Дата публикации: 01.01.2024

Содержательный аспект подготовки тьюторов, сопровождающих одаренных детей

Аннотация

В статье рассматривается тьюторское сопровождение одаренных детей в образовательном пространстве. Раскрыты организационно-педагогические условия и методы подготовки тьютора для сопровождения одаренных детей в педвузе.




Проблемы развития подрастающего поколения на современном этапе являются приоритетом государственной образовательной политики. Отдельную повестку составляют вопросы, связанные с педагогической поддержкой одаренных детей и требующие выработки особого подхода. Развитие соответствующих способностей и творческого потенциала одаренных детей выходит на первый план перед педагогической наукой и требует компетентных педагогических кадров, готовых к работе с детьми этой категории. Такая ситуация определяет противоречие между готовностью педагогов к работе с одаренными детьми и их образовательными потребностями.

 Анализ педагогического опыта инновационных школ в России показал, что существует противоречие между средствами и целями образования, решение которого требует проектирования педагогических технологий, позволяющих диагностировать познавательный интерес детей этой группы, сопровождать их развитие, использовать эту технологию в дальнейшем их обучении [3]. «В качестве подобных технологий следует рассматривать тьюторское сопровождение, обеспечивающее проектирование индивидуальной образовательной программы учащихся в школе, а также в системе дополнительного образования. Сущность данной технологии выражается в организации работы с учеником в форме, максимально приближенной к реальной жизни, расширении его собственных возможностей, стимулировании его субъективного отношения к проектированию личного продвижения к успеху» [7].

При этом понимание ситуации необходимости и содержания вариантов тьюторского сопровождения одаренного ребенка соотносится с анализом проявлений одаренности, актуальности построения индивидуального образовательного маршрута, выделением ситуаций, затрудняющих развитие способностей ребенка и способствующих ему. В связи с этим необходимо достаточно четкое представление как общей характеристики феномена тьюторства, так и аспектов тьюторского сопровождения.

Термин «тьютор» принято понимать в двух аспектах:

1) с одной стороны, это позиция, сопровождающая самостоятельный образовательный поиск, процесс самообразования, учитывающая поддержку проектирования и реализации индивидуальных образовательных проектов;

Список литературы

1. Золотарева А. В. Состояние и проблемы подготовки педагогов к работе с одаренными детьми / А. В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 4. — С. 20–26.
2. Korshunova V. V. Practice-Oriented Approach to Training Tutors at the Siberian Federal University / V. V. Korshunova // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. — 2019. — Vol. 12, No. 2. — P. 164–174. — DOI: 10.17516/199
3. Челнокова Е. А. Тьюторская деятельность педагога в условиях профильного обучения / Е. А. Челнокова. — Нижний Новгород : Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2011. — 145 с.
4. Торохтий В. С. Сопровождение развития одаренных детей в контексте социально-педагогического подхода / В. С. Торохтий // Одаренный ребенок. — 2015. — № 5. — С. 16–27.
5. Смолянинова О. Г. Практики использования дистанционных образовательных технологий при подготовке будущих педагогов-тьюторов: опыт Сибирского федерального университета / О. Г. Смолянинова, О. А. Иманова, Е. А. Безызвестных // Информатика и образование.
6. Пилипчевская Н. В. Тьюторская деятельность: вызовы времени и перспективы развития : монография / Н. В. Пилипчевская, В. А. Адольф. — Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2011. — 224 с.
7. Овсянникова Т. М. Профессия тьютора в отечественной и зарубежной образовательной практике / Т. М. Овсянникова // Современная зарубежная психология. — 2016. — Т. 5, № 3. — С. 75–82. — DOI: 10.17759/jmfp.2016050308
8. Ковалева Т. М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании / Т. М. Ковалева // Вопросы образования. — 2011. — № 2. — С. 163–181.
9. Ковалева Т. М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании: Лекции 1–4 [Электронный ресурс] / Т. М. Ковалева. — Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. — 56 с. — URL: <a href="http://www.studmed.ru/kovalevatm-osnovy-tyutorskogo-so" target="_blank">http://www.studmed.ru/kovalevatm-osnovy-tyutorskogo-so</a>
10. Адольф В. А. Тьюторская деятельность как механизм реализации ФГОС / В. А. Адольф, Н. В. Пилипчевская // Высшее образование в России. — 2012. — № 11. — С. 164–166.
11. Золотарева А. В. Тьюторское сопровождение одаренного ребенка : учеб. пособие для вузов / А. В. Золотарева, Е. Н. Лекомцева, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2023. — 184 с.
12. Гущина Т. Н. Социально-педагогическое сопровождение развития субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей / Т. Н. Гущина // Образование и саморазвитие. — 2011. — № 6 (28). — С. 39–45.
13. Горбут А. В. Теоретико-методологические основы тьюторства в системе высшего профессионального образования / А. В. Горбут // В мире научных открытий. — 2013. — № 11–8 (47). — С. 108–114.
14. Голубничая Е. В. Особенности организации подготовки педагога к работе с одаренными детьми в муниципальной системе образования / Е. В. Голубничая // Педагогика и психология образования. — 2019. — № 1. — С. 98–112.
15. Выявление и поддержка одаренных детей средствами сетевого взаимодействия / М. А. Мазниченко, Н. И. Нескоромных, О. П. Садилова [и др.] // Science for Education Today. — 2021. — Т. 11, № 2. — С. 7–31. — DOI: 10.15293/2658-6762.2102.01
16. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская. — 2-е изд., расшир. и перераб. — Москва, 2003. — 90 с.
17. Белоус Ю. А. Содержание тьюторского сопровождения одаренных детей / Ю. А. Белоус, В. И. Спирина // Вестник РМАТ. — 2021. — № 3. — С. 75–79.
18. Анисимова Н. П. Методологические и методические основы оценки результативности работы педагогов с одаренными детьми / Н. П. Анисимова, А. В. Золотарева, Е. Н. Лекомцева // Ярославский педагогический вестник. — 2017. — № 5. — С. 33–40.

Остальные статьи