Дата публикации: 01.01.2024

Характеристика процесса формирования у студентов иноязычных продуктивных лексико-грамматических навыков при обучении каталанскому языку при первом испанском

Аннотация

В статье дается характеристика процесса формирования у студентов языковых вузов иноязычных продуктивных лексико-грамматических навыков при обучении каталанскому языку при первом испанском. Автор дает краткое описание современной ситуации в области преподавания романских языков, в том числе каталанского языка. Проводится исследование наиболее подходящих заявленной теме методических подходов, дается описание целевого, содержательного, технологического и результативнооценочного компонентов. Предлагаемая в статье методика включает в себя также описание условий, необходимых для достижения поставленной цели. Результаты исследования важны для создания учебно-методического пособия по каталанскому языку, а также учебной программы элективного курса.




Введение

В новой Концепции внешней политики Российской Федерации [7] указывается, что Россия намерена развивать взаимовыгодные отношения со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, расширять культурные, научные, образовательные и иные гуманитарные связи с латиноамериканскими государствами. В то же время в отношениях с недружественными странами Европейского региона Российская Федерация намерена последовательно защищать свои национальные интересы,  ставя в приоритет создание условий для прекращения недружественных действий европейских государств и их перехода к долгосрочной политике добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества с Россией.

Как для укрепления взаимопонимания со странами Латинской Америки, так и для формирования новой модели сотрудничества с европейскими государствами Российской Федерации необходимо готовить новые квалифицированные кадры, владеющие несколькими национальными вариантами испанского, португальского, французского и других романских языков.

В сложившихся условиях изучение романских языков российскими студентами приобретает особую значимость. В языковых вузах существуют как основные программы по испанскому, португальскому, французскому языкам для будущих лингвистов, переводчиков и учителей, так и элективные курсы редких языков (например, курсы каталанского языка в МГУ, СПбГУ, МПГУ).

В последние годы в отечественной методике тема обучения романским языкам в вузах не теряет своей актуальности: публикуются исследования, посвященные испанскому языку (Хомович [19], Овсянников [10], Пронина [12]), французскому (Матвеева [8]), итальянскому (Каскова [6]). Каталанский язык обычно рассматривается с позиций лингвистики, а не методики преподавания (Репнина [13], Долбилова [4]).

