Дата публикации: 01.01.2024

Исследование социально-информационной компетентности студентов — будущих педагогов

Аннотация

В статье показана важность формирования социально-информационной компетенции при подготовке студентов к будущей педагогической деятельности. Рассматриваются структурные компоненты социально-информационной компетенции и их содержание. Описывается проведенное исследование социально-информационной компетентности будущих педагогов, анализируются его результаты.




Проблема формирования готовности студентов вузов к будущей профессиональной деятельности в настоящее время остается актуальной. Под профессиональной готовностью студентов к будущей профессиональной деятельности понимается сложное интегральное субъектное качество личности, представляющее собой систему профессионально значимых качеств личности, социальных установок, мотивации, когниций, умений и навыков, необходимых для осуществления выбранного вида деятельности. В процессе формирования профессиональной готовности особое внимание уделяется формированию компетенций, необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности.

Ученые отмечают, что в разные возрастные периоды развития личности необходимо формировать различные базовые компетенции. Например, в младшем школьном возрасте необходимо формировать прежде всего личностные и коммуникативные; в подростковом возрасте — общекультурные, образовательные, когнитивные, информационные и коммуникативные компетенции; в процессе обучения в вузе у студентов необходимо формировать смысловые, общекультурные, социально-трудовые, информационные, коммуникативные, политические и социальные компетенции, необходимые для жизни в многокультурном обществе, способность учиться на протяжении всей жизни [23]. Но есть компетенции, которые необходимо формировать на протяжении всей жизни. К таким компетенциям относится социально-информационная компетенция. Социально-информационная компетенция важна для формирования каждого компонента профессиональной готовности: когнитивного, эмоционального, мотивационно-ценностного, рефлексивного и интерактивного. Как отмечает М. М. Безруких [1], «навык критического отношения к информации, определенная доля скепсиса и понимание того, что информация в сети не фильтруется, не ограничивается и не оценивается» должны быть сформированы у каждого человека, а тем более у будущего педагога, который в свою очередь будет формировать эти умения у своих учеников.

Актуальность изучения социально-информационной компетентности будущих педагогов подтверждается необходимостью и требованиями общества к непрерывному образованию специалистов системы образования, возможностью доступа к результатам российских и зарубежных исследований, учебным, методическим и научным материалам, ростом числа профессиональных интернет-сообществ. В связи с этим анализ социально-информационной компетентности студентов, получающих педагогическое образование, является важным этапом в организации их профессиональной подготовки. Кроме этого, актуальность исследования подтверждается изменением уровня базовых знаний абитуриентов, уровня развития их компетенций — интеллектуальных, информационных, коммуникативных, который, по результатам исследований, опубликованных в научных изданиях и средствах массовой информации, невысок.

Многие исследователи (Виноградова Т. С. [2], Грибан О. Н. [3], Губарева Т. В. [4], Долобаева А. Е. [6], Карпеченко А. С. [7], Паршукова Г. Б. [11], Сорочинский М. А. [14], Шестернин А. С. [20], Norbo’tayev F. [23] и др.) изучали информационную компетентность и рассматривали ее с разных точек зрения. Придерживаясь взглядов А. В. Лукьяновой [10], С. В. Тришиной [15], А. В. Хуторского [16] и других, мы понимаем информационную компетентность и как умение работать с информацией, и как качество личности, характеризующее это умение.

Информатизация общества в целом и образования в частности предполагает изменение профессиональной деятельности на основе все более полного использования достоверных, исчерпывающих и своевременных знаний, полученных с помощью информационных технологий, предполагающих применение методов сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации с использованием компьютеров и коммуникационных сетей. Информационная компетентность педагога является основой его профессиональной деятельности, предусматривающей умение искать и находить необходимую достоверную информацию, перерабатывать и оценивать ее, эффективно использовать в профессиональной деятельности, а также применять информационные и компьютерные технологии для оптимизации своего труда. Появление социальных сетей изменило информационно-коммуникационную среду и внесло коррективы в содержание информационной компетентности, которая не может уже ограничиваться только навыками компьютерной грамотности [21]. Социальные сети, являясь неотъемлемой частью современной реальности, способствуют профессиональной социализации молодого специалиста. Вовлекаясь в профессиональные сообщества, участвуя в обсуждении трудных вопросов на вебинарах, дистанционных научно-практических конференциях, круглых столах, мастер-классах на профессиональные темы, молодой специалист быстрее адаптируется в профессиональном мире, вникает во все тонкости новой трудовой деятельности, расширяет круг профессиональных знакомств, находит себе наставника. Профессионалы создают собственные сайты, интернет-страницы, на которых делятся профессиональными секретами, приглашают к обсуждению различных проблем, знакомят новичков с новинками учебных и методических пособий, изменениями в нормативных правовых документах, регламентирующих систему об разования, и т. д. Социальная компетенция, по мнению Т. А. Чекалиной, предполагает сформированность чувства ответственности, готовность к совместной выработке решений и их реализации, толерантность к различным этнокультурам и религиям, умение сочетать личные, групповые и общественные интересы [17].

