Дата публикации: 01.01.2024

Проблемы и риски педагогического сопровождения учителя будущего в сфере популяризации науки

Аннотация

Исследование выполнено в рамках проекта «Педагогическое сопровождение учителя будущего в сфере популяризации науки», реализуемого при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение № 073-03-2023-017/6 от 09.11.2023 к соглашению № 073-03-2023-017 от 26.01.2023). The article was prepared within the framework of the «Pedagogical support of a teacher of the future in the field of science popularization» project (additional agreement No. 073-03-2023-017/6 issued 09.11.2023 to the agreement No. № 073-03-2023-017 issued 26.01.2023), carried out at the expense of the Ministry of Education of the Russian Federation within the framework of the state task. В статье представлена проблема педагогического сопровождения будущего педагога в образовательной деятельности, отмечены особенности процесса педагогического сопровождения в сфере популяризации науки. Авторами раскрыта сущность понятий «педагогическое сопровождение», «индивидуальные образовательные маршруты», показан комплекс конкретных задач, отражающих специфику содержания педагогиче20 ского сопровождения, рассмотрены проблемы и риски педагогического сопровождения учителя будущего в сфере популяризации науки.




Необходимость модернизации образовательной системы России сегодня не вызывает сомнений. В условиях быстро меняющегося мира и развития информационных технологий необходимо постоянно адаптировать систему образования к новым требованиям и вызовам времени. Основными трендами развития образования XXI века становится ориентация на компетентностный подход, активное развитие и использование информационных технологий, повышение качества преподавания и профессиональной компетентности педагогических кадров, активное использование проектной деятельности. Ряд вузов в качестве результата обучения и итоговой аттестации выпускника предлагают разработку стартапа как новой перспективной идеи, в том числе и в сфере образования [11].

Процесс активной интеграции будущего педагога в профессиональную деятельность неизбежно связан с педагогическим сопровождением подготовки специалиста, в том числе в сфере интериоризации ценности научной деятельности и популяризации науки. Основной движущей силой прогресса общества являются инновации, научные разработки и исследования во всех сферах. Именно молодежи предстоит превращать знания в передовые технологии, реализовывать научный и технологический опыт. Популяризация науки способствует привлечению талантливой молодежи в сферу науки и технологий, а умело организованное педагогическое сопровождение процесса позволяет научить мыслить с точки зрения формирования критичности мышления и верификации истинного научного знания.

Понятие «педагогическое сопровождение» является в отечественной научной литературе достаточно разработанным, вместе с тем отмечается неоднозначность его трактовки. С одной стороны, это процесс приобщения студента к взаимодействию, предполагающий разрешение возникающих противоречий, с другой — это деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения проблем жизненного выбора [6].

Отечественные исследователи педагогическое сопровождение рассматривают:

— как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом оптимального решения проблем жизненного выбора (Казакова Е. И., Тряпицына А. П.);

