Дата публикации: 01.01.2024

Конструкция полидисциплинарной интеграции знаний о проблеме социализации

Аннотация

В социально-гуманитарных исследованиях социализация изучается как комплексное и целостное явление, обусловленное социальными, философскими, а также психолого-педагогическими проблемными компонентами. В современном российском обществе социализация как процесс представляет собой социальную проблему, что вызвано рядом динамично меняющихся социальных условий и обстоятельств, способствующих возникновению трансформационных процессов социума в целом. Расширяя предметное поле социально-гуманитарного знания, представленные в статье материалы могут послужить стимулом к дальнейшему научному осмыслению проблематики социализации человека, а также быть использованы при профессиональной подготовке и профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы.




Введение

В социально-гуманитарных исследованиях и сферах деятельности социализация изучается как комплексное и целостное явление, обусловленное социальными, а также психолого-педагогическими проблемными компонентами. В настоящее время в российском обществе социализация как процесс представляет собой социальную проблему. Это вызвано целым рядом динамично меняющихся социальных условий и обстоятельств, способствующих возникновению трансформационных процессов социума в целом.

Термин «социализация» изначально и преимущественно употребляется в политэкономическом дискурсе, но уже с конца XIX века поступательно и, что самое важное для гуманитарной отрасли знания, все более и более подробно рассматривается применительно к исследованию феномена развития человека в ряде других отраслей человекознания.

Методы исследования

Характеризующие социализацию результаты исследования представлены в статье на основе некоторых методов социально-гуманитарных наук: теоретических (восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, реферирование), обсервационных (прямое, включенное, косвенное наблюдение), диагностических (интервьюирование, анализ документов), праксиметрических (изучение и обобщение опыта и продуктов профессиональной деятельности) и пр.

Список литературы

1. Белов В. Н. Проблема конструктивной и деструктивной социализации в коммуникативном подходе Ю. Хабермаса / В. Н. Белов // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. — 2011. — № 23. — С. 15–17. — EDN: ONHIVV
2. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. — Москва : Правда, 1989. — 607 с.
3. Воспитание как процесс эффективного функционирования метасистемы «личность — группа — общество» / Е. А. Леванова, А. В. Мудрик, С. Б. Серякова [и др.] // Вестник Вятского государственного университета. — 2020. — № 3 (137). — С. 65–75.
4. Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук / Г. В. Гегель. — Рига : Звайгзне, 1981. — 118 с.
5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. — Москва : Канон, 1996.
6. Илакавичус М. Р. Педагогическое сопровождение социализации воспитанников суворовских военных училищ МВД России на начальном этапе обучения на основе гуманитарно-антропологического подхода / М. Р. Илакавичус, Е. Ю. Иванов // Вестник Уфимского юридическо
7. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия / Р. К. Мертон // Социологические исследования. — 1992. — № 2. — С. 118–124.
8. Мудрик А. В. Социально-педагогическая виктимология / А. В. Мудрик, М. Г. Яковлева ; Московский педагогический государственный университет. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2021. — 396 с. — ISBN 9785-4263-1012-4. — EDN:
9. Мудрик А. В. Социализация: новации последних десятилетий / А. В. Мудрик // Сибирский педагогический журнал. — 2023. — № 3. — С. 6–15. — DOI: 10.15293/1813– 4718.2303.01. — EDN: DFCLYN
10. Мэй Р. Открытие Бытия / Р. Мэй. — Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2004. — 224 с.
11. Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности / П. Наторп ; пер. А. А. Громбаха с 3-го доп. нем. изд. — Санкт-Петербург, 1911. — 360 с.
12. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль: Тексты / Т. Парсонс ; под ред. В. И. Добренькова. — Москва : Изд
13. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм: Сумерки богов / Ж.-П. Сартр. — Москва, 1989.

Остальные статьи