«Мемориальный этап» в жизни и в биографии личности. Ч. 1. Сущность «мемориального этапа» и обобщенная модель «мемориальной активности»
Аннотация
«Мемориальность» связывается с готовностью человека не только помнить о себе, но и проявлять определенную активность по созданию привлекательного образа самого себя, чтобы и другие люди воспринимали и помнили данного человека позитивно. «Мемориальный этап» предполагает, что активность и деятельность человека по созданию благоприятного образа себя занимает в его жизни значительное место, претендуя на статус ведущей деятельности. Это в наибольшей степени относится к предпенсионному и пенсионному периодам жизни, но также и к ситуациям реальных рисков для жизни (на войне, в различных экстремальных случаях, в условиях труднопреодолимых иррациональных влечений и т. п.). Особый статус приобретает «мемориальный этап» после жизни человека. В статье делается попытка раскрытия сущности «мемориальности» (как «мемориальной активности») и «мемориального этапа», связанного с жизнью и с биографией личности (как при жизни человека, так и после его смерти). Предлагается обобщенная модель «мемориальности», основанная на соотношении реального целостного человека, отношения к нему со стороны самого этого человека («Я-образ»), со стороны социума (социальный образ) и со стороны культуры — в материальных и цифровых носителях, отражающих вклад данного человека в культуру (культурный образ).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 01/2024 |
Страницы | 239-257 |
УДК | 159.9; 37.013 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_1_239 |
Постановка проблемы
Важно сразу оговорить, что речь идет не о развитии человека реального и целостного, в единстве природного, социального, психического и духовного [22, с. 8–10], а о развитии образа человека. При этом мы считаем, что образ применим к каждой из составляющих реального целостного человека. Между тем анализ определенных взаимосвязей реального человека и его образа важен нам для лучшего понимания сущности «мемориального этапа» развития личности.
Многие периодизации строятся на биологических основаниях жизни человека и часто ограничиваются моментом реального рождения организма и его смерти, включая и подходы, когда смерть определяется прекращением активности мозга [12; 13; 14 и др.]. При этом чисто психические основания нередко определяются как следствия, как производные от природного или медицинского. Даже само определение психики, встречающееся во многих учебниках, связывают с «материальным субстратом», то есть с мозгом и со всем организмом, не говоря уже о физической среде обитания. И все же, хотя бы для удобства анализа именно личностного развития, многие авторы используют и психологические метафоры, такие как «образ Я», «Я-концепция», что часто предполагает неразрывную связь личности с окружающими людьми, с обществом, с культурой и с окружающим миром в целом [2; 31].
Все чаще возрастные психологи выделяют пренатальный период развития, правда, и здесь подчеркивается связь психического (на какомто этапе созревания плода ребенка) с физиологическим (с организмом матери, а потом — и с собственным формирующимся организмом). Заметим, что если оперировать такими понятиями, как образ, то еще и до рождения ребенка в психологическом смысле ребенок уже существует: в воображении родителей, членов семьи, а иногда и целых народов, например, когда все ждут рождения наследника какого-то правителя. И не всегда этот образ соответствует ожиданиям, особенно когда долгожданный ребенок так и не рождается по разным причинам. Если человек проявляет определенную активность, связанную с памятью о себе, а также активность по улучшению образа себя в собственных глазах и в глазах окружающих, то можно говорить о «мемориальности» такой активности, о соответствующей деятельности и о более конкретных действиях, переживаниях, замыслах.
Если же говорить о «мемориальном этапе», то такая активность становится более значимой для человека вплоть до перерастания ее в ведущую деятельность, которая может проявляться в определенные периоды жизни. Например, при подготовке к смерти в пожилом возрасте, заботой о своем образе в глазах других людей во время боевых действий и т. п. Сам такой образ может соотноситься с реальным человеком, но может и отличаться от него, например, когда требуется идеализация погибшего героя или, наоборот, создание ничтожного образа умершего человека в целях его опошления (или использования этого образа в качестве негативного примера). Что важно, сам образ может появиться и при жизни человека, и главное — после его смерти. И тогда «мемориальный этап» получает полное право на свое существование, правда, в этом случае он уже больше относится не к жизни, а к биографии человека. Более подробный анализ сущности «мемориальности» и «мемориального этапа» будет дан ниже.