Профессиональное воспитание и создание коммуникативного воспитательного пространства в педагогическом университете
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме профессионального воспитания студентов педагогического вуза в условиях нового социума. Автор демонстрирует смещение воспитательных приоритетов в современном вузе с традиционных, основанных на подражании, на новые, основанные на подготовке самоценной, творчески активной, высококультурной личности студента. Продемонстрирована новая концепция профессионального воспитания студентов педагогического вуза, определено воспитательное пространство педагогического университета. Автор указывает на значимость коммуникативного воспитательного пространства педагогического вуза и определяет ряд составляющих его элементов, каждый из которых имеет свою цель, функции, содержание; такими элементами являются личностный, фасилитирующий и дидактический. Представлен ряд учебных дисциплин, охарактеризована внеучебная работа, предусматривающие создание коммуникативного воспитательного пространства и обеспечивающие профессиональное коммуникативное воспитание студентов. Автор также указывает на методологические подходы, являющиеся основанием для грамотной организации коммуникативного образовательного пространства педагогического университета.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 01/2024 |
Страницы | 143-153 |
УДК | 1174 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_1_143 |
Проблема воспитания подрастающего поколения в нашей стране всегда воспринималась как крайне актуальная и привлекала внимание многих исследователей на теоретическом и эмпирическом уровнях. Вопросу воспитания формирующейся личности посвящены работы П. П. Блонского, В. И. Вахтерева, М. А. Верба, Н. П. Огарева, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др.
Долгое время проблема воспитания понималась и осуществлялась как передача социального и социокультурного опыта от старшего поколения к младшему, однако в последние годы глобальные изменения в социальных и экономических сферах жизни общества привели к принципиальным изменениям в восприятии данного явления. Многочисленные научные исследования свидетельствуют о необходимости создания целенаправленной воспитательной системы, имеющей целью развитие самоценной, творчески активной, высококультурной личности. Известны такие исследователи, как А. А. Бодалев, О. С. Газман, А. В. Иванов, З. И. Малькова, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова и другие, посвятившие свои научные работы этой проблеме. Во второй половине прошлого столетия получили известность работы отечественных исследователей, касающиеся развития и воспитания личности нового поколения. Исследования таких авторов, как Б. Г. Ананьев, Э. В. Ильенков, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Т. Н. Мальковская, В. П. Тугаринов, А. Г. Харчев и другие, заняли достойное место среди научных трудов, посвященных этому вопросу. В 90-е годы потребовалось создание новых подходов к решению проблемы воспитания подрастающего поколения. Демонстрацией данной потребности явились работы А. И. Ковалевой, В. Т. Лисовского, В. А. Ядова и др. Указанные научные исследования посвящены анализу социально-экономической ситуации в стране, духовной среды общества, влияющей на реализацию воспитательных процессов, проблемам социальной адаптации и профессиональной идентификации личности. Концепция воспитания активных и жизнеспособных поколений отражена в исследованиях П. П. Бабочкина и П. М. Ильинского. Изучению моральных и этических ценностей молодого поколения посвящены публикации многих авторов, в частности, проблемы патриотического воспитания молодежи затрагиваются в исследованиях А. И. Вдовина, В. В. Макарова и др.; вопросы нравственного воспитания — в работах Н. Л. Зеленкова, В. В. Иващенко. В печати и с трибун научных конференций неоднократно звучал вопрос о целесообразности выстраивания системы воспитания в современном вузе, поскольку в данном случае речь идет о взрослых, интеллектуально и нравственно сформировавшихся людях. Однако теоретические исследования и эмпирический опыт наглядно демонстрировали необходимость выстраивания целенаправленной системы воспитательной работы в вузе, чьи выпускники, в силу выполнения своих профессиональных обязанностей, будут воздействовать на подрастающее поколение и принимать самое непосредственное участие в развитии и воспитании молодежи. Профессиональное воспитание студентов педагогического вуза явилось предметом научного интереса Л. М. Авдеевой, Р. К. Бикмухаметова, В. Ф. Гревцева, О. П. Журавлевой, Л. А. Лариной, Ф. А. Махмудова, Н. Р. Милютиной, З. М. Халимова, Г. Б. Холодовой и др.
В современной ситуации в перманентно меняющихся и развивающихся социокультурных условиях образовательных учреждений профессиональное воспитание в российских педагогических вузах приобретает особую значимость. Российское общество в целом и общеобразовательная школа в частности остро нуждаются в профессионалах, способных действовать целенаправленно и продуктивно в неуклонно меняющихся условиях и ежедневно возрастающих требованиях к качественному результату образования, воспитания и развития молодежи. Вследствие осознания необходимости системного и последовательного профессионального воспитания студентов, будущих учителей в педагогическом вузе, важно целенаправленное воздействие на личность молодого человека, в чьи профессиональные обязанности в ближайшем будущем войдет воспитание школьников. Требуется также принять во внимание необходимость качественного изменения системы ценностей будущих педагогов в соответствии с требованиями гуманизации образования и социокультурными нормами, традиционными в обществе. Решение данных проблем связано с созданием новой концепции профессионального воспитания. Данная концепция характеризуется:
— новыми требованиями, предъявляемыми к личности студента педагогического вуза в свете современных изменений образовательных процессов в Российской Федерации;
— актуальностью задач профессионального воспитания студентов в условиях высшего педагогического образования;