Дата публикации: 01.01.2024

Взаимосвязь когнитивных стилей и интеллектуального развития в старшем дошкольном возрасте

Аннотация

В статье приведены результаты исследования когнитивных стилей «полезависимость/поленезависимость» и «рефлективность/импульсивность» у старших дошкольников. Описана взаимосвязь когнитивных стилей с невербальным и вербальным интеллектом в старшем дошкольном возрасте.




Вопрос индивидуализации дошкольного образования, являющийся одним из основных принципов ФГОС ДО, до сих пор остается непроработанным, сложным и открытым. «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» [5, с. 3] — действительно важный аспект, который может способствовать повышению качества обучения дошкольников.

На сегодняшний день, когда появляется все больше возможностей к индивидуальному подходу в обучении, понятие когнитивных стилей приобретает особенное значение. «Когнитивные стили — это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего» [7, с. 38]. Формирование своих стилевых особенностей происходит еще в дошкольном возрасте. Понимание особенностей восприятия и переработки информации у конкретного ребенка поможет найти подходы для более эффективного обучения, содействовать интеллектуальному развитию, тем самым это сэкономит силы и время на обучение и усвоение информации.

Утверждения ученых касательно равноценности разных полюсов когнитивных стилей в осуществлении продуктивной интеллектуальной деятельности со временем были опровергнуты различными исследованиями. На текущий момент можно заключить, что разные стилевые параметры влияют как на различные аспекты интеллекта, так и на успешность обучения.

В то же время не следует забывать о мобильности когнитивных стилей. Когнитивный стиль может меняться в течение жизни под влиянием множества факторов, индивид может варьировать полюсами в зависимости от интеллектуальной нагрузки, что является максимально продуктивным вариантом.

В многочисленных трудах М. А. Холодной [7; 8] предоставляется множество доказательств того, что взаимосвязь между стилями и интеллектуальной деятельностью есть. Максимально исследованными являются стили «полезависимость/поленезависимость» и «рефлективность/импульсивность», которые были использованы в нашем эмпирическом исследовании.

Список литературы

1. Баландина Л. Л. Особенности проявления когнитивного стиля «импульсивность-рефлективность» и его взаимосвязь с интеллектом и личностными характеристиками дошкольников / Л. Л. Баландина // Вестник ПГГПУ. Серия 1, Психологические и педагогические науки. —
2. Белопольская Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию / Н. Л. Белопольская. — 3-е изд., стер. — Москва : Когито-Центр, 2009. — 29 с.
3. Каган Дж. Тест «Сравнение похожих рисунков» [Электронный ресурс] / Дж. Каган. — URL: <a href="https://psylab.info/Тест_«Сравнение_похожих_рисунков»" target="_blank">https://psylab.info/Тест_«Сравнение_похожих_рисунков»</a> (дата обращения: 10.02.2023).
4. Мухомордова О. Е. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации / О. Е. Мухомордова, Т. В. Шрейбер. — Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2011. — 70 с.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://fgos.ru/" target="_blank">https://fgos.ru/</a> fgos/fgos-do/
6. Селиванов В. В. Диагностика когнитивного стиля с помощью опросника ТСОВ-4 [Электронный ресурс] / В. В. Селиванов, К. А. Осокина // Вестник практической психологии образования. — 2015. — Т. 12, № 4. — С. 31–35. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> psyjournals.ru/vestnik_psy
7. обращения: 07.03.2023).
8. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / М. А. Холодная. — 2-е изд. — Москва [и др.] : Питер, 2004. — 384 с.
9. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / М. А. Холодная. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2019. — 334 с.
10. Шкуpатова И. П. Когнитивный стиль и общение / И. П. Шкуратова. — Ростовна-Дону : Изд-во Ростовск. пед. ун-та, 1994. — 156 с.
11. Яблокова А. В. Когнитивные стили в структуре психологической готовности к обучению в школе : автореф дис. … канд. псих. наук / А. В. Яблокова. — Ярославль, 2017. — 27 с.

Остальные статьи