Дата публикации: 01.01.2024

Патриотическое воспитание школьников: актуальное состояние, методология, направления исследования

Аннотация

В статье представлены результаты всероссийского исследования становления и развития гражданско-патриотических ценностей в современной российской школе, проведен анализ психолого-педагогических условий их формирования. Осуществлен поиск новых подходов к решению актуальных теоретических и практических проблем 60 гражданского и патриотического воспитания школьников. Определены эффективные и перспективные пути совершенствования патриотического воспитания в общеобразовательных организациях, актуализировано значение информационных онлайн-ресурсов в процессе воспитания подростков в условиях цифровизации образования.




Проблема патриотического воспитания долгое время входила в число актуальных теоретических и практических проблем отечественной науки и образовательной практики. Сегодня эта проблема снова приобретает большое значение. Нельзя не согласиться с мнением академика С. В. Дармодехина о том, что сложившаяся за последние десятилетия парадигма воспитания стала кризисной и не отвечает актуальным потребностям подрастающих поколений, аналогов которым не было в предыдущем опыте. «Поиск новых подходов к решению этой проблемы является общенациональной задачей… воспитание является широкомасштабным социокультурным феноменом, уникальным институтом социализации подрастающих поколений. Это — общенациональная задача и приоритетная функция общества и государства, направленная на формирование у детей патриотизма, гражданской идентичности, традиционных отечественных норм морали» [5].

Патриотизм — чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью [1]. Патриот — человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины [8].

Гражданственность и патриотизм — это различные личностные качества, которые относятся к гражданам не по факту рождения, а по факту формирования у них правового и нравственного сознания в процессе социализации, а значит, и в процессе гражданского воспитания. По мнению Л. Ю. Максимовой, проявление гражданственности в большей степени зависит от уровня развития правового сознания, а проявление патриотизма — от уровня развития нравственного сознания [7, с. 68]. Это, очевидно, объясняется следующим. Гражданственность предполагает наличие у гражданина достаточно высокого уровня образования и овладение гражданскими компетенциями, немыслимыми без знания своих прав и обязанностей и уважения чужих прав и свобод. Патриотизм же, как более естественное чувство привязанности к месту рождения, не требует ни высокого образования, ни гражданской компетенции, ни идентификации с согражданами страны. Именно поэтому при воспитании гражданственности акцент следует делать на формировании у растущих граждан правового сознания, а при воспитании патриотизма — на дальнейшем развитии нравственного сознания.

В течение 2023 года состоялось всероссийское исследование формирования патриотических ценностей в современной школе. Проведен анализ психолого-педагогических условий формирования патриотических и гражданских ценностей, выявлены педагогические проблемы и затруднения при реализации задач гражданско-патриотического воспитания. В исследовании приняли участие 1136 обучающихся 7–11-х классов и 105 учителей. Отбор участников исследования проведен по территориальному, возрастному и половому признакам.

Основные выводы, полученные в исследовании, следующие. Большинство школьников считают себя патриотами России. Осознание себя патриотом России увеличивается с возрастанием класса обучения.

