Дата публикации: 01.01.2024

Психолого-педагогическое консультирование и просвещение родительского сообщества: актуальные вопросы воспитания детей

Аннотация

В статье представлена деятельность Консультационного центра Московского психолого-социального университета, проанализированы результаты мониторинга оказания специалистами Центра консультационных услуг родительскому сообществу по вопросам развития, обучения и воспитания детей.




Сегодня воспитание детей является одной из актуальных проблем государства, общества, семьи, без решения которой невозможны передача общечеловеческих, духовно-нравственных и семейных ценностей, историко-культурного наследия народа, его традиций и обычаев, укрепление преемственности поколений. Семья как первый воспитательный институт в жизни каждого ребенка оказывает влияние на формирование личности с первых дней его жизни.

В течение многих столетий существования и развития человеческого общества семья оставалась не только важным институтом его развития и организации, выполняющим функцию его воспроизводства, но и оплотом в жизни каждого человека, вводила его в человеческий мир, отмечает академик РАО С. К. Бондырева. В семье человек начинал свою жизнь, в семье усваивал нормы и правила жизни, осваивал законы человеческой деятельности в целом и практику по усвоению человеческих отношений и взаимоотношений в частности. На всем протяжении истории менялись нормы, установки, законы организации общества, затрагивающие и жизнь семьи, но семья оставалась особым социальным явлением. «Именно семья может стать и становится той средой, где с раннего детства могут формироваться и реально формируются значимые характеристики ребенка в виде соответствующих форм и видов отношений, которые приобретают реальный смысл и действенность в личностном определении взрослого человека» [4].

Ключевой задачей семьи в воспитании ребенка является приобретение им жизненных компетенций, коммуникативных и социальных навыков. Семья — та воспитательная среда, в которой ребенок впервые получает знания и умения, усваивает нормы поведения, познает опыт человеческих взаимоотношений, духовно-нравственные ценности. Семейные традиции — один из основных способов воспитания, так как прежде, чем попасть в социум, ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ему гордиться своей семьей, ее историей. Мы передаем традиции из поколения в поколение, адаптируем к условиям современной жизни, меняем, расширяем. Неизменным только остается их назначение: они призваны служить упрочению семейнородственных связей и отношений, передаче личностно и социально ценных качеств человека, таких как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, сердечность, милосердие и т. д. [2; 3]. Через взаимоотношения в семье ребенок познает способы адаптации, формы взаимодействия с окружающим миром. Благоприятные семейные условия создают основу успешной социализации ребенка. На протяжении истории человечества менялись нормы, законы организации общества, затрагивающие и жизнь семьи, но семья всегда оставалась особым социальным институтом, где человек начинал жизнь, осваивал паттерны поведения, вступал в мир человеческих отношений.

Новатор педагогики В. А. Сухомлинский был убежденным сторонником идеи педагогического просвещения родителей. Он утверждал, что главным смыслом и целью семейной жизни является воспитание детей. А главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери [15]. Родители должны нести социальную ответственность за воспитание детей, создавать позитивную образовательную среду и быть доступными и свободными, когда детям нужна их помощь, забота и внимание, давать ребенку радость созидания, радость труда, труда на благо людей, что является настоящей мудростью родительской любви к детям. Проблематике семейных взаимоотношений, компетентному родительству, развитию педагогической культуры родителей посвящены работы А. Фрейда, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Роджерса, И. С. Кона, А. В. Мудрика, Р. В. Овчаровой, Л. Б. Шнейдер и др.

В современных реалиях у родителей возникает множество проблем и вопросов в контексте воспитания, обучения и развития детей. Известно, что одним из основных методов воспитания хорошего ребенка является положительный пример родителей — их мировоззрение, моральные, духовно-нравственные ценности, семейные традиции, складывающиеся в семье детско-родительские отношения [8; 9]. Родители несут социальную ответственность за воспитание детей, создание позитивной образовательной среды, оказание помощи, заботы и внимания своим детям.

Список литературы

1. Институт родительства и его изменения в современном российском обществе : [монография] / Л. И. Щербакова, Ю. Л. Васильев, Т. Ю. Коренюгина, А. К. Северинова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Южно-Российский гос. политехнический ун-т (НПИ
2. Шнейдер Л. Б. Компетентное родительство / Л. Б. Шнейдер, М. Н. Зыкова. — Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ун-та, 2018. — 121, [4] с.
3. Фабер А. Свободные родители, свободные дети / А. Фабер, Э. Мазлиш ; [пер. с англ. Т. О. Новиковой]. — Москва : Эксмо, 2017. — 311, [1] с.
4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / В. А. Сухомлинский. — Москва : Педагогика, 1979. — 560 с.
5. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / под ред. В. В. Ткачевой. — Москва : Академия, 2013.
6. Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений : монография / В. И. Долгова [и др.]. — Москва : Буки Веди, 2012. — 152 с.
7. Профилактика социальных рисков детей и подростков: лекции для родителей / С. К. Бондырева, Н. Н. Бушмарина, Н. И. Клименко [и др.]. — Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ун-та, 2015.
8. Минияров В. М. Психологическое консультирование по проблемам родительско-детских отношений / В. М. Минияров, В. А. Ельцова, Е. Ю. Райкова. — Самара : Самар. гос. пед. ун-т, 2005. — 233 с.
9. Леви В. Л. Нестандартный ребенок, или Как воспитывать родителей : с авт. ил. / В. Леви. — Москва : Кн. клуб 36.6, 2015. — 411, [4] с.
10. Антонов А. И. Социология семьи : учеб. пособие для вузов по направлению и специальности «Социология» / А. И. Антонов, В. М. Медков. — Москва : Издво Моск. ун-та : Изд-во Междунар. ун-та бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. — 304 с.
11. Ермолаева М. В. У колыбели родительства. Психология пренатального (предшествующего рождению) периода / М. В. Ермолаева ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ун-т. — Москва : НОУ ВПО «МПСУ», 2014. — 134, [1] с.
12. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений : практикум / [авт.сост. О. Н. Истратова]. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. — 316 с.
13. Давидович Л. Р. Логопедия. Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии : кн. для педагогов и родителей / Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко, Ж. В. Антипова ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ун-т. — Москва : НОУ ВПО «
14. Гинотт Х. Родитель — ребенок: мир отношений : классический бестселлер о том, как эффективно общаться с детьми от 3 до 15 лет / Х. Гинотт ; под ред. Э. Гинотт и Х. У. Годдара ; [пер. с англ. А. Глебовой]. — Москва : Эксмо, 2012. — 251, [1] с.
15. Бондырева С.К.Семья в контексте общеисторических и этнокультурных проблем в современном мире / С.К.Бондырева // Мир психологии. — 2018. — №1 (93). — С. 10–16.
16. база формирования и социально-культурные стимулы развития / Л. М. Дробижева // Сов. этнография. — 1985. — № 5. — С. 3–16.
17. Дробижева Л. М. Национальное самосознание:
18. Бромлей Ю. В. О понятии «этническая общность» / Ю. В. Бромлей // Сов. этнография. — 1967. — № 2. — С. 100–111.

Остальные статьи