Взаимосвязь когнитивных стилей и интеллектуального развития в старшем дошкольном возрасте
Аннотация
В статье приведены результаты исследования когнитивных стилей «полезависимость/поленезависимость» и «рефлективность/импульсивность» у старших дошкольников. Описана взаимосвязь когнитивных стилей с невербальным и вербальным интеллектом в старшем дошкольном возрасте.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 01/2024 |
Страницы | 208-218 |
УДК | 159.9.07 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_1_208 |
Вопрос индивидуализации дошкольного образования, являющийся одним из основных принципов ФГОС ДО, до сих пор остается непроработанным, сложным и открытым. «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» [5, с. 3] — действительно важный аспект, который может способствовать повышению качества обучения дошкольников.
На сегодняшний день, когда появляется все больше возможностей к индивидуальному подходу в обучении, понятие когнитивных стилей приобретает особенное значение. «Когнитивные стили — это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего» [7, с. 38]. Формирование своих стилевых особенностей происходит еще в дошкольном возрасте. Понимание особенностей восприятия и переработки информации у конкретного ребенка поможет найти подходы для более эффективного обучения, содействовать интеллектуальному развитию, тем самым это сэкономит силы и время на обучение и усвоение информации.
Утверждения ученых касательно равноценности разных полюсов когнитивных стилей в осуществлении продуктивной интеллектуальной деятельности со временем были опровергнуты различными исследованиями. На текущий момент можно заключить, что разные стилевые параметры влияют как на различные аспекты интеллекта, так и на успешность обучения.
В то же время не следует забывать о мобильности когнитивных стилей. Когнитивный стиль может меняться в течение жизни под влиянием множества факторов, индивид может варьировать полюсами в зависимости от интеллектуальной нагрузки, что является максимально продуктивным вариантом.
В многочисленных трудах М. А. Холодной [7; 8] предоставляется множество доказательств того, что взаимосвязь между стилями и интеллектуальной деятельностью есть. Максимально исследованными являются стили «полезависимость/поленезависимость» и «рефлективность/импульсивность», которые были использованы в нашем эмпирическом исследовании.