Содержательный аспект подготовки тьюторов, сопровождающих одаренных детей
Аннотация
В статье рассматривается тьюторское сопровождение одаренных детей в образовательном пространстве. Раскрыты организационно-педагогические условия и методы подготовки тьютора для сопровождения одаренных детей в педвузе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 01/2024 |
Страницы | 154-162 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_1_154 |
Проблемы развития подрастающего поколения на современном этапе являются приоритетом государственной образовательной политики. Отдельную повестку составляют вопросы, связанные с педагогической поддержкой одаренных детей и требующие выработки особого подхода. Развитие соответствующих способностей и творческого потенциала одаренных детей выходит на первый план перед педагогической наукой и требует компетентных педагогических кадров, готовых к работе с детьми этой категории. Такая ситуация определяет противоречие между готовностью педагогов к работе с одаренными детьми и их образовательными потребностями.
Анализ педагогического опыта инновационных школ в России показал, что существует противоречие между средствами и целями образования, решение которого требует проектирования педагогических технологий, позволяющих диагностировать познавательный интерес детей этой группы, сопровождать их развитие, использовать эту технологию в дальнейшем их обучении [3]. «В качестве подобных технологий следует рассматривать тьюторское сопровождение, обеспечивающее проектирование индивидуальной образовательной программы учащихся в школе, а также в системе дополнительного образования. Сущность данной технологии выражается в организации работы с учеником в форме, максимально приближенной к реальной жизни, расширении его собственных возможностей, стимулировании его субъективного отношения к проектированию личного продвижения к успеху» [7].
При этом понимание ситуации необходимости и содержания вариантов тьюторского сопровождения одаренного ребенка соотносится с анализом проявлений одаренности, актуальности построения индивидуального образовательного маршрута, выделением ситуаций, затрудняющих развитие способностей ребенка и способствующих ему. В связи с этим необходимо достаточно четкое представление как общей характеристики феномена тьюторства, так и аспектов тьюторского сопровождения.
Термин «тьютор» принято понимать в двух аспектах:
1) с одной стороны, это позиция, сопровождающая самостоятельный образовательный поиск, процесс самообразования, учитывающая поддержку проектирования и реализации индивидуальных образовательных проектов;