Список литературы

1. 13. Репнина Т. В. Полипредикативные условные конструкции в каталанском языке (в сопоставлении с испанским и французским) [Электронный ресурс] / Т. В. Репнина // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. — 2021. — № 3. — URL : <a href="https:" target="_blank">https:</a>
2. Repnina T. V. Polipredikativnye uslovnye konstruktsii v katalanskom yazyke (v sopostavlenii s ispanskim i frantsuzskim) [Elektronnyi resurs] / T. V. Repnina // Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya. — 2021. — № 3. — URL : <a href="https" target="_blank">https</a>
3. 14. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе : пособие для учителя / Г. В. Рогова. — Москва : Просвещение, 1988. — 224 с.
4. Rogova G. V. Metodika obucheniya angliiskomu yazyku na nachal’nom etape v srednei shkole : posobie dlya uchitelya / G. V. Rogova. — Moskva : Prosveshchenie, 1988. — 224 s.
5. 15. Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В. В. Сафонова. — Москва : Еврошкола, 2004. — 236 с.
6. Safonova V. V. Kommunikativnaya kompetentsiya: sovremennye podkhody k mnogourovnevomu opisaniyu v metodicheskikh tselyakh / V. V. Safonova. — Moskva : Evroshkola, 2004. — 236 s.
7. 16. Сластенин В. А. О современных подходах к подготовке учителя / В. А. Сластенин, Н. Г. Руденко // Педагог. — 1997. — № 3.
8. Slastenin V.A. O sovremennykh podkhodakh k podgotovke uchitelya / V. A.Slastenin, N. G. Rudenko // Pedagog. — 1997. — № 3.
9. 17. Сысоев П. В. Когнитивные аспекты овладения культурой / П. И. Сысоев // Вестник Московского университета. Серия 19, Лингвистика и культурная коммуникация. — 2003. — № 4. — С. 110–123.
10. Sysoev P. V. Kognitivnye aspekty ovladeniya kul’turoi / P. I. Sysoev // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19, Lingvistika i kul’turnaya kommunikatsiya. — 2003. — № 4. — S. 110–123.
11. 18. Тарева Е. Г. Межкультурный подход в парадигмальной системе современного социогуманитарного знания / Е. Г. Тарева // Диалог культур. Культура диалога: человек и новые социогуманитарные ценности : коллективная монография / отв. ред. Л. Г. Викулова, Е. Г
12. Tareva E. G. Mezhkul’turnyi podkhod v paradigmal’noi sisteme sovremennogo sotsiogumanitarnogo znaniya / E. G. Tareva // Dialog kul’tur. Kul’tura dialoga: chelovek i novye sotsiogumanitarnye tsennosti : kollektivnaya monografiya / otv. red. L. G. Vikulova,
13. 19. Хомович Н. В. Уровневая методика формирования грамматической компетенции у студентов-лингвистов на основе сложных грамматических явлений испанского языка (второй иностранный язык, бакалавриат) : дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Хомович. — Москва, 2020
14. Khomovich N. V. Urovnevaya metodika formirovaniya grammaticheskoi kompetentsii u studentov-lingvistov na osnove slozhnykh grammaticheskikh yavlenii ispanskogo yazyka(vtoroi inostrannyi yazyk, bakalavriat) : dis. ... kand. ped. nauk / N. V. Khomovich. — Mo
15. 20. Щепилова А. В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному : учеб. пособие / А. В. Щепилова. — Москва : Владос, 2005. — 245 с.
16. Shchepilova A. V. Teoriya i metodika obucheniya frantsuzskomu yazyku kak vtoromu inostrannomu : ucheb. posobie / A. V. Shchepilova. — Moskva : Vlados, 2005. — 245 s.
17. 21. Calero-Pons A. Service-Learning and language revitalization: an innovative experience in Catalan teaching / A. Calero-Pons // RIDAS, Revista Iberoamericana de Aprendizaje-Servicio. — 2023. — Vol. 16. — P. 1–16. — DOI: 10.1344/RIDAS2023.16.1
18. 22. Gallego-Balsà L. Managing the foreign language classroom translingually: the case of international students learning Catalan in a study abroad situation / L. GallegoBalsà, J. M. Cots // International Journal of Multilingualism. — 2019. — Vol. 16 (4).
19. 23. Kirac M. ¿Siempre estructuras y vocabulario? / M. Kirac, M. C. Ortigueira, O. A. Villarreal // Revista de la Escuela de Ciencias de la Educación. — 2012. — No. 7. — P. 227–240. — DOI: <a href="https://doi.org/10.35305/rece.v0i7.14" target="_blank">https://doi.org/10.35305/rece.v0i7.14</a>
20. 24. Lewis M. The Lexical approach. The State of ELT and a Way Forward / M. Lewis. — Hove, England: language Teaching Publicactions, 1993. — 200 p.
21. 25. Rodríguez C. Anàlisi d’errors en català com allengua estrangera en l’expressió oral d’estudiantsuniversitaris txecs / C. Rodríguez // Estudis Romànics. — 2020. — Vol. 42. — P. 83–99. — DOI: 10.2436/20.2500.01.286
22. 26. Tinkel I. The effects of a Lexical Approach-based EFL program using Moodle and student attitudes towards it / I. Tinkel // MAP Education and Humanities. — 2023. — Vol. 4. — P. 65–76. — DOI: 10.53880/2744-2373.2023.4.65
23. Galitskaya V. A. Metodicheskii potentsial sovremennykh uchebnikov po katalanskomu yazyku / V. A. Galitskaya // Yazyk i deistvitel’nost’. Nauchnye chteniya na kafedre romanskikh yazykov im. V. G. Gaka : sb. statei po itogam VIII Mezhdunar. konf. (Moskva, 2
24. Bim I. L. Teoriya i praktika obucheniya nemetskomu yazyku v srednei shkole : ucheb. posobie / I. L. Bim. — Moskva : Prosveshchenie, 1988. — 255 s.
25. 2. Галицкая В. А. Методический потенциал современных учебников по каталанскому языку / В. А. Галицкая // Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В. Г. Гака : сб. статей по итогам VIII Mеждунар. конф. (Москва, 20–24 марта 20