Список литературы

1. Shchekina S. S. Volonterstvo kak sotsial’no-pedagogicheskoe yavlenie / S.S.Shchekina // Prikosnis’ ko mne dobrotoi: materialy Mezhregional. tvorcheskoi masterskoi po vovlecheniyu volonterov v bibliotechnuyu deyatel’nost’ (Arkhangel’sk, 1–2 marta 2011 g.)
2. 11. Щекина С. С. Волонтерство как социально-педагогическое явление / С. С. Щекина // Прикоснись ко мне добротой : материалы Межрегионал. творческой мастерской по вовлечению волонтеров в библиотечную деятельность (Архангельск, 1–2 марта 2011 г.) / сост. Е.
3. Tarasova N. V. Volonterskaya deyatel’nost’ kak istoriko-pedagogicheskii fenomen / N. V. Tarasova // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2012. — № 4. — S. 46–52.
4. 10. Тарасова Н. В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен / Н. В. Тарасова // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 4. — С. 46–52.
5. Radiontseva E. S. Novaya obrazovatel’naya traektoriya — progulki po virtual’noi real’nosti / E. S. Radiontseva // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. — 2021. — № 4. — S. 149–155. — DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.4
6. 9. Радионцева Е. С. Новая образовательная траектория — прогулки по виртуальной реальности / Е. С. Радионцева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2021. — № 4. — С. 149–155. — DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.4
7. Ozhegov S. I. Tolkovyi slovar’ russkogo yazyka / S. I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova. — 3-e. izd. — Moskva : Az”; 1996. — 928 s.
8. 8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 3-е. изд. — Москва : Азъ; 1996. — 928 с.
9. Maksimova L. Yu. Grazhdanskoe vospitanie: istoriya i sovremennost’ (na primere dovuzovskikh obshcheobrazovatel’nykh organizatsii Ministerstva oborony Rossiiskoi Federatsii) : monografiya / L. Yu. Maksimova. — Moskva : VU, 2019. — 158 s.
10. 7. Максимова Л. Ю. Гражданское воспитание: история и современность (на примере довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации) : монография / Л. Ю. Максимова. — Москва : ВУ, 2019. — 158 с.
11. Zubova E. I. Muzei obshcheobrazovatel’noi organizatsii kak tsentr dukhovnonravstvennogo vospitaniya obuchayushchikhsya / E. I. Zubova // Vestnik akademii detskoyunosheskogo turizma i kraevedeniya. — 2016. — № 3. — S. 61–69.
12. 6. Зубова Е. И. Музей общеобразовательной организации как центр духовно-нравственного воспитания обучающихся / Е. И. Зубова // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. — 2016. — № 3. — С. 61–69.
13. Darmodekhin S. V. Vospitanie kak prioritetnaya problema obshchestva i gosudarstva / S. V. Darmodekhin // Akmeologiya. — 2017. — № 2. — S. 34–41.
14. 5. Дармодехин С. В. Воспитание как приоритетная проблема общества и государства / С. В. Дармодехин // Акмеология. — 2017. — № 2. — С. 34–41.
15. Gryadunova E. A. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie sredstvami iskusstva / E. A. Gryadunova // Nauka i praktika v obrazovanii: elektronnyi nauchnyi zhurnal. — 2021. — № 3 (5). — S. 15–24. — DOI: 10.54158/27132838_2021_3_15
16. 4. Грядунова Е. А. Духовно-нравственное воспитание средствами искусства / Е. А. Грядунова // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. — 2021. — № 3 (5). — С. 15–24. — DOI: 10.54158/27132838_2021_3_15
17. Volonterskoe dvizhenie kak sredstvo formirovaniya osnov grazhdanskoi identichnosti : metod. posobie / sost. L. Yu. Maksimova [i dr.]. — Moskva : IIU MGOU, 2018. — 132 s.
18. 3. Волонтерское движение как средство формирования основ гражданской идентичности : метод. пособие / сост. Л. Ю. Максимова [и др.]. — Москва : ИИУ МГОУ, 2018. — 132 с.
19. Volkova E. V. Muzei bez podlinnika: muzeinyi dizain kak total’naya installyatsiya / E. V. Volkova // Obshchestvo. Sreda. Razvitie. — 2021. — № 2 (59). — S. 44–52.
20. 2. Волкова Е. В. Музей без подлинника: музейный дизайн как тотальная инсталляция / Е. В. Волкова // Общество. Среда. Развитие. — 2021. — № 2 (59). — С. 44–52.
21. Asmolov A. G. Formirovanie UUD v osnovnoi shkole: ot deistviya k mysli. Sistema zadanii : posobie dlya uchitelya / pod red. A. G. Asmolova. — Moskva : Prosveshchenie, 2010. — 159 s.
22. 1. Асмолов А. Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. — Москва : Просвещение, 2010. — 159с.

Остальные статьи