Дата публикации: 01.01.2024

Взаимосвязь развития критического мышления обучающихся и применения эффективных вопросов в современной практике образования и воспитания

Аннотация

Вопросы уже давно используются учителями и наставниками в качестве учебного инструмента для оценки знаний обучающихся, улучшения понимания и стимулирования критического мышления. Хорошо продуманные вопросы приводят к новым идеям, вызывают обсуждение и способствуют всестороннему изучению предмета. Плохо составленные вопросы могут понижать успеваемость, создавать путаницу, запугивать обучающихся и ограничивать творческое мышление. Учителя чаще всего задают сходящиеся вопросы более низкого порядка, которые основаны на фактическом вспоминании обучающимися ранее полученных знаний, но не задают расходящиеся вопросы более высокого порядка, которые способствуют глубокому мышлению и требуют от подопечных анализа и оценки концепций. В статье обобщается таксономия (то есть учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей) вопросов, предлагаются стратегии формулирования эффективных вопросов, исследуются практические соображения для повышения вовлеченности учеников и развития критического мышления. Подобные концепции могут применяться в классе и в экспериментальной среде обучения. Рассматривается взаимосвязь между развитием навыков критического мышления и целенаправленным применением эффективных методов постановки вопросов в образовательных организациях. Тщательного изучив различные формы обучения и их очевидное влияние на способность обучающихся к критическому мышлению, мы обобщили опыт составления вопросов, которые играют существенную роль в развитии аналитических и оценочных когнитивных способностей. Исследование углубляется в сложные элементы формулирования вопросов, включая такие факторы, как сложность, уместность и соответствие конкретной ситуации.




Введение

Исследование направлено на прояснение сложных аспектов развития способностей к критическому мышлению в классе путем стратегического использования эффективных методов постановки вопросов.

Актуальность темы основана на том, что развитие навыков критического мышления приобретает решающее значение в условиях стремительно развивающихся технологий и меняющихся социальных требований. Умение анализировать, оценивать и синтезировать информацию — важнейший навык для любого человека, ориентирующегося в сложностях современного мира.

Данное исследование тщательно изучает текущее состояние образования, подкрепляя его четкими цитатами из соответствующей литературы. В рамках конкретной области исследования методично анализируется существующая научная литература, проясняются пробелы и нюансы во взаимосвязи между техникой постановки вопросов и развитием критического мышления, в том числе используются труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Вагин, Авдеев, Рыбкин, Роу, Блум, Боукер.

Важным является уточнение образовательных парадигм, что подчеркивает необходимость исследования данной тематической территории. Расшифровка сложной взаимосвязи между техникой постановки вопросов и критическим мышлением — важнейшая задача для педагогов, преодолевающих различные образовательные препятствия. Это поможет им оптимизировать свои педагогические подходы.

