Дата публикации: 01.01.2024

Цифровая компетентность подростков как компонент их цифровой идентичности

Аннотация

В статье рассмотрены способы, средства и инструменты формирования цифровой идентичности подростков на пути личностного развития, актуализируется значение системы образования в процессе развития цифровой идентичности. Приведены результаты эмпирического исследования, где предметом изучения стала цифровая компетентность и ее структурные элементы как компонент цифровой идентичности обучающихся общеобразовательных организаций Минобороны России.




Цифровизация сегодня затрагивает все сферы жизни рядового пользователя Интернета, касается практически каждого современного человека. Востребованность цифровых технологий постоянно возрастает. Количество участников интернет-пространства увеличивается. В процессе более глубокого приобщения к онлайн-сфере возникает новая идентичность личности — цифровая идентичность. Под цифровой идентичностью нами понимается «совокупное осознание и переживание своей компетентности, тождественности и уникальности в мире цифровых технологий, включающее ценностное отношение к себе, другим людям, информации и интернету в целом, характеризующееся целенаправленностью действия и умением полноценно решать задачи при помощи цифровых технологий, сопровождающееся формированием новых смыслов деятельности» [9].

Исследователи процессов социализации личности в условиях цифровизации указывают, что «формирование цифровой идентичности — это сфера личной, общественной, корпоративной и национальной безопасности» [2, с. 207]. Из этого следует, что в процессе ее формирования высока значимость системы образования, выполняющей функцию передачи современных знаний для эффективной адаптации человека к цифровым преобразованиям.

Расширение приобретаемых знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучающихся в трансформирующемся мире, рост их возможностей оценивать достоверность информации и ее источников, умение аргументированно выражать суждения о ее адекватности, актуальности, пользе, качестве, релевантности для осуществления ответственного выбора становятся актуальной задачей педагогического сообщества.

Для изучения механизмов и средств формирования цифровой идентичности современных подростков состоялось исследование их цифровой компетентности — способности и готовности уверенно, эффективно, критично, безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности, основываясь на непрерывном овладении системой соответствующих знаний, умений, мотивации и ответственности [7]. В настоящем исследовании приняли участие 346 подростков в возрасте от 14 до 17 лет. Респонденты являются обучающимися общеобразовательных организаций интернатного типа с круглосуточным проживанием в системе Министерства обороны Российской Федерации, расположенных в городах Калининград, Петрозаводск и Москва. На участие подростков в качестве респондентов в исследовании получено информированное согласие их родителей (законных представителей), оформленное указанными общеобразовательными организациями МО РФ с родителями (законными представителями) в договорах, регламентирующих взаимоотношения участников и конкретизирующих рамки реализации личных свобод, обязанностей и ответственности. В период с сентября по декабрь 2022 года проходил этап опроса. Доли девочек и мальчиков среди опрошенных распределились почти поровну: 54 % — девочки и 46 % — мальчики. Для использования выбрана полная версия методики «Индекс цифровой компетентности» [6], которая позволяет определить интегральный показатель цифровой компетентности и его структурные компоненты. Отметим, что обращение к проблеме формирования цифровой идентичности молодого поколения осуществлялось нами и ранее, однако в выборке были представлены только девочки подросткового возраста [3; 10].

Проанализируем подробнее четыре компонента, выделяемые в структуре цифровой компетентности, — это знания, представляющие результат процесса познания, обычно выраженный в языковой или иной знаковой форме; умения и навыки решать тот или иной вид задач, доведенные до автоматизма путем упражнения; мотивация как совокупность побудительных психических процессов; ответственность, включающая в том числе безопасность.

Список литературы

1. Ашманов И. С. Всероссийский урок безопасности. Цифровая гигиена. Как вести себя в сети безопасно и рационально? [Электронный ресурс] / И. С. Ашманов. — URL: <a href="https://vk.com/video_ext.php?oid=-10474189&id=456240050&hash=2dabbfdbeca49ae2" target="_blank">https://vk.com/video_ext.php?oid=-10474189&id=456240050&hash=2dabbfdbeca49ae2</a> (дата обращения:
2. Кондаков А. М. Цифровая идентичность, цифровая самоидентификация, цифровой профиль: постановка проблемы / А. М. Кондаков, А. А. Костылева // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. — 2019. — Вып. 6. — № 3. — С. 207–218.
3. Куренкова М. В. Исследование цифровой компетентности девочек-подростков как компонента их цифровой идентичности / М. В. Куренкова // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании : сб. науч. статей VI Междунар. науч.-практ. конф
4. Максимова Л. Ю. Основы формирования гражданской идентичности подростков в условиях цифровизации образования / Л. Ю. Максимова // Новое в психологопедагогических исследованиях. — 2020. — № 2 (58). — С. 27–31.
5. Максимова Л. Ю. Развитие педагогической культуры преподавательского состава общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации / Л. Ю. Максимова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2020. — № 4 (60). — С. 31–37.
6. Солдатова Г. У. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова // Национальный психологический журнал. — 2018. — № 3 (31). — С. 47–56.
7. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. — Москва : Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.
8. Чижикова Е. Ю. Решение задач патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях цифровизации на примере «Цифрового дома» «ЮНАРМИИ» / Е. Ю. Чижикова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2023. — № 2 (69). — С. 106–112. — DOI: 1
9. Шнейдер Л. Б. Пользователь в информационной среде: цифровая идентичность сегодня / Л. Б. Шнейдер, В. В. Сыманюк // Психологические исследования. — 2017. — Т. 10, № 52. — DOI: <a href="https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.392" target="_blank">https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.392</a>
10. Maksimova L. Y. Specifity of social identity of all-girls boarding school adolescents / L. Y. Maksimova, L. A. Grigorovich, M. V. Kurenkova // PSYRGGU 2019 — Psychology of subculture: Phenomenology and contemporary tendencies of development. Ed. by T.

Остальные статьи