Дата публикации: 01.01.2024

Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях работы ЦСАП ФГБОУ ВО «Братский государственный университет»

Аннотация

В статье раскрываются условия формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях работы Центра социальной адаптации и психолого-педагогической поддержки (ЦСАП) Братского государственного университета. Показано, что феномен психологической готовности студентов к работе в ЦСАП можно рассматривать с позиции таких компонентов его структуры, как мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и операциональный. Выявлено, что работа в ЦСАП способствует повышению уровня психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности, а специально разработанная и экспериментально апробированная программа подготовки студентов к работе в ЦСАП помогает адаптироваться практикантам к работе в таком Центре.




Введение

Экономическая ситуация в стране в последние годы определила качественный рост конкурентоспособности специалистов на рынке труда и обусловила необходимость организации непрерывного образования, в том числе и переподготовки высокопрофессиональных кадров. Современное общество живет в высоком темпе, и к личности будущего профессионала предъявляются с каждым годом все более возрастающие требования. Так, выпускник российского вуза сегодня обязан не только иметь базовые основы знаний, умений и навыков, но и быть внутренне готовым к будущей трудовой деятельности: работать в режиме многозадачности, быть стрессоустойчивым, склонным к аффилиации, адекватному эмоциональному отреагированию, ориентированным на эффективный результат с высокой долей ответственности за принятые решения и оказанные профессиональные услуги. Образовательная среда университета должна совершенствовать не только профессиональные компетенции студентов, но и их личностные качества, ценностно значимые в решении тех или иных профессиональных задач, с высокой долей сформированности культурно-нравственной составляющей личности профессионала [9]. 

Актуальность исследования

Значимой проблемой на пути профессионального становления личности будущих психологов образования выступает проблема психологической готовности обучающихся к профессиональной деятельности. Современные требования, предъявляемые как к деятельности психологов-профессионалов, так и к подготовке будущих специалистов системы образования вузами, пересмотрены в контексте ее усложнения и повышения требований к личности профессионала.

Так, феномен готовности личности к профессиональной деятельности в своих трудах рассматривали М. Б. Бондаренко, Л. И. Божович, М. В. Демиденко, А. А. Дергач, К. М. Дурай-Новакова, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Е. А. Климов, И. А. Калинина, Н. Д. Левитов, И. М. Пучкова, П. Н. Устин и другие ученые [3; 10]; исследованию психологической готовности к профессиональной деятельности свои работы посвятили А. П. Вяткин, Т. Б. Гершкович, Т. В. Калинина, Н. В. Кузьмина, А. В. Першина, Н. С. Пряжников, Т. Я. Яковец и другие авторы [5], подчеркивающие значимость изучения условий обучения, наполняемость и содержание рабочих программ, а также специфику выбора форм и методов учебной деятельности, особенности взаимодействия преподавателей с обучающимися на этапе обучения в вузе [7].

