Дата публикации: 01.01.2024

Школьная тревожность первоклассников с ОВЗ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности школьной тревожности младших школьников с расстройством аутистического спектра (РАС), с нарушениями зрения и слуха в образовательном процессе. Актуальность исследования определяется тем, что детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) значительно сложнее адаптироваться к школе, чем детям группы нормы. Для них необходимо составление индивидуальных программ обучения, которые должны основываться на эмпирических исследованиях особенностей детей с разными группами заболеваний, которых на сегодняшний день недостаточно. В результате исследования нами была выявлена тенденция, отражающая существование различий в показателях школьной тревожности между младшими школьниками с РАС, с нарушениями слуха и зрения. Проживание социального стресса, низкая сопротивляемость стрессу на физиологическом уровне, трудности в отношениях с другими людьми наиболее выражены у первоклассников с РАС по сравнению с первоклассниками с нарушениями слуха и зрения. Боязнь ситуации проверки знаний и самовыражения наиболее выражена у первоклассников с нарушениями зрения по сравнению с первоклассниками, имеющими РАС или слуховые нарушения. Из полученных результатов можно выдвинуть предположение о том, что детям с ОВЗ необходим дифференциальный подход к адаптации с учетом нозологии нарушения.




Введение

Начиная учиться в первом классе, ребенок попадает в принципиально новую для себя социальную ситуацию развития, которая характеризуется новой ведущей деятельностью — учебной. Младший школьник приобретает новую роль в социуме, учится построению социальных связей и социально-предметных отношений [12]. В рамках адаптации к новой ведущей деятельности, новой социальной ситуации развития и новой роли ребенок сталкивается со значительным количеством трудностей. Еще более серьезные трудности испытывают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Для успешной адаптации к образовательному процессу младшим школьникам необходимо освоить навыки учебной деятельности, научиться устанавливать взаимосвязи с другими учениками и преподавателями, а также сформировать адекватное для образовательного процесса поведение [4; 10; 11]. Обратим внимание, что успешной адаптации достигают лишь 33,5 % учеников [1]. Дети с ОВЗ обладают спецификой здоровья, которая не позволяет овладеть навыками в учебных заведениях без индивидуальных условий и подхода в воспитании и образовании, в связи с чем образовательным организациям необходимо уделять особое внимание адаптации школьников [2; 3]. Ребенку с ОВЗ значительно сложнее адаптироваться к образовательному процессу по сравнению с ребенком группы нормы [14; 15]. Это представляет существенную проблему, поскольку количество детей с ОВЗ с каждым годом увеличивается [7; 8; 9].

В современной науке выделяются определенные параметры, нарушающие адаптацию ребенка с ОВЗ в социуме: специфика конкретных заболеваний (расстройство слуха, зрения, психики, другие соматические болезни); специфика психики и физиологии; нехватка психологических условий для взаимодействия с ровесниками; ослабленное телесное здоровье; нарушенное психологическое здоровье; затруднение участия в различных процессах, например в учебе, труде, играх, коммуникации [5].

Как продемонстрировано в работе И. С. Лучинкиной, 47,06 % детей младшего школьного возраста с ОВЗ имеют выраженный страх перед школой, что свидетельствует о неэффективной адаптации к школе значительного количества детей с ОВЗ. Тревожность оказывает крайне негативное влияние на школьников в образовательном процессе [13]. Высокие показатели школьной тревожности существенно затрудняют адаптацию школьников с ОВЗ, что, в свою очередь, может быть скорректировано при наличии в школах программ адаптации для детей с разными нарушениями развития.

Список литературы

1. Абдуллина Л. Б. Адаптация первоклассников к школе / Л. Б. Абдуллина // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 4 (71). — С. 8.
2. Андрусяк Н. Ю. Анализ положительного опыта использования социально-культурных технологий в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Ю. Андрусяк, Т. А. Безeнкова // Гуманитарно-педагогические исследования. — 2018. — № 2 (1
3. Антонова Л. В. Психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ / Л. В. Антонова, Н. А. Емeльянчик, Ю. А. Литвинова // Вестник науки и образования. — 2016. – № 6 (18). — С. 106–107.
4. Бандурин А. П. Социокультурные технологии инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья и их совместимость с жизненными стратегиями социализации в семье / А. П. Бандурин // Социально-гуманитарные знания. — 2017. — № 7. — С. 43–49.
5. Гоношилина С. В. Особенности самооценки у детей и подростков с различными формами отклонения в развитии / С. В. Гоношилина // Наука и образование сегодня. — 2020. — № 1 (48). — С. 66–71.
6. Лучинкинa И. С. Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы / И. С. Лучинкинa // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 237–240.
7. Мезинов В. Н. Педагогические условия обеспечения адаптации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья к учебной деятельности / В. Н. Мезинов, О. Ю. Люленкова // Научно-педагогическое обозрение. Pedagоgical Review. — 2019. — № 4 (26). — С
8. Михайлова Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации обучающихся с ОВЗ в условиях массовой школы / Т. А. Михайлова // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 4. — С. 243.
9. Савенкова Л. Г. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в процессе участия в музыкально-театральной деятельности / Л. Г. Савенкова, А. И. Аверкиева // Педагогика искусства. — 2020. — №3. — С. 58–64.
10. Фадина М. А. Особенности процесса адаптации первоклассников к условиям образовательной среды современной школы и их учет в практической деятельности учителя / М. А. Фадина, М. А. Кувырталова // Вeстник науки и образовaния. — 2018. — № 13 (49). — С. 72
11. Щербакова Н. П. Адaптация первоклассников с ОВЗ к школе / Н. П. Щербакова // Достижения нaуки и образования. — 2022. — № 3 (83). — С. 74–77.
12. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. — Москва, 2005. — 302 с.
13. Barrеtt P. Preventiоn оf anxiеty symptоms in primary schооl children: Prеliminary results frоm a universal schооl based trial / P. Barrеtt, C. Turnеr // British jоurnal оf clinical psychоlоgy. — 2001. — Nо. 40 (4). — P. 399–410.
14. Pitts L. Mastery criteriа and the mаintenance оf skills in childrеn with
15. develоpmental disabilities / L. Pitts, M. L. Hоerger // Bеhaviоral Interventiоns. — 2021. — Nо. 36 (2). — Р. 522–531.
16. Rоbisоn M. A. Life skills instructiоn fоr children with develоpmental disabilities / M. A. Rоbisоn, T. B. Mann, E. T. Ingvarssоn // Jоurnal оf applied behaviоr analysis. — 2020. — Nо. 53 (1). — Р. 431–448.

Остальные статьи