной ситуации развития и новой роли ребенок сталкивается со значительным количеством трудностей. Еще более серьезные трудности испытывают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Для успешной адаптации к образовательному процессу младшим школьникам необходимо освоить навыки учебной деятельности, научиться устанавливать взаимосвязи с другими учениками и преподавателями, а также сформировать адекватное для образовательного процесса поведение [4; 10; 11]. Обратим внимание, что успешной адаптации достигают лишь 33,5 % учеников [1]. Дети с ОВЗ обладают спецификой здоровья, которая не позволяет овладеть навыками в учебных заведениях без индивидуальных условий и подхода в воспитании и образовании, в связи с чем образовательным организациям необходимо уделять особое внимание адаптации школьников [2; 3]. Ребенку с ОВЗ значительно сложнее адаптироваться к образовательному процессу по сравнению с ребенком группы нормы [14; 15]. Это представляет существенную проблему, поскольку количество детей с ОВЗ с каждым годом увеличивается [7; 8; 9].
В современной науке выделяются определенные параметры, нарушающие адаптацию ребенка с ОВЗ в социуме: специфика конкретных заболеваний (расстройство слуха, зрения, психики, другие соматические болезни); специфика психики и физиологии; нехватка психологических условий для взаимодействия с ровесниками; ослабленное телесное здоровье; нарушенное психологическое здоровье; затруднение участия в различных процессах, например в учебе, труде, играх, коммуникации [5].
Как продемонстрировано в работе И. С. Лучинкиной, 47,06 % детей младшего школьного возраста с ОВЗ имеют выраженный страх перед школой, что свидетельствует о неэффективной адаптации к школе значительного количества детей с ОВЗ. Тревожность оказывает крайне негативное влияние на школьников в образовательном процессе [13]. Высокие показатели школьной тревожности существенно затрудняют адаптацию школьников с ОВЗ, что, в свою очередь, может быть скорректировано при наличии в школах программ адаптации для детей с разными нарушениями развития.