Дата публикации: 01.01.2024

Расстройства аутистического спектра — вопросы терминологии, диагностики, этиологии

Аннотация

В статье рассматриваются такие важные аспекты, как терминология, диагностика, этиология расстройства аутистического спектра (РАС), а также когда и кто должен диагностировать аутизм. Поднимаются проблемные моменты в области диагностики РАС, описываются методы диагностики и параметры фиксации особенностей при аутизме, причины и триггеры РАС.




Вопросы терминологии

Расстройства аутистического спектра (сокращенно РАС, англ. autism spectrum disorder, ASD) на сегодняшний момент включают в себя такие устаревшие диагнозы, как детский аутизм, ранний инфантильный аутизм, атипичный аутизм, аутизм Каннера, высокофункциональный аутизм, первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений, детское дезинтегративное расстройство и синдром Аспергера [11] — нейроонтогенетическое расстройство [2], расстройство психического развития.

Несмотря на всю дискутабельность терминов «аутизм» и «РАС», по Международной классификации болезней 11-го пересмотра (МКБ-11) РАС характеризуется постоянным дефицитом способности инициировать и поддерживать взаимное социальное взаимодействие и социальную коммуникацию, а также рядом ограниченных, повторяющихся и негибких моделей поведения, интересов или действий, которые явно нетипичны или чрезмерны для возраста человека и социокультурного контекста. Начало расстройства происходит в период развития, как правило, в раннем детстве, но симптомы могут не проявляться полностью до тех пор, пока социальные требования не превысят ограниченные возможности. Дефицит достаточно серьезен, чтобы вызвать нарушения в личной, семейной, социальной, образовательной, профессиональной или других важных сферах функционирования, и, как правило, является распространенной чертой функционирования человека, наблюдаемой во всех условиях, хотя они могут варьироваться в зависимости от социального, образовательного или другого контекста. Люди с РАС демонстрируют широкий спектр интеллектуальных функций и языковых возможностей [2].

РАС — это нарушения развития, которые характеризуются дефицитом социального взаимодействия, дисфункцией сенсорных систем, а также склонностью к стереотипным действиям. У некоторых людей с РАС есть также сопутствующие аутоиммунные нарушения и избирательность в еде. 

