Дата публикации: 01.01.2024

Исследование социально-информационной компетентности студентов — будущих педагогов

Аннотация

В статье показана важность формирования социально-информационной компетенции при подготовке студентов к будущей педагогической деятельности. Рассматриваются структурные компоненты социально-информационной компетенции и их содержание. Описывается проведенное исследование социально-информационной компетентности будущих педагогов, анализируются его результаты.




Проблема формирования готовности студентов вузов к будущей профессиональной деятельности в настоящее время остается актуальной. Под профессиональной готовностью студентов к будущей профессиональной деятельности понимается сложное интегральное субъектное качество личности, представляющее собой систему профессионально значимых качеств личности, социальных установок, мотивации, когниций, умений и навыков, необходимых для осуществления выбранного вида деятельности. В процессе формирования профессиональной готовности особое внимание уделяется формированию компетенций, необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности.

Ученые отмечают, что в разные возрастные периоды развития личности необходимо формировать различные базовые компетенции. Например, в младшем школьном возрасте необходимо формировать прежде всего личностные и коммуникативные; в подростковом возрасте — общекультурные, образовательные, когнитивные, информационные и коммуникативные компетенции; в процессе обучения в вузе у студентов необходимо формировать смысловые, общекультурные, социально-трудовые, информационные, коммуникативные, политические и социальные компетенции, необходимые для жизни в многокультурном обществе, способность учиться на протяжении всей жизни [23]. Но есть компетенции, которые необходимо формировать на протяжении всей жизни. К таким компетенциям относится социально-информационная компетенция. Социально-информационная компетенция важна для формирования каждого компонента профессиональной готовности: когнитивного, эмоционального, мотивационно-ценностного, рефлексивного и интерактивного. Как отмечает М. М. Безруких [1], «навык критического отношения к информации, определенная доля скепсиса и понимание того, что информация в сети не фильтруется, не ограничивается и не оценивается» должны быть сформированы у каждого человека, а тем более у будущего педагога, который в свою очередь будет формировать эти умения у своих учеников.

Актуальность изучения социально-информационной компетентности будущих педагогов подтверждается необходимостью и требованиями общества к непрерывному образованию специалистов системы образования, возможностью доступа к результатам российских и зарубежных исследований, учебным, методическим и научным материалам, ростом числа профессиональных интернет-сообществ. В связи с этим анализ социально-информационной компетентности студентов, получающих педагогическое образование, является важным этапом в организации их профессиональной подготовки. Кроме этого, актуальность исследования подтверждается изменением уровня базовых знаний абитуриентов, уровня развития их компетенций — интеллектуальных, информационных, коммуникативных, который, по результатам исследований, опубликованных в научных изданиях и средствах массовой информации, невысок.

Многие исследователи (Виноградова Т. С. [2], Грибан О. Н. [3], Губарева Т. В. [4], Долобаева А. Е. [6], Карпеченко А. С. [7], Паршукова Г. Б. [11], Сорочинский М. А. [14], Шестернин А. С. [20], Norbo’tayev F. [23] и др.) изучали информационную компетентность и рассматривали ее с разных точек зрения. Придерживаясь взглядов А. В. Лукьяновой [10], С. В. Тришиной [15], А. В. Хуторского [16] и других, мы понимаем информационную компетентность и как умение работать с информацией, и как качество личности, характеризующее это умение.

Информатизация общества в целом и образования в частности предполагает изменение профессиональной деятельности на основе все более полного использования достоверных, исчерпывающих и своевременных знаний, полученных с помощью информационных технологий, предполагающих применение методов сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации с использованием компьютеров и коммуникационных сетей. Информационная компетентность педагога является основой его профессиональной деятельности, предусматривающей умение искать и находить необходимую достоверную информацию, перерабатывать и оценивать ее, эффективно использовать в профессиональной деятельности, а также применять информационные и компьютерные технологии для оптимизации своего труда. Появление социальных сетей изменило информационно-коммуникационную среду и внесло коррективы в содержание информационной компетентности, которая не может уже ограничиваться только навыками компьютерной грамотности [21]. Социальные сети, являясь неотъемлемой частью современной реальности, способствуют профессиональной социализации молодого специалиста. Вовлекаясь в профессиональные сообщества, участвуя в обсуждении трудных вопросов на вебинарах, дистанционных научно-практических конференциях, круглых столах, мастер-классах на профессиональные темы, молодой специалист быстрее адаптируется в профессиональном мире, вникает во все тонкости новой трудовой деятельности, расширяет круг профессиональных знакомств, находит себе наставника. Профессионалы создают собственные сайты, интернет-страницы, на которых делятся профессиональными секретами, приглашают к обсуждению различных проблем, знакомят новичков с новинками учебных и методических пособий, изменениями в нормативных правовых документах, регламентирующих систему об разования, и т. д. Социальная компетенция, по мнению Т. А. Чекалиной, предполагает сформированность чувства ответственности, готовность к совместной выработке решений и их реализации, толерантность к различным этнокультурам и религиям, умение сочетать личные, групповые и общественные интересы [17].

