Дата публикации: 01.01.2024

Взаимосвязь когнитивных стилей и интеллектуального развития в старшем дошкольном возрасте

Аннотация

В статье приведены результаты исследования когнитивных стилей «полезависимость/поленезависимость» и «рефлективность/импульсивность» у старших дошкольников. Описана взаимосвязь когнитивных стилей с невербальным и вербальным интеллектом в старшем дошкольном возрасте.




Вопрос индивидуализации дошкольного образования, являющийся одним из основных принципов ФГОС ДО, до сих пор остается непроработанным, сложным и открытым. «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» [5, с. 3] — действительно важный аспект, который может способствовать повышению качества обучения дошкольников.

На сегодняшний день, когда появляется все больше возможностей к индивидуальному подходу в обучении, понятие когнитивных стилей приобретает особенное значение. «Когнитивные стили — это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего» [7, с. 38]. Формирование своих стилевых особенностей происходит еще в дошкольном возрасте. Понимание особенностей восприятия и переработки информации у конкретного ребенка поможет найти подходы для более эффективного обучения, содействовать интеллектуальному развитию, тем самым это сэкономит силы и время на обучение и усвоение информации.

Утверждения ученых касательно равноценности разных полюсов когнитивных стилей в осуществлении продуктивной интеллектуальной деятельности со временем были опровергнуты различными исследованиями. На текущий момент можно заключить, что разные стилевые параметры влияют как на различные аспекты интеллекта, так и на успешность обучения.

В то же время не следует забывать о мобильности когнитивных стилей. Когнитивный стиль может меняться в течение жизни под влиянием множества факторов, индивид может варьировать полюсами в зависимости от интеллектуальной нагрузки, что является максимально продуктивным вариантом.

В многочисленных трудах М. А. Холодной [7; 8] предоставляется множество доказательств того, что взаимосвязь между стилями и интеллектуальной деятельностью есть. Максимально исследованными являются стили «полезависимость/поленезависимость» и «рефлективность/импульсивность», которые были использованы в нашем эмпирическом исследовании.

Список литературы

1. Yablokova A. V. Kognitivnye stili v strukture psikhologicheskoi gotovnosti k obucheniyu v shkole : avtoref dis. … kand. psikh. nauk / A. V. Yablokova. — Yaroslavl’, 2017. — 27 s.
2. 10. Яблокова А. В. Когнитивные стили в структуре психологической готовности к обучению в школе: автореф дис. … канд. псих. наук / А. В. Яблокова. — Ярославль, 2017. — 27 с.
3. Shkupatova I. P. Kognitivnyi stil’ i obshchenie / I. P. Shkuratova. — Rostov-naDonu : Izd-vo Rostovsk. ped. un-ta, 1994. — 156 s.
4. 9. Шкуpатова И. П. Когнитивный стиль и общение / И. П. Шкуратова. — Ростовна-Дону : Изд-во Ростовск. пед. ун-та, 1994. — 156 с.
5. Kholodnaya M. A. Psikhologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya : ucheb. posobie dlya bakalavriata i magistratury / M. A. Kholodnaya. — 3-e izd., pererab. i dop. — Moskva : Yurait, 2019. — 334 s.
6. 8. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / М. А. Холодная. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2019. — 334 с.
7. Kholodnaya M. A. Kognitivnye stili. O prirode individual’nogo uma : ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po napravleniyu i spetsial’nostyam psikhologii / M. A. Kholodnaya. — 2-e izd. — Moskva [i dr.] : Piter, 2004. — 384 s.
8. 7. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / М. А. Холодная. — 2-е изд. — Москва [и др.] : Питер, 2004. — 384 с.
9. Selivanov V. V. Diagnostika kognitivnogo stilya s pomoshch’yu oprosnika TSOV-4 [Elektronnyi resurs] / V. V. Selivanov, K. A. Osokina // Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. — 2015. — T. 12, № 4. — S. 31–35. — URL: <a href="https://psyjournals.ru/vestnik" target="_blank">https://psyjournals.ru/vestnik</a>
10. 6. Селиванов В. В. Диагностика когнитивного стиля с помощью опросника ТСОВ-4 [Электронный ресурс] / В. В. Селиванов, К. А. Осокина // Вестник практической психологии образования. — 2015. — Т. 12, № 4. — С. 31–35. — URL: <a href="https://psyjournals.ru/vestnik_psyo" target="_blank">https://psyjournals.ru/vestnik_psyo</a>
11. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 goda № 1155 (red. ot 21.01.2019) «Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta doshkol’nogo obrazovaniya» [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://fgos.ru/fgos/" target="_blank">https://fgos.ru/fgos/</a> fgos-
12. 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://fgos.ru/" target="_blank">https://fgos.ru/</a> fgos/fgos-do/
13. Mukhomordova O. E. Progressivnye matritsy Ravena: metodicheskie rekomendatsii / O.E.Mukhomordova, T.V.Shreiber. — Izhevsk : Izd-vo «Udmurtskii universitet», 2011. — 70 s.
14. 4. Мухомордова О. Е. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации / О. Е. Мухомордова, Т. В. Шрейбер. — Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2011. — 70 с.
15. Kagan Dzh. Test «Sravnenie pokhozhikh risunkov» [Elektronnyi resurs] / Dzh. Kagan. — URL: <a href="https://psylab.info/Test_«Sravnenie_pokhozhikh_risunkov»" target="_blank">https://psylab.info/Test_«Sravnenie_pokhozhikh_risunkov»</a> (data obrashcheniya: 10.02.2023).
16. 3. Каган Дж. Тест «Сравнение похожих рисунков» [Электронный ресурс] / Дж. Каган. — URL: <a href="https://psylab.info/Тест_«Сравнение_похожих_рисунков»" target="_blank">https://psylab.info/Тест_«Сравнение_похожих_рисунков»</a> (дата обращения: 10.02.2023).
17. Belopol’skaya N. L. Isklyuchenie predmetov (Chetvertyi lishnii): Modifitsirovannaya psikhodiagnosticheskaya metodika: Rukovodstvo po ispol’zovaniyu / N. L. Belopol’skaya. — 3-e izd., ster. — Moskva : Kogito-Tsentr, 2009. — 29 s.
18. 2. Белопольская Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию / Н. Л. Белопольская. — 3-е изд., стер. — Москва : Когито-Центр, 2009. — 29 с.
19. Balandina L. L. Osobennosti proyavleniya kognitivnogo stilya «impul’sivnost’reflektivnost’» i ego vzaimosvyaz’ s intellektom i lichnostnymi kharakteristikami doshkol’nikov / L. L. Balandina // Vestnik PGGPU. Seriya 1, Psikhologicheskie i pedagogicheskie n
20. 1. Баландина Л. Л. Особенности проявления когнитивного стиля «импульсивность-рефлективность» и его взаимосвязь с интеллектом и личностными характеристиками дошкольников / Л. Л. Баландина // Вестник ПГГПУ. Серия 1, Психологические и педагогические науки. —

Остальные статьи