Дата публикации: 01.01.2024

Образовательное пространство университета как основа для развития личности обучающегося

Аннотация

В статье рассматривается образовательное пространство университета как основа для развития личности обучающегося. Представлены методологические подходы к определению сущности понятия «образовательное пространство». Осуществляется анализ терминов «образовательное пространство» и «образовательная среда». Рассмотрены уровни, которые включает в себя образовательное пространство; факторы, от которых зависит эффективность пространства, а также принципы, на которые необходимо опираться при проектировании образовательного пространства вуза. В качестве примера рассмотрено образовательное пространство Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского как совокупность образовательных сред разной направленности (учебной, научной, культурно-творческой, информационно-цифровой, профессиональной и др.), ориентированных на различные молодежные активности, которые формируют педагогический дизайн современного вуза. Выявлена степень удовлетворенности обучающихся условиями, созданными в рамках конкретной среды вуза, на основании данных опроса обучающихся, проводимого Центром лицензирования, аккредитации и качества образования КГУ имени К. Э. Циолковского.




Российская образовательная система в XXI веке претерпевает колоссальные изменения. К уровню подготовленности выпускников высших образовательных учреждений, их жизненным взглядам, принципам предъявляются все более высокие требования. Основной задачей вузов становится поиск наиболее результативных методов и средств для организации эффективного педагогического процесса.

Одним из путей решения данной задачи является смена традиционной образовательной системы вуза инновационной системой путем создания образовательного пространства университета, в котором пересматривается подход к содержанию образования, образовательным технологиям, оснащению образовательного процесса в целях расширения возможностей личностного и профессионального развития обучающихся.

Инструментом такого подхода выступает педагогический дизайн, который включает в себя конструирование, преобразование, модернизирование образовательного пространства университета в целях создания психологически комфортного и результативного процесса обучения.

Для разработки модели педагогического дизайна вуза необходимо изучить особенности образовательного пространства и образовательной среды, которые нередко смешиваются из-за близости понятий.

Понятие «образовательное пространство» в научной лексике появилось в 90-х годах XX века. Впервые данный термин был введен И. Д. Фруминым и Б. Д. Элькониным в 1993 году в статье «Образовательное пространство как пространство развития (“школа взросления”)», опубликованной в журнале «Вопросы психологии» [15].

Список литературы

1. Новиков Д. В. Студенческое самоуправление как фактор развития лидерских качеств студентов / Д. В. Новиков, Н. А. Исаева // Вестник Калужского университета. Серия 1, Психологические науки. Педагогические науки. — 2020. — Т. 3, № 2 (7). — С. 67–73.
2. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — Москва : Смысл, 2001. — 365 с.
3. Шинтяпина Ю. С. Сравнительный анализ понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство» / Ю. С. Шинтяпина // Страховские Чтения : сб. науч. трудов. — Саратов : Саратовский университет, 2020. — № 28. — С. 388–394.
4. Чернова О. В. Проектирование образовательной среды : учеб. пособие / О. В. Чернова, И. Г. Шендрик. — Екатеринбург : Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. — 93 с.
5. Фрумин И. Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») / И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. — С. 24–32.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://www.consultant." target="_blank">https://www.consultant.</a> ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 20.03.2024).
7. Тарасов С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология / С. В. Тарасов // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. — 2011. — № 3. — С. 133–138.
8. Пономарев Р. Е. Образовательное пространство : монография / Р. Е. Пономарев. — Москва : МАКС Пресс, 2014. — 100 с.
9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 100 000 слов, терминов и выражений / С. И. Ожегов / под общ. ред. Л. И. Скворцова. — 28-е изд., перераб. — Москва : Мир и образование : ОНИКС, 2012. — 1375 с.
10. Арчакова Р. А. Методология построения образовательной среды университета: анализ современных подходов организации обучения / Р. А. Арчакова, Р. А. Арчаков // Russian Journal of Education and Psychology. — 2016. — № 3–2 (59). — С. 27–34.
11. Маричев И. В. Сущность понятия «образовательное пространство» / И. В. Маричев, Э. Г. Малиночка // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3, Педагогика и психология. — 2008. — № 5. — С. 11–16.
12. Маланов И. А. Понятие «образовательное пространство» как педагогическая категория / И. А. Маланов // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. — 2012. — № 1. — С. 23–29.
13. Кривых С. В. Пространственно-средовые возможности в организации образования/ С.В.Кривых// Академия профессионального образования. — 2018. — №9. — С.3–14.
14. Исаева Н. А. Стратегии решения методических проблем в высшем филологическом образовании (На основе идей проф. А. Д. Дейкиной) / Н. А. Исаева // Русский язык в школе. — 2019. — Т. 80, № 1. — С. 95–100.
15. Иванова С. В. Образовательное пространство в научных исследованиях и правовых документах: понятия, практика применения, сложности и риски / С. В. Иванова // Ценности и смыслы. — 2014. — № 5 (33). — С. 5–17.
16. Иванова С. В. Междисциплинарность и системный подход как методологические основы исследования образовательного пространства / С. В. Иванова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2022. — № 6. — С. 7–18.
17. Григорьева М. В. Понятие «образовательная среда» и модели образовательных сред в современной отечественной педагогической психологии / М. В. Григорьева // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагоги
18. Баева И.А.Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка / И. А. Баева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2002. — № 3. — С. 16–25.

Остальные статьи