Список литературы

1. Chekalina T. A. Soderzhanie sotsial’no-informatsionnoi kompetentsii studentov vuzov / T. A Chekalina // Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. — 2011. — № 4. — S. 122–124.
2. Sokolova P. Yu. Sushchnost’ i struktura ponyatiya «sotsial’no-informatsionnaya kompetentsiya» [Elektronnyi resurs] / P. Yu. Sokolova // Nauka i obrazovanie ON-LINE (Avgustovskie pedagogicheskie chteniya — 2017). — URL: <a href="https://pedagog.eee-science.ru/" target="_blank">https://pedagog.eee-science.ru/</a> list
3. 13. Солдатова Г. У. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн [Электронный ресурс] / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Национальный психологический журнал. — 2016. — № 2 (22). — С. 50–60. — URL: <a href="http://npsyj." target="_blank">http://npsyj.</a> ru/pdf/npj
4. Soldatova G. U. Modeli tsifrovoi kompetentnosti i deyatel’nost’ rossiiskikh podrostkov onlain [Elektronnyi resurs] / G. U. Soldatova, E. I. Rasskazova // Natsional’nyi psikhologicheskii zhurnal. — 2016. — № 2 (22). — S. 50–60. — URL: <a href="http://npsyj.ru/pdf/" target="_blank">http://npsyj.ru/pdf/</a>
5. 14. Сорочинский М. А. Развитие информационной компетентности студентов дидактическими средствами электронной информационно-образовательной среды : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / М. А. Сорочинский ; Сев.-Вост. федер. ун-т им. М. К. Аммосова. —
6. Sorochinskii M. A. Razvitie informatsionnoi kompetentnosti studentov didakticheskimi sredstvami elektronnoi informatsionno-obrazovatel’noi sredy : avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01 / M. A. Sorochinskii ; Sev.-Vost. feder. un-t im. M. K. Ammosova.
7. 15. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] / С. В. Тришина // Эйдос: интернет-журнал. — 2005. — № 4. — URL: <a href="http://eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm" target="_blank">http://eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm</a> (дата обращения: 15.09.2023).
8. Trishina S. V. Informatsionnaya kompetentnost’ kak pedagogicheskaya kategoriya [Elektronnyi resurs] / S. V. Trishina // Eidos: internet-zhurnal. — 2005. — № 4. — URL: <a href="http://eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm" target="_blank">http://eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm</a> (data obrashcheniya: 15.09.2023).
9. 16. Тришина С. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / С. В. Тришина, А. В. Хуторской // Эйдос: интернет-журнал. — 2004. — № 1. — URL: <a href="http://eidos.ru/" target="_blank">http://eidos.ru/</a> journal/2004/0622-0
10. Trishina S. V. Informatsionnaya kompetentnost’ spetsialista v sisteme dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniya [Elektronnyi resurs] / S. V. Trishina, A. V. Khutorskoi // Eidos: internet-zhurnal. — 2004. — № 1. — URL: <a href="http://eidos.ru/journal/2004/062" target="_blank">http://eidos.ru/journal/2004/062</a>
11. 17. Чекалина Т. А. Содержание социально-информационной компетенции студентов вузов / Т. А Чекалина // Вестник Кузбасского государственного технического университета. — 2011. — № 4. — С. 122–124.
12. 12. Соколова П. Ю. Сущность и структура понятия «социально-информационная компетенция» [Электронный ресурс] / П. Ю. Соколова // Наука и образование ONLINE (Августовские педагогические чтения — 2017). — URL: <a href="https://pedagog.eee-science." target="_blank">https://pedagog.eee-science.</a> ru/listing/sushhnos
13. 18. Чекалина Т. А. Технологии формирования социально-информационной компетенции студентов вузов [Электронный ресурс] / Т. А Чекалина // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 4–1. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-formirovaniyasot" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-formirovaniyasot</a>
14. Chekalina T. A. Tekhnologii formirovaniya sotsial’no-informatsionnoi kompetentsii studentov vuzov [Elektronnyi resurs] / T. A Chekalina // Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. — 2011. — № 4–1. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-formirovaniy" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-formirovaniy</a>
