Цифровая компетентность подростков как компонент их цифровой идентичности
Аннотация
В статье рассмотрены способы, средства и инструменты формирования цифровой идентичности подростков на пути личностного развития, актуализируется значение системы образования в процессе развития цифровой идентичности. Приведены результаты эмпирического исследования, где предметом изучения стала цифровая компетентность и ее структурные элементы как компонент цифровой идентичности обучающихся общеобразовательных организаций Минобороны России.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 01/2024 |
Страницы | 29-37 |
УДК | 37.013 |
DOI | 10.51944/20722516_2024_1_29 |
Цифровизация сегодня затрагивает все сферы жизни рядового пользователя Интернета, касается практически каждого современного человека. Востребованность цифровых технологий постоянно возрастает. Количество участников интернет-пространства увеличивается. В процессе более глубокого приобщения к онлайн-сфере возникает новая идентичность личности — цифровая идентичность. Под цифровой идентичностью нами понимается «совокупное осознание и переживание своей компетентности, тождественности и уникальности в мире цифровых технологий, включающее ценностное отношение к себе, другим людям, информации и интернету в целом, характеризующееся целенаправленностью действия и умением полноценно решать задачи при помощи цифровых технологий, сопровождающееся формированием новых смыслов деятельности» [9].
Исследователи процессов социализации личности в условиях цифровизации указывают, что «формирование цифровой идентичности — это сфера личной, общественной, корпоративной и национальной безопасности» [2, с. 207]. Из этого следует, что в процессе ее формирования высока значимость системы образования, выполняющей функцию передачи современных знаний для эффективной адаптации человека к цифровым преобразованиям.
Расширение приобретаемых знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучающихся в трансформирующемся мире, рост их возможностей оценивать достоверность информации и ее источников, умение аргументированно выражать суждения о ее адекватности, актуальности, пользе, качестве, релевантности для осуществления ответственного выбора становятся актуальной задачей педагогического сообщества.
Для изучения механизмов и средств формирования цифровой идентичности современных подростков состоялось исследование их цифровой компетентности — способности и готовности уверенно, эффективно, критично, безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности, основываясь на непрерывном овладении системой соответствующих знаний, умений, мотивации и ответственности [7]. В настоящем исследовании приняли участие 346 подростков в возрасте от 14 до 17 лет. Респонденты являются обучающимися общеобразовательных организаций интернатного типа с круглосуточным проживанием в системе Министерства обороны Российской Федерации, расположенных в городах Калининград, Петрозаводск и Москва. На участие подростков в качестве респондентов в исследовании получено информированное согласие их родителей (законных представителей), оформленное указанными общеобразовательными организациями МО РФ с родителями (законными представителями) в договорах, регламентирующих взаимоотношения участников и конкретизирующих рамки реализации личных свобод, обязанностей и ответственности. В период с сентября по декабрь 2022 года проходил этап опроса. Доли девочек и мальчиков среди опрошенных распределились почти поровну: 54 % — девочки и 46 % — мальчики. Для использования выбрана полная версия методики «Индекс цифровой компетентности» [6], которая позволяет определить интегральный показатель цифровой компетентности и его структурные компоненты. Отметим, что обращение к проблеме формирования цифровой идентичности молодого поколения осуществлялось нами и ранее, однако в выборке были представлены только девочки подросткового возраста [3; 10].
Проанализируем подробнее четыре компонента, выделяемые в структуре цифровой компетентности, — это знания, представляющие результат процесса познания, обычно выраженный в языковой или иной знаковой форме; умения и навыки решать тот или иной вид задач, доведенные до автоматизма путем упражнения; мотивация как совокупность побудительных психических процессов; ответственность, включающая в том числе безопасность.