Образовательное пространство университета как основа для развития личности обучающегося
Аннотация
В статье рассматривается образовательное пространство университета как основа для развития личности обучающегося. Представлены методологические подходы к определению сущности понятия «образовательное пространство». Осуществляется анализ терминов «образовательное пространство» и «образовательная среда». Рассмотрены уровни, которые включает в себя образовательное пространство; факторы, от которых зависит эффективность пространства, а также принципы, на которые необходимо опираться при проектировании образовательного пространства вуза. В качестве примера рассмотрено образовательное пространство Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского как совокупность образовательных сред разной направленности (учебной, научной, культурно-творческой, информационно-цифровой, профессиональной и др.), ориентированных на различные молодежные активности, которые формируют педагогический дизайн современного вуза. Выявлена степень удовлетворенности обучающихся условиями, созданными в рамках конкретной среды вуза, на основании данных опроса обучающихся, проводимого Центром лицензирования, аккредитации и качества образования КГУ имени К. Э. Циолковского.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 01/2024 |
Страницы | 174-186 |
УДК | 378.1 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_1_174 |
Российская образовательная система в XXI веке претерпевает колоссальные изменения. К уровню подготовленности выпускников высших образовательных учреждений, их жизненным взглядам, принципам предъявляются все более высокие требования. Основной задачей вузов становится поиск наиболее результативных методов и средств для организации эффективного педагогического процесса.
Одним из путей решения данной задачи является смена традиционной образовательной системы вуза инновационной системой путем создания образовательного пространства университета, в котором пересматривается подход к содержанию образования, образовательным технологиям, оснащению образовательного процесса в целях расширения возможностей личностного и профессионального развития обучающихся.
Инструментом такого подхода выступает педагогический дизайн, который включает в себя конструирование, преобразование, модернизирование образовательного пространства университета в целях создания психологически комфортного и результативного процесса обучения.
Для разработки модели педагогического дизайна вуза необходимо изучить особенности образовательного пространства и образовательной среды, которые нередко смешиваются из-за близости понятий.
Понятие «образовательное пространство» в научной лексике появилось в 90-х годах XX века. Впервые данный термин был введен И. Д. Фруминым и Б. Д. Элькониным в 1993 году в статье «Образовательное пространство как пространство развития (“школа взросления”)», опубликованной в журнале «Вопросы психологии» [15].