15. 19. Чекалина Т. А. Формирование социально-информационной компетенции студентов вузов : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. А. Чекалина. — Кемерово, 2013. — 188 с.
16. Chekalina T. A. Formirovanie sotsial’no-informatsionnoi kompetentsii studentov vuzov : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / T. A. Chekalina. — Kemerovo, 2013. — 188 s.
17. 20. Шестернин А. С. Формирование информационной компетентности будущих учителей в образовательной среде педагогического вуза : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А. С. Шестернин. — Нижний Новгород, 2015. — 203 с.
18. Shesternin A. S. Formirovanie informatsionnoi kompetentnosti budushchikh uchitelei v obrazovatel’noi srede pedagogicheskogo vuza : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / A. S. Shesternin. — Nizhnii Novgorod, 2015. — 203 s.
19. 21. Anichkina A. Formation of social and information competence of adolescents by means of case technology [Electronic resource] / A. Anichkina // The Third Annual International Symposium “Education and City: Education and Quality of Living in the City” (
20. 22. Kargapolova E. V. Information competences of young people within digitalization of society / E. V. Kargapolova, S. V. Kargapolov, Ju. A. Davydova, N. V. Dulina // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. — 2020. — Vol. 13, No. 3. — P. 193
21. 23. Norbo’tayev F. M. Factors Of Development of Social Media Competences in Students [Electronic resource] / F. M. Norbo’tayev // Eurasian Journal of Learning and Academic Teaching. — 2022. — No. 4. — P. 106–109. — URL: <a href="https://geniusjournals.org/index.ph" target="_blank">https://geniusjournals.org/index.ph</a>
22. 24. Turusheva L. Students’ information competence and its importance for life-long education [Electronic resource] / L. Turusheva // Problems of education in the 21st Century. — 2009. — Vol. 12. — URL: <a href="https://oaji.net/articles/2014/457-1393267313.pdf" target="_blank">https://oaji.net/articles/2014/457-1393267313.pdf</a> (da
23. Dolobaeva A. E. Razvitie informatsionno-kommunikativnoi kompetentsii budushchikh pedagogov-psikhologov [Elektronnyi resurs] / A. E. Dolobaeva // Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika. — 2012. — № 6. — URL: <a href="http://psychology.snauka.ru/2012/06/797" target="_blank">http://psychology.snauka.ru/2012/06/797</a> (data o
24. Bezrukikh M. M. Esli vzroslykh interesuet mnenie detei, a detei — mnenie vzroslykh, to razryva mezhdu pokoleniyami ne proizoidet [Elektronnyi resurs] / Besedu vela O. Dashkovskaya. — URL: <a href="https://psy.su/feed/11689" target="_blank">https://psy.su/feed/11689</a> (data obrashcheniya: 24.10.2023).
25. 2. Виноградова Т. С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации [Электронный ресурс] / Т. С. Виноградова // Человек и образование. — 2012. — № 2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kompetentnost-problemyinterpretatsii" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kompetentnost-problemyinterpretatsii</a> (да
26. Vinogradova T. S. Informatsionnaya kompetentnost’: problemy interpretatsii [Elektronnyi resurs] / T. S. Vinogradova // Chelovek i obrazovanie. — 2012. — № 2. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kompetentnost-problemyinterpretatsii" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kompetentnost-problemyinterpretatsii</a> (d
27. 3. Грибан О. Н. Формирование информационной компетентности студентов исторического факультета педагогического вуза : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / О. Н. Грибан. — Екатеринбург, 2012. — 254 с.
28. Griban O. N.Formirovanie informatsionnoi kompetentnosti studentov istoricheskogo fakul’teta pedagogicheskogo vuza : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / O. N. Griban. — Ekaterinburg, 2012. — 254 s.
