Исследование социально-информационной компетентности студентов — будущих педагогов
Аннотация
В статье показана важность формирования социально-информационной компетенции при подготовке студентов к будущей педагогической деятельности. Рассматриваются структурные компоненты социально-информационной компетенции и их содержание. Описывается проведенное исследование социально-информационной компетентности будущих педагогов, анализируются его результаты.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 01/2024 |
Страницы | 95-107 |
УДК | 378.14 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_1_95 |
Проблема формирования готовности студентов вузов к будущей профессиональной деятельности в настоящее время остается актуальной. Под профессиональной готовностью студентов к будущей профессиональной деятельности понимается сложное интегральное субъектное качество личности, представляющее собой систему профессионально значимых качеств личности, социальных установок, мотивации, когниций, умений и навыков, необходимых для осуществления выбранного вида деятельности. В процессе формирования профессиональной готовности особое внимание уделяется формированию компетенций, необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности.
Ученые отмечают, что в разные возрастные периоды развития личности необходимо формировать различные базовые компетенции. Например, в младшем школьном возрасте необходимо формировать прежде всего личностные и коммуникативные; в подростковом возрасте — общекультурные, образовательные, когнитивные, информационные и коммуникативные компетенции; в процессе обучения в вузе у студентов необходимо формировать смысловые, общекультурные, социально-трудовые, информационные, коммуникативные, политические и социальные компетенции, необходимые для жизни в многокультурном обществе, способность учиться на протяжении всей жизни [23]. Но есть компетенции, которые необходимо формировать на протяжении всей жизни. К таким компетенциям относится социально-информационная компетенция. Социально-информационная компетенция важна для формирования каждого компонента профессиональной готовности: когнитивного, эмоционального, мотивационно-ценностного, рефлексивного и интерактивного. Как отмечает М. М. Безруких [1], «навык критического отношения к информации, определенная доля скепсиса и понимание того, что информация в сети не фильтруется, не ограничивается и не оценивается» должны быть сформированы у каждого человека, а тем более у будущего педагога, который в свою очередь будет формировать эти умения у своих учеников.
Актуальность изучения социально-информационной компетентности будущих педагогов подтверждается необходимостью и требованиями общества к непрерывному образованию специалистов системы образования, возможностью доступа к результатам российских и зарубежных исследований, учебным, методическим и научным материалам, ростом числа профессиональных интернет-сообществ. В связи с этим анализ социально-информационной компетентности студентов, получающих педагогическое образование, является важным этапом в организации их профессиональной подготовки. Кроме этого, актуальность исследования подтверждается изменением уровня базовых знаний абитуриентов, уровня развития их компетенций — интеллектуальных, информационных, коммуникативных, который, по результатам исследований, опубликованных в научных изданиях и средствах массовой информации, невысок.
Многие исследователи (Виноградова Т. С. [2], Грибан О. Н. [3], Губарева Т. В. [4], Долобаева А. Е. [6], Карпеченко А. С. [7], Паршукова Г. Б. [11], Сорочинский М. А. [14], Шестернин А. С. [20], Norbo’tayev F. [23] и др.) изучали информационную компетентность и рассматривали ее с разных точек зрения. Придерживаясь взглядов А. В. Лукьяновой [10], С. В. Тришиной [15], А. В. Хуторского [16] и других, мы понимаем информационную компетентность и как умение работать с информацией, и как качество личности, характеризующее это умение.
Информатизация общества в целом и образования в частности предполагает изменение профессиональной деятельности на основе все более полного использования достоверных, исчерпывающих и своевременных знаний, полученных с помощью информационных технологий, предполагающих применение методов сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации с использованием компьютеров и коммуникационных сетей. Информационная компетентность педагога является основой его профессиональной деятельности, предусматривающей умение искать и находить необходимую достоверную информацию, перерабатывать и оценивать ее, эффективно использовать в профессиональной деятельности, а также применять информационные и компьютерные технологии для оптимизации своего труда. Появление социальных сетей изменило информационно-коммуникационную среду и внесло коррективы в содержание информационной компетентности, которая не может уже ограничиваться только навыками компьютерной грамотности [21]. Социальные сети, являясь неотъемлемой частью современной реальности, способствуют профессиональной социализации молодого специалиста. Вовлекаясь в профессиональные сообщества, участвуя в обсуждении трудных вопросов на вебинарах, дистанционных научно-практических конференциях, круглых столах, мастер-классах на профессиональные темы, молодой специалист быстрее адаптируется в профессиональном мире, вникает во все тонкости новой трудовой деятельности, расширяет круг профессиональных знакомств, находит себе наставника. Профессионалы создают собственные сайты, интернет-страницы, на которых делятся профессиональными секретами, приглашают к обсуждению различных проблем, знакомят новичков с новинками учебных и методических пособий, изменениями в нормативных правовых документах, регламентирующих систему об разования, и т. д. Социальная компетенция, по мнению Т. А. Чекалиной, предполагает сформированность чувства ответственности, готовность к совместной выработке решений и их реализации, толерантность к различным этнокультурам и религиям, умение сочетать личные, групповые и общественные интересы [17].