Список литературы

1. Паршукова Г. Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование : монография / Г. Б. Паршукова. — Новосибирск : НГТУ, 2006. — 253 с.
2. Turusheva L. Students’ information competence and its importance for life-long education [Electronic resource] / L. Turusheva // Problems of education in the 21st Century. — 2009. — Vol. 12. — URL: <a href="https://oaji.net/articles/2014/457-1393267313.pdf" target="_blank">https://oaji.net/articles/2014/457-1393267313.pdf</a> (da
3. Norbo’tayev F. M. Factors Of Development of Social Media Competences in Students [Electronic resource] / F. M. Norbo’tayev // Eurasian Journal of Learning and Academic Teaching. — 2022. — No. 4. — P. 106–109. — URL: <a href="https://geniusjournals.org/index.ph" target="_blank">https://geniusjournals.org/index.ph</a>
4. Kargapolova E. V. Information competences of young people within digitalization of society / E. V. Kargapolova, S. V. Kargapolov, Ju. A. Davydova, N. V. Dulina // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. — 2020. — Vol. 13, No. 3. — P. 193
5. Anichkina A. Formation of social and information competence of adolescents by means of case technology [Electronic resource] / A. Anichkina // The Third Annual International Symposium “Education and City: Education and Quality of Living in the City” (
6. Шестернин А. С. Формирование информационной компетентности будущих учителей в образовательной среде педагогического вуза : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А. С. Шестернин. — Нижний Новгород, 2015. — 203 с.
7. Чекалина Т. А. Формирование социально-информационной компетенции студентов вузов : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. А. Чекалина. — Кемерово, 2013. — 188 с.
8. Чекалина Т. А. Технологии формирования социально-информационной компетенции студентов вузов [Электронный ресурс] / Т. А Чекалина // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 4–1. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-formirovaniyasot" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-formirovaniyasot</a>
9. Чекалина Т. А. Содержание социально-информационной компетенции студентов вузов / Т. А Чекалина // Вестник Кузбасского государственного технического университета. — 2011. — № 4. — С. 122–124.
10. Тришина С. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / С. В. Тришина, А. В. Хуторской // Эйдос: интернет-журнал. — 2004. — № 1. — URL: <a href="http://eidos.ru/" target="_blank">http://eidos.ru/</a> journal/2004/0622-0
11. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] / С. В. Тришина // Эйдос: интернет-журнал. — 2005. — № 4. — URL: <a href="http://eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm" target="_blank">http://eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm</a> (дата обращения: 15.09.2023).
12. Сорочинский М. А. Развитие информационной компетентности студентов дидактическими средствами электронной информационно-образовательной среды : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / М. А. Сорочинский ; Сев.-Вост. федер. ун-т им. М. К. Аммосова. —
13. Солдатова Г. У. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн [Электронный ресурс] / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Национальный психологический журнал. — 2016. — № 2 (22). — С. 50–60. — URL: <a href="http://npsyj." target="_blank">http://npsyj.</a> ru/pdf/npj
14. Соколова П. Ю. Сущность и структура понятия «социально-информационная компетенция» [Электронный ресурс] / П. Ю. Соколова // Наука и образование ONLINE (Августовские педагогические чтения — 2017). — URL: <a href="https://pedagog.eee-science." target="_blank">https://pedagog.eee-science.</a> ru/listing/sushhnos
15. Безруких М. М. Если взрослых интересует мнение детей, а детей — мнение взрослых, то разрыва между поколениями не произойдет [Электронный ресурс] / Беседу вела О. Дашковская. — URL: <a href="https://psy.su/feed/11689" target="_blank">https://psy.su/feed/11689</a> (дата обращения: 24.10.2023).
16. Лукьянова А. В. Особенности формирования информационной компетентности на этапе школьного образования [Электронный ресурс] / А. В. Лукьянова // Ярославский педагогический вестник. — 2014. — № 2. — Т. II (Психолого-педагогические науки). — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a>
17. Кузьмич М. Г. Содержание социально-информационной компетентности специалиста педагогического профиля в системе компетентностного подхода / М. Г. Кузьмич // Профессиональное образование. — 2019. — Вып. 4. — С. 49–55.
18. обращения: 17.09.2023).
19. Кузьмич М. Г. Процесс формирования социально-информационной компетентности студентов педагогических специальностей при реализации компонентов медиаобразования [Электронный ресурс] / М. Г. Кузьмич // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review.
20. обращения: 17.09.2023).
21. Карпеченко А. С. Информационная компетентность как базовая составляющая профессиональной компетентности [Электронный ресурс] / А. С. Карпеченко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2011. — № 21–2. — URL: <a href="https://c" target="_blank">https://c</a>
22. Долобаева А. Е. Развитие информационно-коммуникативной компетенции будущих педагогов-психологов [Электронный ресурс] / А.Е. Долобаева // Психология, социология и педагогика. — 2012. — № 6. — URL: <a href="http://psychology.snauka.ru/2012/06/797" target="_blank">http://psychology.snauka.ru/2012/06/797</a> (дата обращения:
23. Гулякин Д. В. Социально-информационная компетентность будущего специалиста в контексте научного анализа [Электронный ресурс] / Д. В. Гулякин // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3, Педагогика и психология. — 2010. — № 4. — URL: h
24. Губарева Т. В. Развитие информационной компетентности практических психологов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе [Электронный ресурс] / Т. В. Губарева // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. — 2013. — № 3 (7). — URL
25. Грибан О. Н. Формирование информационной компетентности студентов исторического факультета педагогического вуза : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / О. Н. Грибан. — Екатеринбург, 2012. — 254 с.
26. <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kompetentnost-problemyinterpretatsii" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kompetentnost-problemyinterpretatsii</a> (дата обращения: 15.08.2023).
27. Виноградова Т. С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации [Электронный ресурс] / Т. С. Виноградова // Человек и образование. — 2012. — № 2. — URL:

Остальные статьи