Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях работы ЦСАП ФГБОУ ВО «Братский государственный университет»
Аннотация
В статье раскрываются условия формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях работы Центра социальной адаптации и психолого-педагогической поддержки (ЦСАП) Братского государственного университета. Показано, что феномен психологической готовности студентов к работе в ЦСАП можно рассматривать с позиции таких компонентов его структуры, как мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и операциональный. Выявлено, что работа в ЦСАП способствует повышению уровня психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности, а специально разработанная и экспериментально апробированная программа подготовки студентов к работе в ЦСАП помогает адаптироваться практикантам к работе в таком Центре.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 01/2024 |
Страницы | 219-238 |
УДК | 371.215 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_1_219 |
Введение
Экономическая ситуация в стране в последние годы определила качественный рост конкурентоспособности специалистов на рынке труда и обусловила необходимость организации непрерывного образования, в том числе и переподготовки высокопрофессиональных кадров. Современное общество живет в высоком темпе, и к личности будущего профессионала предъявляются с каждым годом все более возрастающие требования. Так, выпускник российского вуза сегодня обязан не только иметь базовые основы знаний, умений и навыков, но и быть внутренне готовым к будущей трудовой деятельности: работать в режиме многозадачности, быть стрессоустойчивым, склонным к аффилиации, адекватному эмоциональному отреагированию, ориентированным на эффективный результат с высокой долей ответственности за принятые решения и оказанные профессиональные услуги. Образовательная среда университета должна совершенствовать не только профессиональные компетенции студентов, но и их личностные качества, ценностно значимые в решении тех или иных профессиональных задач, с высокой долей сформированности культурно-нравственной составляющей личности профессионала [9].
Актуальность исследования
Значимой проблемой на пути профессионального становления личности будущих психологов образования выступает проблема психологической готовности обучающихся к профессиональной деятельности. Современные требования, предъявляемые как к деятельности психологов-профессионалов, так и к подготовке будущих специалистов системы образования вузами, пересмотрены в контексте ее усложнения и повышения требований к личности профессионала.
Так, феномен готовности личности к профессиональной деятельности в своих трудах рассматривали М. Б. Бондаренко, Л. И. Божович, М. В. Демиденко, А. А. Дергач, К. М. Дурай-Новакова, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Е. А. Климов, И. А. Калинина, Н. Д. Левитов, И. М. Пучкова, П. Н. Устин и другие ученые [3; 10]; исследованию психологической готовности к профессиональной деятельности свои работы посвятили А. П. Вяткин, Т. Б. Гершкович, Т. В. Калинина, Н. В. Кузьмина, А. В. Першина, Н. С. Пряжников, Т. Я. Яковец и другие авторы [5], подчеркивающие значимость изучения условий обучения, наполняемость и содержание рабочих программ, а также специфику выбора форм и методов учебной деятельности, особенности взаимодействия преподавателей с обучающимися на этапе обучения в вузе [7].