Дата публикации: 01.01.2024

Практика патриотического воспитания подростков через «Цифровой дом» «ЮНАРМИИ»

Аннотация

В статье представлены практические форматы взаимодействия с детьми и подростками в цифровой среде. Раскрывается суть нового цифрового приложения для юнармейцев, обращается внимание на сильные и слабые стороны коммуникации в цифровом пространстве.




Человек стремится к сосуществованию в сообществе других людей, интересы, ценности, потребности которых так или иначе совпадают с его собственными. Этот стремительный процесс социализации особенно ярко проявляется в детстве и подростковом возрасте. На протяжении этого времени дети и подростки на первых порах чаще всего взаимодействуют между собой в рамках классной структуры в школе. Параллельно они объединяются в различные группы и движения по принципу деятельностных, музыкальных, спортивных и других предпочтений, даже вне школьного контекста.

В ходе этих взаимодействий дети и подростки познают мир, расширяют границы его восприятия, учатся определять рамки дозволенного и взаимодействовать в этих рамках со «взрослым» миром. Этот процесс не только формирует их социальные навыки, но и способствует интеграции в общество, где они находят единомышленников и развивают свою индивидуальность в контексте коллектива [15]. Цифровая среда для подростков сегодня является самой привлекательной средой, в том числе для оттачивания этих навыков.

Сегодня цифровизация прочно укоренилась во всех сферах жизни детей, претворяясь в реальность через взаимодействие с различными электронными устройствами. С самого раннего возраста дети сталкиваются с гаджетами, которые становятся неотъемлемой частью их повседневной активности. Интернет, смартфоны, планшеты — эти цифровые технологии проникают в образование, развлечения, социальные взаимодействия и даже в сферу воспитания. Таким образом, цифровизация стала не просто явлением, а неотъемлемой составляющей жизни современного ребенка, оказывая влияние на его обучение, развитие и формирование социокультурной идентичности.

Данную проблему обсуждают такие специалисты, как А. Г. Асмолов, Л. А. Григорович, И. А. Макарова, Л. Ю. Максимова, Л. Г. Логинова, Г. В. Солдатова и др. [1; 10; 11]. Несмотря на разнообразные точки зрения ученых, нельзя отрицать, что гаджеты стали основными источниками информации и средством познания мира для детей [2].

Старшее поколение, выросшее в условиях, когда гаджеты и цифровые ресурсы не имели такого интенсивного влияния, часто испытывает страх перед цифровой экспансией и стремится защитить своих детей от избыточного воздействия Интернета. В своей книге «The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains» («Пустышка: Что интернет делает с нашими мозгами») Николас Карр отмечает этот феномен, указывая: «Старшие поколения, воспитанные без постоянного присутствия онлайна, смотрят на новое поколение с опаской, видя в их общении с технологией потенциальные угрозы для нормального развития и воспитания» [5].

Список литературы

1. Григорович Л. А. Продуктивные мотивационные практики в цифровом образовательном пространстве / Л. А. Григорович // Цифровое воспитание: реалии и перспективы : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 15 сентября 2022 г.). — Москва, 2022. —
2. Дубровина И. В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества / И. В. Дубровина // Национальный психологический журнал. — 2018. — № 1 (29).
3. Илалдинова Е. Ю. Цифровая педагогика: особенности эволюции термина в категориально-понятийном аппарате педагогики / Е. Ю. Илалдинова, Т. К. Беляева, И. В. Лебедева // Перспективы науки и образования. — 2019. — № 4 (40). — С. 33–43.
4. Канг Ш. Цифровая дисциплина / Ш. Канг. — Москва : Альпина.Дети, 2022. — С. 359.
5. Карр Н. Пустышка: Что интернет делает с нашими мозгами / Н. Карр. — СанктПетербург : Бест Бизнес Букс, 2012. — С. 254.
6. Кудинов В. А. История детского и юношеского движения в России : учеб. пособие / В. А. Кудинов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Костромской государственный университет. — Кострома : КГУ, 2017. — 290 с.
7. Куренкова М. В. Исследование цифровой компетентности девочек-подростков как компонента их цифровой идентичности / М. В. Куренкова // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании : сб. науч. статей VI Междунар. науч.-практ. конф
8. Логинова Л. Г. Воспитание и дополнительное образование детей: эпистема в цифровой эпохе / Л. Г. Логинова // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» Тульское образовательное пространство. — 2021. — № 1.
9. Макарова И. А. Воспитание в эпоху цифровизации / И. А. Макарова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2021. — № 1 (154). — С. 41.
10. Максимова Л. Ю. Основы формирования гражданской идентичности подростков в условиях цифровизации образования / Л. Ю. Максимова // Новое в психологопедагогических исследованиях. — 2020. — № 2 (58). — С. 27–31.
11. Максимова Л. Ю. Цифровые технологии формирования гражданской идентичности девочек-подростков / Л. Ю. Максимова, Л. А. Григорович // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021) : сб. статей II Всерос. науч.практ. конф. с междунар. у
12. Мальцева Э. А. Наука о детском движении: история и перспективы развития / Э. А. Мальцева // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2007. — № 9. — S. 53–64.
13. Мальцева Э. А. Детское движение в России. Уроки истории / Э. А. Мальцева. — Ижевск : Удмурт. ун-т, 2000. — 516 с.
14. Полонский В. М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. — Москва : Народное образование, 2017. — 838 с.
15. Чижикова Е. Ю. К вопросу о развитии детских общественных объединений в России / Е. Ю. Чижикова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2022. — № 2 (65). — С. 51–58. — DOI: 10.51944/20722516_2022_2_51

Остальные статьи