Список литературы

1. Eksperty VShE vyyasnili, pochemu chast’ molodezhi ne vovlechena v sotsial’nye lifty [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://strategyjournal.ru/partners-news/eksperty-vshevyyasnili-pochemu-chast-molodezhi-ne-vovlechena-v-sotsialnye-lifty" target="_blank">https://strategyjournal.ru/partners-news/eksperty-vshevyyasnili-pochemu-chast-molodezhi-ne-vovlechena-v-sotsialnye-lifty</a> (data obrashcheniya:
2. 12. Эксперты ВШЭ выяснили, почему часть молодежи не вовлечена в социальные лифты [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://strategyjournal.ru/partners-news/" target="_blank">https://strategyjournal.ru/partners-news/</a> eksperty-vshe-vyyasnili-pochemu-chast-molodezhi-ne-vovlechena-v-sotsialnye-lifty (дата обращения: 27.11
3. Chumakova Ya. V. Modernizatsiya rossiiskogo obrazovaniya: trendy i perspektivy / Ya. V. Chumakova, A. T. Gigolaeva, A. A. Vegera. — Tekst : neposredstvennyi // Molodoi uchenyi. — 2023. — №28 (475). — S.150–153. — URL: <a href="https://moluch.ru/archive/475/104830" target="_blank">https://moluch.ru/archive/475/104830</a>
4. 11. Чумакова Я. В. Модернизация российского образования: тренды и перспективы / Я. В. Чумакова, А. Т. Гиголаева, А. А. Вегера. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 28 (475). — С. 150–153. — URL: <a href="https://moluch.ru/" target="_blank">https://moluch.ru/</a> archive/475/104830 (
5. Sapogova E.E.Sub'ektivnaya ontologiya i zhiznennyi mir lichnosti / E.E.Sapogova // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya. — 2019. — T. 15, № 1. — S. 35–45.
6. 10. Сапогова Е. Е. Субъективная онтология и жизненный мир личности / Е. Е. Сапогова // Культурно-историческая психология. — 2019. — Т. 15, № 1. — С. 35–45.
7. Saksonov S. V. Moda na nauku, ili o neobkhodimosti populyarizatsii nauki / S. V. Saksonov // Samarskaya Luka: problemy regional’noi i global’noi ekologii. — 2021. — T. 30, № 1. — S. 21–24.
8. 9. Саксонов С. В. Мода на науку, или о необходимости популяризации науки / С. В. Саксонов // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. — 2021. — Т. 30, № 1. — С. 21–24.
9. Rostovskaya T. K. Tsennostnye orientiry sovremennoi molodezhi: osobennosti i tendentsii : monografiya / T. K. Rostovskaya, T. B. Kaliev. — Moskva : RUSAINS, 2019. — 228 s.
10. 8. Ростовская Т. К. Ценностные ориентиры современной молодежи: особенности и тенденции : монография / Т. К. Ростовская, Т. Б. Калиев. — Москва : РУСАЙНС, 2019. — 228 с.
11. Rossiya — strana vozmozhnostei. Na III Kongresse molodykh uchenykh obsudili kar’ernye perspektivy molodykh uchenykh. — Tekst: elektronnyi. — URL: <a href="https://rsv.ru/" target="_blank">https://rsv.ru/</a> news/4/6248 (data obrashcheniya: 01.12.2023).
12. 7. Россия — страна возможностей. На III Конгрессе молодых ученых обсудили карьерные перспективы молодых ученых. — Текст: электронный. — URL: <a href="https://rsv.ru/" target="_blank">https://rsv.ru/</a> news/4/6248 (дата обращения: 01.12.2023).
13. Mazeina Yu. V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie: ponyatie, sushchnost’, kharakteristika [Elektronnyi resurs] / Yu. V. Mazeina. — URL: <a href="http://shgpi.edu.ru/files/" target="_blank">http://shgpi.edu.ru/files/</a> nauka/vestnik/2014/2014-3-6.pdf (data obrashcheniya: 15.11.2023).
14. 6. Мазеина Ю. В. Педагогическое сопровождение: понятие, сущность, характеристика [Электронный ресурс] / Ю. В. Мазеина. — URL: <a href="http://shgpi.edu.ru/files/nauka/" target="_blank">http://shgpi.edu.ru/files/nauka/</a> vestnik/2014/2014-3-6.pdf (дата обращения: 15.11.2023).
15. Zhilina L. A. Sotsial’no-pedagogicheskoe soprovozhdenie studentov-sirot v period adaptatsii v obrazovatel’noi srede vuza : avtoref. dis. … kand. ped. nauk / L. A. Zhilina. — Omsk, 2008. — 27 s.
16. 5. Жилина Л. А. Социально-педагогическое сопровождение студентов-сирот в период адаптации в образовательной среде вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук / Л. А. Жилина. — Омск, 2008. — 27 с.
17. Grevtsova E. V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie studentov v uchebnoi deyatel’nosti: faktory uspeshnosti / E. V. Grevtsova // Sb. trudov II Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem (Evpatoriya, 6–17 dekabrya 2019 g.). — Simferopol’ : Izdatel’stvo
18. 4. Гревцова Е. В. Педагогическое сопровождение студентов в учебной деятельности: факторы успешности / Е. В. Гревцова // Сб. трудов II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Евпатория, 6–17 декабря 2019 г.). — Симферополь : Издательство Типографи
19. Voskrekasenko O. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie v kategorial’nom apparate nauki / O. A. Voskrekasenko // Sb. statei VI Vseros. nauch.-prakt. konf. (Penza, 29 oktyabrya 2021 g.). — Penza : Penzenskii gosudarstvennyi universitet, 2020. — S. 63–66.
20. 3. Воскрекасенко О. А. Педагогическое сопровождение в категориальном аппарате науки / О. А. Воскрекасенко // Сб. статей VI Всерос. науч.-практ. конф. (Пенза, 29 октября 2021 г.). — Пенза : Пензенский государственный университет, 2020. — С. 63–66.
21. Burlutskaya E. V. Vozmozhnosti pedagogicheskogo vuza v dele populyarizatsii nauki (na primere Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2021– 2023 gg.) / E. V. Burlutskaya, K. A. Abdrakhmanov // Dal’nevostochnyi pedagogicheskii kongres
22. 2. Бурлуцкая Е. В. Возможности педагогического вуза в деле популяризации науки (на примере Оренбургского государственного педагогического университета, 2021– 2023 гг.) / Е. В. Бурлуцкая, К. А. Абдрахманов // Дальневосточный педагогический конгресс, посвящ
23. Aleksandrova E. A. Formaty pedagogicheskogo soprovozhdeniya v tsifrovoi obrazovatel’noi srede / E. A. Aleksandrova // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. — 2022. — № 2. — S. 30–43.
24. 1. Александрова Е. А. Форматы педагогического сопровождения в цифровой образовательной среде / Е. А. Александрова // Сибирский педагогический журнал. — 2022. — № 2. — С. 30–43.

Остальные статьи