Расстройства аутистического спектра — вопросы терминологии, диагностики, этиологии
Аннотация
В статье рассматриваются такие важные аспекты, как терминология, диагностика, этиология расстройства аутистического спектра (РАС), а также когда и кто должен диагностировать аутизм. Поднимаются проблемные моменты в области диагностики РАС, описываются методы диагностики и параметры фиксации особенностей при аутизме, причины и триггеры РАС.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 01/2024 |
Страницы | 258-268 |
УДК | 376 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_1_258 |
Вопросы терминологии
Расстройства аутистического спектра (сокращенно РАС, англ. autism spectrum disorder, ASD) на сегодняшний момент включают в себя такие устаревшие диагнозы, как детский аутизм, ранний инфантильный аутизм, атипичный аутизм, аутизм Каннера, высокофункциональный аутизм, первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений, детское дезинтегративное расстройство и синдром Аспергера [11] — нейроонтогенетическое расстройство [2], расстройство психического развития.
Несмотря на всю дискутабельность терминов «аутизм» и «РАС», по Международной классификации болезней 11-го пересмотра (МКБ-11) РАС характеризуется постоянным дефицитом способности инициировать и поддерживать взаимное социальное взаимодействие и социальную коммуникацию, а также рядом ограниченных, повторяющихся и негибких моделей поведения, интересов или действий, которые явно нетипичны или чрезмерны для возраста человека и социокультурного контекста. Начало расстройства происходит в период развития, как правило, в раннем детстве, но симптомы могут не проявляться полностью до тех пор, пока социальные требования не превысят ограниченные возможности. Дефицит достаточно серьезен, чтобы вызвать нарушения в личной, семейной, социальной, образовательной, профессиональной или других важных сферах функционирования, и, как правило, является распространенной чертой функционирования человека, наблюдаемой во всех условиях, хотя они могут варьироваться в зависимости от социального, образовательного или другого контекста. Люди с РАС демонстрируют широкий спектр интеллектуальных функций и языковых возможностей [2].
РАС — это нарушения развития, которые характеризуются дефицитом социального взаимодействия, дисфункцией сенсорных систем, а также склонностью к стереотипным действиям. У некоторых людей с РАС есть также сопутствующие аутоиммунные нарушения и избирательность в еде.