26. 1. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе : учеб. пособие / И. Л. Бим. — Москва : Просвещение, 1988. — 255 с.
27. 3. Гальскова Н. Д. Личностно-развивающий потенциал межкультурного подхода к обучению иностранным языкам / Н. Д. Гальскова // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. — 2016. — № 2 (95). — С. 17–21.
28. Gal’skova N. D. Lichnostno-razvivayushchii potentsial mezhkul’turnogo podkhoda k obucheniyu inostrannym yazykam / N. D. Gal’skova // Izvestiya Gomel’skogo gosudarstvennogo universiteta im. F. Skoriny. — 2016. — № 2 (95). — S. 17–21.
29. 4. Долбилова Е. В. Стратификация лексики каталанского языка по синтагматическому параметру [Электронный ресурс] / Е. В. Долбилова // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2022. — № 4. — URL: <a href="https://cyberleninka." target="_blank">https://cyberleninka.</a> ru/article/n/str
30. Dolbilova E. V. Stratifikatsiya leksiki katalanskogo yazyka po sintagmaticheskomu parametru [Elektronnyi resurs] / E. V. Dolbilova // Vestnik VGU. Seriya: Lingvistika i mezhkul’turnaya kommunikatsiya. — 2022. — № 4. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a> article
31. 5. Капитонова Т. И. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному / Т. И.Капитонова, Л. В. Московкин / под ред. А. Н. Щукина. — Москва : Рус. яз. курсы, 2008. — 312 с.
32. Kapitonova T. I. Metody i tekhnologii obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu / T. I. Kapitonova, L. V. Moskovkin / pod red. A. N. Shchukina. — Moskva : Rus. yaz. kursy, 2008. — 312 s.
33. 6. Каскова М. Е. Создание языковой образовательной среды в лингвистическом вузе (на примере обучения итальянскому языку) [Электронный ресурс] / М. Е. Каскова, О. В. Устинова, Э. Горези // Известия ВГПУ. — 2020. — № 9 (152). — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru
34. Kaskova M. E. Sozdanie yazykovoi obrazovatel’noi sredy v lingvisticheskom vuze (na primere obucheniya ital’yanskomu yazyku) [Elektronnyi resurs] / M. E. Kaskova, O. V. Ustinova, E. Gorezi // Izvestiya VGPU. — 2020. — № 9 (152). — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberlenink
35. 7. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 31 марта 2023 г.) [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586" target="_blank">https://mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586</a> (дата обращения: 29.01.2024).
36. Kontseptsiya vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii (utverzhdena Prezidentom Rossiiskoi Federatsii V. V. Putinym 31 marta 2023 g.) [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586" target="_blank">https://mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586</a> (data obrashcheniya: 29.01.2024).
37. 8. Матвеева О. Ю. Методика развития стратегий устной интеракции с использованием технологии дополненной реальности (французский язык; уровень профессионального образования) : дис. ... канд. пед. наук / О. Ю. Матвеева. — Москва, 2022. — 200 с.
38. Matveeva O. Yu. Metodika razvitiya strategii ustnoi interaktsii s ispol’zovaniem tekhnologii dopolnennoi real’nosti (frantsuzskii yazyk; uroven’ professional’nogo obrazovaniya) : dis. ... kand. ped. nauk / O. Yu. Matveeva. — Moskva, 2022. — 200 s.
39. 9. Матушанский Г. У. Методологические принципы компетентностного подхода в профессиональном образовании [Электронный ресурс] / Г. У. Матушанский, О. Р. Кудаков // Казанский педагогический журнал. — 2009. — № 11–12. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article/
40. Matushanskii G. U. Metodologicheskie printsipy kompetentnostnogo podkhoda v professional’nom obrazovanii [Elektronnyi resurs] / G. U. Matushanskii, O. R. Kudakov // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. — 2009. — № 11–12. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a> arti
41. 10. Овсянников А. О. Обоснование выбора испанского языка в качестве второго иностранного языка для преподавания на неязыковых факультетах гуманитарного вуза [Электронный ресурс] / А. О. Овсянников // Общество: социология, психология, педагогика. — 2023. —
42. Ovsyannikov A. O. Obosnovanie vybora ispanskogo yazyka v kachestve vtorogo inostrannogo yazyka dlya prepodavaniya na neyazykovykh fakul’tetakh gumanitarnogo vuza [Elektronnyi resurs] / A. O. Ovsyannikov // Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogi
43. 11. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению : пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. И. Пассов. — Москва : Просвещение, 1991. — 354 с.
44. Passov E. I. Kommunikativnyi metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu : posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenii / E. I. Passov. — Moskva : Prosveshchenie, 1991. — 354 s.
45. 12. Пронина Н. В. Творческая мастерская как условие формирования коммуникативной компетенции студентов (на примере второго иностранного — (испанского) языка) [Электронный ресурс] / Н. В. Пронина // Ценности и смыслы. — 2023. — № 5 (87). — URL: <a href="https://cyb" target="_blank">https://cyb</a>
46. Pronina N. V.Tvorcheskaya masterskaya kak uslovie formirovaniya kommunikativnoi kompetentsii studentov (na primere vtorogo inostrannogo — (ispanskogo) yazyka) [Elektronnyi resurs] / N. V. Pronina // Tsennosti i smysly. — 2023. — № 5 (87). — URL: <a href="https://c" target="_blank">https://c</a>

Остальные статьи