Список литературы

1. 20. The Times of Israel. Israeli study reveals potential method for reducing symptoms of autism Autism ASD: The NO Answer for Autism Spectrum Disorder // Advanced Science. — 2023. — DOI: 10.1002/advs.202205783
2. 19. The contributions of rare inherited and polygenic risk to ASD in multiplex families. — 2023. — July 28. — doi.org/10.1073/pnas.2215632120
3. 18. Replicable Patterns of Memory Impairments in Children With Autism and Their Links to Hyperconnected Brain Circuits. — doi.org/10.1016/j.bpsc.2023.05.002
4. 17. Prenatal, perinatal, and postnatal factors associated with autism: A meta-analysis / C.Wang, H. Geng, W. Liu, G.Zhang // Medicine (Baltimore). — 2017. — Vol. 96 (18). — e6696.
5. 16. Multi-level analysis of the gut–brain axis shows autism spectrum disorder-associated molecular and microbial profiles // Nature Neuroscience. — 2023. — DOI: 10.1038/ s41593-023-01361-0
6. 15. Modeling idiopathic autism in forebrain organoids reveals an imbalance of excitatory cortical neuron subtypes during early neurogenesis // Nat Neurosci. — 2023. — Vol. 26 (9). — P. 1505–1515. — DOI: 10.1038/s41593-023-01399-0
7. 14. Mechanism of KMT5B haploinsufficiency in neurodevelopment in humans and mice. — DOI: 10.1126/sciadv.ade14
8. 13. Health conditions in autism: Defining the trajectory from adolescence to early adulthood. — 2023. — Vol. 28. — doi.org/10.1002/aur.2960
9. 12. Early life exposure to particulate matter air pollution (PM1, PM2.5 and PM10) and autism in Shanghai, China: A case-control study // Environ Int. — 2018. — Vol. 121. — P. 1121–1127. — <a href="https://doi.org/10.1016/j.envint.2018.10.026" target="_blank">https://doi.org/10.1016/j.envint.2018.10.026</a>
10. 11. Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. — 992 с. Psychiatry Online | DSM Library
11. 10. A new era for autism research, and for our journal / L. Pellicano, W. Mandy, S. Bölte et al. // Autism. — 2018. — Vol. 22 (2). — P. 82–83. — DOI: 10.1177/1362361317748556
12. Chto takoe rasstroistvo autisticheskogo spektra? [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://www.cdc.gov/ncbddd/autism/facts.html" target="_blank">https://www.cdc.gov/ncbddd/autism/facts.html</a> (data obrashcheniya: 20.12.2023).
13. 9. Что такое расстройство аутистического спектра? [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://www.cdc.gov/ncbddd/autism/facts.html" target="_blank">https://www.cdc.gov/ncbddd/autism/facts.html</a> (дата обращения: 20.12.2023).
14. Edel’son S. M. Nauchnye voprosy, svyazannye s biologiei autizma / S. M. Edel’son [Elektronnyi resurs] // Autizm i narusheniya razvitiya. — 2019. — T. 17, № 1. — S. 4–14. —URL: <a href="https://psyjournals.ru/journals/autdd/archive/2019_n1/edelson" target="_blank">https://psyjournals.ru/journals/autdd/archive/2019_n1/edelson</a> (data obrashcheni
15. 8. Эдельсон С. М. Научные вопросы, связанные с биологией аутизма / С. М. Эдельсон [Электронный ресурс] // Аутизм и нарушения развития. — 2019. — Т. 17, № 1. — С. 4–14. — URL: <a href="https://psyjournals.ru/journals/autdd/archive/2019_n1/edelson" target="_blank">https://psyjournals.ru/journals/autdd/archive/2019_n1/edelson</a> (дата обращения: 2
16. Stiven Edel’son o biologii autizma: Geneticheskii faktor vazhen, no sreda igraet osobuyu rol’ [Elektronnyi resurs]. — URL: PsyJournals.ru (data obrashcheniya: 25.12.2023).
17. 7. Стивен Эдельсон о биологии аутизма: Генетический фактор важен, но среда играет особую роль [Электронный ресурс]. — URL: PsyJournals.ru (дата обращения: 25.12.2023).
18. Pokazateli autizma po stranam [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> datapandas.org/ranking/autism-rates-by-country (data obrashcheniya: 10.01.2024).
19. 6. Показатели аутизма по странам [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> datapandas.org/ranking/autism-rates-by-country (дата обращения: 10.01.2024).
20. Ochirova V. B. Razvitie rebenka: puti resheniya problem na osnove metodologii sistemno-vektornoi psikhologii Yuriya Burlana / V. B. Ochirova, M. O. Gribova // Aktual’nye voprosy psikhologii : materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Krasnodar, 30 apre
21. 5. Очирова В. Б. Развитие ребенка: пути решения проблем на основе методологии системно-векторной психологии Юрия Бурлана / В. Б. Очирова, М. О. Грибова // Актуальные вопросы психологии : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Краснодар, 30 апреля 2013
22. Nedootsenennaya rol’ mozzhechka i ego vliyanie na epilepsiyu [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0006899310021670" target="_blank">https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0006899310021670</a> (data obrashcheniya: 29.02.2024).
23. 4. Недооцененная роль мозжечка и его влияние на эпилепсию [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0006899310021670" target="_blank">https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0006899310021670</a> (дата обращения: 29.02.2024).
24. Mutatsiya usileniya funktsii UBE3A, svyazannaya s autizmom, vyzyvaet interneironnye i povedencheskie fenotipy pri nasledovanii po materinskoi ili ottsovskoi linii u myshei // Cell Rep. — 2023. — Vol. 42 (7). — P. 112706. — DOI: 10.1016/j.celrep.2023.11270
25. 3. Мутация усиления функции UBE3A, связанная с аутизмом, вызывает интернейронные и поведенческие фенотипы при наследовании по материнской или отцовской линии у мышей // Cell Rep. — 2023. — Vol. 42 (7). — P. 112706. — DOI: 10.1016/j. celrep.2023.112706
26. MKB-11 dlya vedeniya statistiki smertnosti i zabolevaemosti [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://icd.who.int/browse/2024-01/mms/ru" target="_blank">https://icd.who.int/browse/2024-01/mms/ru</a> (data obrashcheniya: 20.02.2024).
27. 2. МКБ-11 для ведения статистики смертности и заболеваемости [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://icd.who.int/browse/2024-01/mms/ru" target="_blank">https://icd.who.int/browse/2024-01/mms/ru</a> (дата обращения: 20.02.2024).
28. Men’ E. E. Autizm vchera i segodnya: chto govorit nauka [Elektronnyi resurs] / E.E.Men’// Pedagogika LAB. — URL: <a href="https://www.youtube.com/watch?v=oQN8I5PPEnM" target="_blank">https://www.youtube.com/watch?v=oQN8I5PPEnM</a> (data obrashcheniya: 29.02.2024).
29. 1. Мень Е. Е. Аутизм вчера и сегодня: что говорит наука [Электронный ресурс] / Е. Е. Мень // Педагогика LAB. — URL: <a href="https://www.youtube.com/" target="_blank">https://www.youtube.com/</a> watch?v=oQN8I5PPEnM (дата обращения: 29.02.2024).

Остальные статьи