Список литературы

1. 14. Метелькова Е. И. Проблемы создания и развития организационных моделей психологической службы в российской высшей школе : дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Е. И. Метелькова ; Моск. гор. психол.-пед. ин-т. — Москва, 2010. — 163 с. — Библиогр.: с. 15
2. Metel’kova E. I. Problemy sozdaniya i razvitiya organizatsionnykh modelei psikhologicheskoi sluzhby v rossiiskoi vysshei shkole : dis. … kand. psikhol. nauk: 19.00.13 / E. I. Metel’kova ; Mosk. gor. psikhol.-ped. in-t. — Moskva, 2010. — 163 s. — Bibliogr.
3. 15. Метелькова Е. И. Нормативные правовые основы деятельности Службы практической психологии образования / Е. И. Метелькова // Психология и современное российское образование: сб. материалов IV Всерос. съезда психологов образования / под ред. В. В. Рубцов
4. Metel’kova E. I. Normativnye pravovye osnovy deyatel’nosti Sluzhby prakticheskoi psikhologii obrazovaniya / E. I. Metel’kova // Psikhologiya i sovremennoe rossiiskoe obrazovanie: sb. materialov IV Vseros. s»ezda psikhologov obrazovaniya / pod red. V. V. R
5. 16. Метелькова Е. И. Приоритетные задачи Службы практической психологии образования как инструмента социального развития / Е. И. Метелькова // Российский научный журнал. — 2021. — № 2. — С. 16–18.
6. Metel’kova E. I. Prioritetnye zadachi Sluzhby prakticheskoi psikhologii obrazovaniya kak instrumenta sotsial’nogo razvitiya / E. I. Metel’kova // Rossiiskii nauchnyi zhurnal. — 2021. — № 2. — S. 16–18.
7. 17. Рубцов В. В. Отчет президента Федерации психологов образования России / В. В. Рубцов // Вестник практической психологии образования. — 2009. — № 1 (18). — С. 20–22.
8. Rubtsov V. V. Otchet prezidenta Federatsii psikhologov obrazovaniya Rossii / V. V. Rubtsov // Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. — 2009. — № 1 (18). — S. 20–22.
9. 18. Создание службы психологической поддержки в вузе : метод. пособие / И. В. Дударев, Н. В. Дроботя, Е. В. Чаплыгина [и др.]. — Ростов-на-Дону : ГБОУ ВПО РостГМУ Минздравсоцразвития России, 2020. — 94 с.
10. Sozdanie sluzhby psikhologicheskoi podderzhki v vuze : metod. posobie / I. V. Dudarev, N. V. Drobotya, E. V. Chaplygina [i dr.]. — Rostov-na-Donu : GBOU VPO RostGMU Minzdravsotsrazvitiya Rossii, 2020. — 94 s.
11. 19. Спинжар Н. Ф. Вопросы самореализации личности студента в процессе профессионального развития в вузе / Н. Ф. Спинжар // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2007. — № 1. — С. 110–113.
12. Spinzhar N. F.Voprosy samorealizatsii lichnosti studenta v protsesse professional’nogo razvitiya v vuze / N. F. Spinzhar // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv. — 2007. — № 1. — S. 110–113.
13. 20. СМК-ПЛ-2.5.3-10-1.0-2019. Положение о Центре социальной адаптации и психолого-педагогической поддержки федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Братский государственный университет» [Электронный ресурс]
14. SMK-PL-2.5.3-10-1.0-2019. Polozhenie o Tsentre sotsial’noi adaptatsii i psikhologopedagogicheskoi podderzhki federal’nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel’nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Bratskii gosudarstvennyi universitet Elektronnyi
15. 21. Теоретико-методологические основы организации психологической службы в вузе : монография / Ю. Н. Гут, В. А. Карнаухов, М. А. Канищева [и др.] ; отв. ред. Т. Н. Разуваева. — Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. — 342 с. — ISBN 5-248-65485-9.
16. Teoretiko-metodologicheskie osnovy organizatsii psikhologicheskoi sluzhby v vuze : monografiya / Yu. N. Gut, V. A. Karnaukhov, M. A. Kanishcheva [i dr.] ; otv. red. T. N. Razuvaeva. — Belgorod : ID «Belgorod» NIU «BelGU», 2017. — 342 s. — ISBN 5-248-65485
17. 22. Фрицюк В. А. Сущность и структура готовности к профессиональному саморазвитию будущих педагогов / В. А. Фрицюк // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. — 2016. — Т. 12, № 2. — С. 20–24.
18. Fritsyuk V. A. Sushchnost’ i struktura gotovnosti k professional’nomu samorazvitiyu budushchikh pedagogov / V. A. Fritsyuk // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. — 2016. — T. 12, № 2. — S. 20–24.
19. 23. Чеботарева С. В. Психологические условия развития профессиональной компетентности студентов специальности «психология» : дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / С. В. Чеботарева. — Новгород, 2019. — 196 с. Библиогр.: с. 155–163.
20. Chebotareva S. V. Psikhologicheskie usloviya razvitiya professional’noi kompetentnosti studentov spetsial’nosti «psikhologiya» : dis. … kand. psikhol. nauk: 19.00.07 / S. V. Chebotareva. — Novgorod, 2019. — 196 s. Bibliogr.: s. 155–163.
21. 24. Чернов В. И. Психология самореализации личности / В. И. Чернов. — СанктПетербург, 2002. — 331 с. — ISBN 5-288-01995-9.
22. Chernov V. I. Psikhologiya samorealizatsii lichnosti / V. I. Chernov. — SanktPeterburg, 2002. — 331 s. — ISBN 5-288-01995-9.
23. 25. Saigh P. Oakland 7 (ed.). International Perspectives on Psychology in the Schools / P. Saigh. — New York : Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2018. — 243 p. — ISBN 9781138973077.
24. 26. Stech S. The Profession of a School Psychologist in the Czech Republic // Psychology and Education for the 21st century. — France, 2001.
