Патриотическое воспитание школьников: актуальное состояние, методология, направления исследования
Аннотация
В статье представлены результаты всероссийского исследования становления и развития гражданско-патриотических ценностей в современной российской школе, проведен анализ психолого-педагогических условий их формирования. Осуществлен поиск новых подходов к решению актуальных теоретических и практических проблем 60 гражданского и патриотического воспитания школьников. Определены эффективные и перспективные пути совершенствования патриотического воспитания в общеобразовательных организациях, актуализировано значение информационных онлайн-ресурсов в процессе воспитания подростков в условиях цифровизации образования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 01/2024 |
Страницы | 59-72 |
УДК | 37.013 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_1_59 |
Проблема патриотического воспитания долгое время входила в число актуальных теоретических и практических проблем отечественной науки и образовательной практики. Сегодня эта проблема снова приобретает большое значение. Нельзя не согласиться с мнением академика С. В. Дармодехина о том, что сложившаяся за последние десятилетия парадигма воспитания стала кризисной и не отвечает актуальным потребностям подрастающих поколений, аналогов которым не было в предыдущем опыте. «Поиск новых подходов к решению этой проблемы является общенациональной задачей… воспитание является широкомасштабным социокультурным феноменом, уникальным институтом социализации подрастающих поколений. Это — общенациональная задача и приоритетная функция общества и государства, направленная на формирование у детей патриотизма, гражданской идентичности, традиционных отечественных норм морали» [5].
Патриотизм — чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью [1]. Патриот — человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины [8].
Гражданственность и патриотизм — это различные личностные качества, которые относятся к гражданам не по факту рождения, а по факту формирования у них правового и нравственного сознания в процессе социализации, а значит, и в процессе гражданского воспитания. По мнению Л. Ю. Максимовой, проявление гражданственности в большей степени зависит от уровня развития правового сознания, а проявление патриотизма — от уровня развития нравственного сознания [7, с. 68]. Это, очевидно, объясняется следующим. Гражданственность предполагает наличие у гражданина достаточно высокого уровня образования и овладение гражданскими компетенциями, немыслимыми без знания своих прав и обязанностей и уважения чужих прав и свобод. Патриотизм же, как более естественное чувство привязанности к месту рождения, не требует ни высокого образования, ни гражданской компетенции, ни идентификации с согражданами страны. Именно поэтому при воспитании гражданственности акцент следует делать на формировании у растущих граждан правового сознания, а при воспитании патриотизма — на дальнейшем развитии нравственного сознания.
В течение 2023 года состоялось всероссийское исследование формирования патриотических ценностей в современной школе. Проведен анализ психолого-педагогических условий формирования патриотических и гражданских ценностей, выявлены педагогические проблемы и затруднения при реализации задач гражданско-патриотического воспитания. В исследовании приняли участие 1136 обучающихся 7–11-х классов и 105 учителей. Отбор участников исследования проведен по территориальному, возрастному и половому признакам.
Основные выводы, полученные в исследовании, следующие. Большинство школьников считают себя патриотами России. Осознание себя патриотом России увеличивается с возрастанием класса обучения.