Дата публикации: 01.01.2024

Концепты и содержание учебной практики в магистерской программе «Организация и администрирование в образовании»

Аннотация

Статья посвящена описанию концептов и содержания учебной практики в процессе подготовки магистрантов по магистерской программе «Организация и администрирование в образовании». В основе организации практики лежит дидактическая триада, включающая в себя следующие основания: внутреннее развитие и управление образовательной организацией, внешнее развитие и управление образовательной организацией и саморазвитие руководителя образовательной организации. Приведены примеры заданий для учебной практики, направленные на формирование профессиональных компетенций основной образовательной программы и коррелирующие с изученными на 1-м курсе учебными дисциплинами.




В современном образовательном пространстве вуза важное место занимает организация практико-ориентированной подготовки. Особенно актуально это для магистрантов педагогического направления подготовки, что связано с необходимостью формирования профессиональных навыков и опыта, которые позволят им в будущем успешно осуществлять свою профессиональную деятельность в образовательных организациях.

Вместе с тем именно управленец играет одну из ключевых ролей в современном образовании, особенно в условиях большой конкуренции и быстро меняющейся среды. Подготовка такого специалиста включает в себя развитие ключевых управленческих компетенций, среди которых анализ и принятие решений, планирование, организация, коммуникация и лидерство, что требует от него постоянного саморазвития [8]. Очевидно, что реализация компетентностного подхода, лежащего в основе стандартов, предполагает усиление практической составляющей подготовки магистрантов, при этом не ставит ее в противовес научно-исследовательскому содержанию магистратуры.

Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», в блок «Практика» входят учебная [ознакомительная, технологическая (проектно-технологическая), научно-исследовательская работа] и производственная [педагогическая, технологическая (проектно-технологическая) и научно-исследовательская работа] практики, это оставляет возможность образовательной организации право выбирать вид практики и один или несколько типов практик, а также устанавливать дополнительные типы [7].

Учебный план магистерской программы «Организация и администрирование в образовании», реализуемый в КГУ имени К. Э. Циолковского, предусматривает следующие виды практик:

1-й курс — 6 недель, учебная практика (ознакомительная);

Список литературы

1. Solovova N. V. Individual’nye obrazovatel’nye traektorii: konstruirovanie i obrazovatel’nye rezul’taty / N. V. Solovova, D. A. Kalmykova, N. V. Sukhankina // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. — 2023.
2. 10. Соловова Н. В. Индивидуальные образовательные траектории: конструирование и образовательные результаты / Н. В. Соловова, Д. А. Калмыкова, Н. В. Суханкина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2023. —
3. Rassudova L. A. Organizatsiya raznykh vidov praktiki magistrantov napravleniya «Psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie» (na primere OmGPU) / L. A. Rassudova // Mir pedagogiki i psikhologii. — 2021. — № 3 (56). — S. 13–21.
4. 9. Рассудова Л. А. Организация разных видов практики магистрантов направления «Психолого-педагогическое образование» (на примере ОмГПУ) / Л. А. Рассудова // Мир педагогики и психологии. — 2021. — № 3 (56). — С. 13–21.
5. Professional’nyi standart 01.011 «Rukovoditel’ obrazovatel’noi organizatsii (upravlenie doshkol’noi obrazovatel’noi organizatsiei i obshcheobrazovatel’noi organizatsiei)», utverzhdennyi prikazom Ministerstva truda i sotsial’noi zashchity Rossiiskoi Federa
6. 8. Профессиональный стандарт 01.011 «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19
7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 fevralya 2018 g. № 126 «Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya — magistratura po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie» [Elekt
8. 7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 126 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование» [Электронн
9. Osipova O. P. Osobennosti organizatsii i provedeniya proizvodstvennoi praktiki kak resurs kachestva podgotovki magistrov / O. P. Osipova, O. A. Shklyarova // Perspektivy razvitiya sovremennogo obrazovaniya: ot doshkol’nogo do vysshego : sb. statei Devyaty
10. 6. Осипова О. П. Особенности организации и проведения производственной практики как ресурс качества подготовки магистров / О. П. Осипова, О. А.Шклярова // Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего : сб. статей Девятых Всерос
11. Levchenko N. V. Konstruirovanie soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya na materiale magistratury «Organizatsiya i administrirovanie v obrazovanii» / N. V. Levchenko, A. S. Karpechenko // Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh. — 2023. — №
12. 5. Левченко Н. В. Конструирование содержания педагогического образования на материале магистратуры «Организация и администрирование в образовании» / Н. В. Левченко, А. С. Карпеченко // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2023. — № 4 (71). —
13. Zolotareva A. V. Regional’naya kontseptsiya podderzhki shkol s nizkimi rezul’tatami obucheniya i shkol, funktsioniruyushchikh v neblagopriyatnykh sotsial’nykh usloviyakh /A. V. Zolotareva // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. — 2020. — № 5 (116). — S.
14. 4. Золотарева А. В. Региональная концепция поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях / А. В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. — 2020. — № 5 (116). — С. 17–29. — DOI: 10.20
15. Emel’yanova T. V. Formiruyushchee otsenivanie v kontekste praktikoorientirovannogo obucheniya v vuze v ramkakh formirovaniya mediakompetentnosti budushchikh pedagogov / T. V. Emel’yanova // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. — 2022. — T. 7, № 5. — S.
16. 3. Емельянова Т. В. Формирующее оценивание в контексте практико-ориентированного обучения в вузе в рамках формирования медиакомпетентности будущих педагогов / Т. В. Емельянова // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2022. — Т. 7, № 5. — С. 467–473. —
17. Gorshenina S. N. Organizatsiya professional’no-orientirovannoi praktiki magistrantov napravleniya podgotovki «Pedagogicheskoe obrazovanie» / S. N. Gorshenina, I. A. Neyasova // Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. — 2017. — T. 6, № 4
18. 2. Горшенина С. Н. Организация профессионально-ориентированной практики магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» / С. Н. Горшенина, И. А. Неясова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. — Т. 6, № 4 (21). —
19. Asipova N. A. Opyt i perspektivy organizatsii i provedeniya praktiki magistrantov pedagogicheskikh napravlenii / N. A. Asipova, G. T. Karabalaeva // Aktual’nye voprosy obrazovaniya i nauki. — 2021. — № 2 (72). — S. 19–21.
20. 1. Асипова Н. А. Опыт и перспективы организации и проведения практики магистрантов педагогических направлений / Н. А. Асипова, Г. Т. Карабалаева // Актуальные вопросы образования и науки. — 2021. — № 2 (72). — С. 19–21.

Остальные статьи