29. 4. Губарева Т. В. Развитие информационной компетентности практических психологов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе [Электронный ресурс] / Т. В. Губарева // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. — 2013. — № 3 (7). — URL
30. Gubareva T. V. Razvitie informatsionnoi kompetentnosti prakticheskikh psikhologov v protsesse professional’noi podgotovki v pedagogicheskom vuze [Elektronnyi resurs] / T. V. Gubareva // Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo. — 2013. — № 3 (7). —
31. 5. Гулякин Д. В. Социально-информационная компетентность будущего специалиста в контексте научного анализа [Электронный ресурс] / Д. В. Гулякин // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3, Педагогика и психология. — 2010. — № 4. — URL: h
32. Gulyakin D. V. Sotsial’no-informatsionnaya kompetentnost’ budushchego spetsialista v kontekste nauchnogo analiza [Elektronnyi resurs] / D. V. Gulyakin // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Pedagogika i psikhologiya. — 2010. — № 4
33. 6. Долобаева А. Е. Развитие информационно-коммуникативной компетенции будущих педагогов-психологов [Электронный ресурс] / А.Е. Долобаева // Психология, социология и педагогика. — 2012. — № 6. — URL: <a href="http://psychology.snauka.ru/2012/06/797" target="_blank">http://psychology.snauka.ru/2012/06/797</a> (дата обращения:
34. 1. Безруких М. М. Если взрослых интересует мнение детей, а детей — мнение взрослых, то разрыва между поколениями не произойдет [Электронный ресурс] / Беседу вела О. Дашковская. — URL: <a href="https://psy.su/feed/11689" target="_blank">https://psy.su/feed/11689</a> (дата обращения: 24.10.2023).
35. 7. Карпеченко А. С. Информационная компетентность как базовая составляющая профессиональной компетентности [Электронный ресурс] / А. С. Карпеченко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2011. — № 21–2. — URL: <a href="https://c" target="_blank">https://c</a>
36. Karpechenko A.S.Informatsionnaya kompetentnost’ kak bazovaya sostavlyayushchaya professional’noi kompetentnosti [Elektronnyi resurs] / A. S. Karpechenko // Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. — 2011. — № 21–2. — URL:
37. 8. Кузьмич М. Г. Процесс формирования социально-информационной компетентности студентов педагогических специальностей при реализации компонентов медиаобразования [Электронный ресурс] / М. Г. Кузьмич // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review.
38. Kuz’mich M. G. Protsess formirovaniya sotsial’no-informatsionnoi kompetentnosti studentov pedagogicheskikh spetsial’nostei pri realizatsii komponentov mediaobrazovaniya [Elektronnyi resurs] / M. G. Kuz’mich // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogica
39. 9. Кузьмич М. Г. Содержание социально-информационной компетентности специалиста педагогического профиля в системе компетентностного подхода / М. Г. Кузьмич // Профессиональное образование. — 2019. — Вып. 4. — С. 49–55.
40. Kuz’mich M. G. Soderzhanie sotsial’no-informatsionnoi kompetentnosti spetsialista pedagogicheskogo profilya v sisteme kompetentnostnogo podkhoda / M. G. Kuz’mich // Professional’noe obrazovanie. — 2019. — Vyp. 4. — S. 49–55.
41. 10. Лукьянова А. В. Особенности формирования информационной компетентности на этапе школьного образования [Электронный ресурс] / А. В. Лукьянова // Ярославский педагогический вестник. — 2014. — № 2. — Т. II (Психолого-педагогические науки). — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a>
42. Luk’yanova A. V. Osobennosti formirovaniya informatsionnoi kompetentnosti na etape shkol’nogo obrazovaniya [Elektronnyi resurs] / A. V. Luk’yanova // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. — 2014. — № 2. — T. II (Psikhologo-pedagogicheskie nauki). — URL: h
43. 11. Паршукова Г. Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование : монография / Г. Б. Паршукова. — Новосибирск : НГТУ, 2006. — 253 с.
44. Parshukova G. B. Informatsionnaya kompetentnost’ lichnosti. Diagnostika i formirovanie : monografiya / G. B. Parshukova. — Novosibirsk : NGTU, 2006. — 253 s.

Остальные статьи