Список литературы

1. 10. Николл Х. М. Анкетирование: инструмент из набора медсестер-инструкторов / Х. М. Николл // Медсестра. Образовательная практика. — 2007. — № 7. — С. 285–292.
2. Nikoll Kh. M. Anketirovanie: instrument iz nabora medsester-instruktorov / Kh. M. Nikoll // Medsestra. Obrazovatel’naya praktika. — 2007. — № 7. — S. 285–292.
3. 11. Нил М. А. Вовлечение учащихся с помощью эффективных вопросов / М. А. Нил // Образование Канады. — 2012. — № 52. — С. 16–28.
4. Nil M. A. Vovlechenie uchashchikhsya s pomoshch’yu effektivnykh voprosov / M. A. Nil // Obrazovanie Kanady. — 2012. — № 52. — S. 16–28.
5. 12. Развитие критического мышления учащихся: способность педагогов использовать навыки постановки вопросов в программах бакалавриата по сестринскому делу в Пакистане / Т. Саид, С. Хан, А. Ахмеди [и др.] // J Pak MedAssoc. — 2012. — № 63. — С. 200–203.
6. Razvitie kriticheskogo myshleniya uchashchikhsya: sposobnost’ pedagogov ispol’- zovat’ navyki postanovki voprosov v programmakh bakalavriata po sestrinskomu delu v Pakistane / T. Said, S. Khan, A. Akhmedi [i dr.] // J Pak MedAssoc. — 2012. — № 63. — S. 20
7. 13. Роу М. Б. Время ожидания: замедление может быть способом ускорения! / М. Б. Роу // Преподавать образование. — 1986. — № 37. — С. 43–50.
8. Rou M. B. Vremya ozhidaniya: zamedlenie mozhet byt’ sposobom uskoreniya! / M. B. Rou // Prepodavat’ obrazovanie. — 1986. — № 37. — S. 43–50.
9. 14. Уилсон Н. С. Вопросы как мышление: метакогнитивная структура для улучшения понимания описательного текста / Н. С. Уилсон, Л. Сметана // Грамотность. — 2011. — № 45. — С. 84–90.
10. Uilson N. S. Voprosy kak myshlenie: metakognitivnaya struktura dlya uluchsheniya ponimaniya opisatel’nogo teksta / N. S. Uilson, L. Smetana // Gramotnost’. — 2011. — № 45. — S. 84–90.
11. 15. Чардиелло А. В. Ты сегодня задал хороший вопрос? Альтернативные когнитивные и метакогнитивные стратегии / А. В. Чардиелло // J Adolesc Adult Lit. — 1998. — № 42. — С. 210–219.
12. Chardiello A. V. Ty segodnya zadal khoroshii vopros? Al’ternativnye kognitivnye i metakognitivnye strategii/ A.V.Chardiello// J Adolesc Adult Lit. — 1998. — №42. — S.210–219.
13. 16. Эртмер П. А. Взаимодействие учащегося с контентом в онлайн-курсах: роль подсказок в содействии взаимодействию более высокого уровня с содержанием курса / П. А. Эртмер, А. Садаф, Д. Дж. Эртмер // Вычислительное высшее образование. — 2011. — № 23. — С.
14. Ertmer P. A. Vzaimodeistvie uchashchegosya s kontentom v onlainkursakh: rol’ podskazok v sodeistvii vzaimodeistviyu bolee vysokogo urovnya s soderzhaniem kursa / P. A. Ertmer, A. Sadaf, D. Dzh. Ertmer // Vychislitel’noe vysshee obrazovanie. — 2011. — № 23
15. 17. Ян Ю. С. Использование сократовских вопросов для развития навыков критического мышления посредством асинхронных дискуссионных форумов в среде дистанционного обучения / Ю. С. Ян, Т. Дж. Ньюби, Р. Л. Билл // Дистанционное образование. — 2005. — № 19. —
16. Yan Yu. S. Ispol’zovanie sokratovskikh voprosov dlya razvitiya navykov kriticheskogo myshleniya posredstvom asinkhronnykh diskussionnykh forumov v srede distantsionnogo obucheniya / Yu. S. Yan, T. Dzh. N’yubi, R. L. Bill // Distantsionnoe obrazovanie. — 2
17. 1. Андерсон Л. В. Таксономия обучения, преподавания и оценки: пересмотр таксономии образовательных целей Блума / Л. В. Андерсон, Д. Р. Кратволь, П. В. Айразиан. — Бостон : PearsonAllyn&Bacon, 2001. — 257 с.
18. Anderson L. V. Taksonomiya obucheniya, prepodavaniya i otsenki: peresmotr taksonomii obrazovatel’nykh tselei Bluma / L. V. Anderson, D. R. Kratvol’, P. V. Airazian. — Boston : PearsonAllyn&Bacon, 2001. — 257 s.
19. 2. Богосян П. Сократическая педагогика: недоумение, унижение, стыд и разбитое яйцо / П. Богосян // Обучать теории философии. — 2012. — № 44. — С. 710–720.
20. Bogosyan P. Sokraticheskaya pedagogika: nedoumenie, unizhenie, styd i razbitoe yaitso / P. Bogosyan // Obuchat’ teorii filosofii. — 2012. — № 44. — S. 710–720.
21. 3. Боукер М. Х. Учить детей задавать вопросы, а не отвечать на них / М. Х. Боукер // Мысль и действие. — 2010. — № 26. — С. 127–134.
22. Bouker M. Kh. Uchit’ detei zadavat’ voprosy, a ne otvechat’ na nikh / M. Kh. Bouker // Mysl’ i deistvie. — 2010. — № 26. — S. 127–134.
23. 4. Блум Б. С. Таксономия образовательных целей: Классификация образовательных целей: Справочник 1: Когнитивная область / Б. С. Блум. — Нью-Йорк : Дэвид Маккей Ко Инк, 1956. — 168 с.
24. Blum B. S. Taksonomiya obrazovatel’nykh tselei: Klassifikatsiya obrazovatel’nykh tselei: Spravochnik 1: Kognitivnaya oblast’ / B. S. Blum. — N’yu-Iork : Devid Makkei Ko Ink, 1956. — 168 s.
25. 5. Бранкати Ф. Искусство сутенерства / Ф. Бранкати // Джама. — 1989. — № 262. — С. 89–90.
26. Brankati F.Iskusstvo sutenerstva/ F.Brankati// Dzhama. — 1989. — №262. — S.89–90.
27. 6. Вилен В. В. Навыки постановки вопросов для учителей / В. В. Вилен. — Вашингтон, 1991. — 126 с.
28. Vilen V. V. Navyki postanovki voprosov dlya uchitelei / V. V. Vilen. — Vashington, 1991. — 126 s.
29. 7. Использование стратегий опроса клиническими учителями // С. Селлаппа, Т. Хасси, А. М. Блэкмор, А. Мак-Мюррей // Ад Нурс. — 1998. — № 28. — С. 142–148.
30. Ispol’zovanie strategii oprosa klinicheskimi uchitelyami // S. Sellappa, T. Khassi, A. M. Blekmor, A. Mak-Myurrei // Ad Nurs. — 1998. — № 28. — S. 142–148.
31. 8. Кристенбери Л. Опрос: путь к критическому мышлению / Л. Кристенбери, П. П. Келли. — Иллинойс : Национальный совет учителей английского языка, 1983.
32. Kristenberi L. Opros: put’ k kriticheskomu myshleniyu / L. Kristenberi, P. P. Kelli. — Illinois : Natsional’nyi sovet uchitelei angliiskogo yazyka, 1983.
33. 9. Кузина Н. А. Управленческий консталтинг : учеб. пособие / Н. А. Кузина. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2014. — 164 с.
34. Kuzina N. A. Upravlencheskii konstalting : ucheb. posobie / N. A. Kuzina. — Omsk : Izd-vo OmGTU, 2014. — 164 s.

Остальные статьи