25. 1. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и некоторые задачи психологической службы в вузе / К. А. Абульханова-Славская / Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы ; под ред. Б. Б. Коссова. — Москва, 2016. — С. 33–43.
26. Abul’khanova-Slavskaya K. A. Tipologiya lichnosti i nekotorye zadachi psikhologicheskoi sluzhby v vuze / K. A. Abul’khanova-Slavskaya / Psikhologicheskaya sluzhba vuza: printsipy, opyt raboty ; pod red. B. B. Kossova. — Moskva, 2016. — S. 33–43.
27. 2. Аналитический отчет по результатам Всероссийского мониторинга службы практической психологии образования [Электронный ресурс] / В. В. Рубцов, Е. И. Метельникова, С. В. Алёхина [и др.]. — Москва : Общероссийская общественная организация «Федерация психо
28. Analiticheskii otchet po rezul’tatam Vserossiiskogo monitoringa sluzhby prakticheskoi psikhologii obrazovaniya [Elektronnyi resurs] / V.V.Rubtsov, E. I. Metel’nikova, S. V. Alekhina [i dr.]. — Moskva : Obshcherossiiskaya obshchestvennaya organizatsiya «Fe
29. 3. Василюк Ф. Е. От психологической практики к психотехнической теории / Ф. Е. Василюк // Московский психотерапевтический журнал. — 2019. — № 1. — С. 15–32.
30. Vasilyuk F. E. Ot psikhologicheskoi praktiki k psikhotekhnicheskoi teorii / F. E. Vasilyuk // Moskovskii psikhoterapevticheskii zhurnal. — 2019. — № 1. — S. 15–32.
31. 4. Гальчун Я. В. Организация психологической службы в классическом университете : маг. дис. / Я. В. Гальчун. — Белгород, 2018. — 134 с.
32. Gal’chun Ya. V. Organizatsiya psikhologicheskoi sluzhby v klassicheskom universitete : maG. dis. / Ya. V. Gal’chun. — Belgorod, 2018. — 134 s.
33. 5. Григорович Л. A. Введение в профессию «психолог» : учеб. пособие / Л. A. Григорович. — Москва: Гардарики, 2014. — 192 с.
34. Grigorovich L. A. Vvedenie v professiyu «psikholog» : ucheb. posobie / L. A. Grigorovich. — Moskva : Gardariki, 2014. — 192 s.
35. 6. Дубровина И. В. Съезды психологов [Электронный ресурс] / И. В. Дубровина. — Москва : Психологический институт Российской академии образования, 2003. — URL: <a href="http://www.pirao.ru/practice/psy-service/congresses" target="_blank">http://www.pirao.ru/practice/psy-service/congresses</a> (дата обращения: 27.04.2023).
36. Dubrovina I. V. S»ezdy psikhologov [Elektronnyi resurs] / I. V. Dubrovina. — Moskva : Psikhologicheskii institut Rossiiskoi akademii obrazovaniya, 2003. — URL: <a href="http://www." target="_blank">http://www.</a> pirao.ru/practice/psy-service/congresses (data obrashcheniya: 27.04.2023).
37. 7. Жданова С. П. Психологическое сопровождение профессионального развития студентов-психологов : дис. … канд. психол. наук / С. П. Жданова. — Томск, 2019. — 143 с. Библиогр.: с. 21–23.
38. Zhdanova S. P. Psikhologicheskoe soprovozhdenie professional’nogo razvitiya studentov-psikhologov : dis. … kand. psikhol. nauk / S. P. Zhdanova. — Tomsk, 2019. — 143 s. Bibliogr.: s. 21–23.
39. 8. Занковский А. Н. Организационная психология : учеб. пособие для вузов по спец. «Организационная психология» / А. Н. Занковский. — 2-е изд. — Москва : Флинта : МПСИ, 2018. — 648 с.
40. Zankovskii A. N. Organizatsionnaya psikhologiya : ucheb. posobie dlya vuzov po spets. «Organizatsionnaya psikhologiya» / A. N. Zankovskii. — 2-e izd. — Moskva : Flinta : MPSI, 2018. — 648 s.
41. 9. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: Схемы, таблицы, комментарии, упражнения : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, H. H. Гордеева. — Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. — 215 с.
42. Zeer E. F. Psikhologiya professional’nogo obrazovaniya: Skhemy, tablitsy, kommentarii, uprazhneniya : ucheb. posobie / E. F. Zeer, H. H. Gordeeva. — Ekaterinburg : Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2005. — 215 s.
43. 10. Изотова Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова. — Москва : Академия, 2017. — 288 с. — ISBN 978-5-7695-6197-9.
44. Izotova E. I. Psikhologicheskaya sluzhba v obrazovatel’nom uchrezhdenii : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii / E. I. Izotova. — Moskva : Akademiya, 2017. — 288 s. — ISBN 978-5-7695-6197-9.
45. 11. Колосов Е. В. Психологическая служба вуза: теория и практика / Е. В. Колосов // Высшее образование в России. — 2017. — № 3. — С. 10–13.
46. Kolosov E. V. Psikhologicheskaya sluzhba vuza: teoriya i praktika / E. V. Kolosov // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2017. — № 3. — S. 10–13.
47. 12. Кузнецова С. А. Роль психологической службы в сохранении психологического здоровья студентов / С. А. Кузнецова // Университеты России в диалоге со временем : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Магадан, 23–24 ноября 2010 г.). — Магадан : СВГУ, 2011.
48. Kuznetsova S. A. Rol’ psikhologicheskoi sluzhby v sokhranenii psikhologicheskogo zdorov’ya studentov / S. A. Kuznetsova // Universitety Rossii v dialoge so vremenem : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (Magadan, 23–24 noyabrya 2010 g.). — Magadan : SVG
49. 13. Леонтьев Д. А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ / Д. А. Леонтьев // Современная психология мотивации. — Москва : Смысл, 2019. — 254 с.
50. Leont’ev D. A. Samoaktualizatsiya kak dvizhushchaya sila lichnostnogo razvitiya: istoriko-kriticheskii analiz / D. A. Leont’ev // Sovremennaya psikhologiya motivatsii. — Moskva : Smysl, 2019. — 254 s.

Остальные статьи