Вуз в формировании культурно-исторического потенциала специалиста
Аннотация
В статье рассматриваются возможности вуза в определении и развитии культурного потенциала человека в современном исторически измененном обществе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2022 |
Страницы | 24-28 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738498_2022_3_24 |
Степень и глубина изменений, происходящих в современном обществе, определяемых в литературе как глобальные и затрагивающие все стороны жизнедеятельности современного человека, жестко сказались в такой важной сфере организации его жизни, как образование, не только фиксирующее ее культурный потенциал, но и его обеспечивающее. Проблема образования современного человека, готового к переменам в развитии общества и способного к решению сложных проблем его дальнейшего прогресса, выходит на передний план и активно обсуждается на разных уровнях — государственном, общественном, в научной сфере.
При огромном накопленном опыте организации педагогической деятельности и положительном действии и значимости нововведений, в том числе новых образовательных программ, четко фиксируются сбои в действенности системы образования, связанные, в частности и прежде всего, с реальными изменениями в развитии современного человека и условиями его функционирования в новой ситуации развития современного общества. Проблемность темы образования продолжает расти вместе с раскрытием действия обусловливающих ее факторов. Это проявляется, в частности, в том, что в проблемном поле развития образования перекрещиваются принципиально разные, но прочно связанные между собой сферы современной действительности — новый технико-технологический потенциал развития общества, значительно измененный в своих потребностях, возможностях современный человек, новые задачи, стоящие перед ним, новый уровень его связей и возможностей действия, новые потребности, новые пространства его действия — последние становятся мощно действующими факторами, определяющими условия функционирования современного человека. В этом плане особо значимую роль играет Интернет, предлагающий новые возможности для получения необходимой информации, общения, новые пространства взаимодействия в решении конкретных проблем. Одновременно с появлением нового информационного пространства с положительными и негативными характеристиками его действия возникли новые проблемы, связанные с оценкой значимости его в развитии современного общества и современного человека. Не случайно проблема действия Интернета в сфере получения и расширения информационного поля стала предметом горячего обсуждения на всех уровнях образовательной сферы: общественном, правительственном и т. д.
В новых современных условиях функционирования человека, его роста и развития возникла проблема классификации потенциальных и реальных задач не только освоения современных знаний, но и формирования соответствующего отношения к ним, что связано с проблемой возможностей и степени выполнения существующими педагогическими структурами необходимых условий формирования таких отношенийкак в целом, так и в дифференцированной их представленности.
При сохранении существующей в качестве объективно необходимой системы организации дифференцированного по возрастным показателям образования в его соответствующем расширенном понимании — детский сад, школа, среднее образование (техникумы), вузы — представляется значимым формирование дополнительных связей и структур передачи определенных знаний, связанных с общезначимой актуальной информацией общего характера и ее расширением.
В современной ситуации при сохранении ранжирования принципов функционирования образовательных структур четко проявилось действие нового информационного пространства, перекрывшего по характеру своего функционирования существующие структуры поэтапного формирования знаний в образовательном пространстве. Неуправляемые формы проявления действия его уже четко показали свою негативность, что стало острой проблемой как в образовании, так и в системе всех других отношений современного человека. Возникла, в частности, плохо управляемая ситуация, в том числе сбои в поэтапном освоении планируемой образовательной информации.