Дата публикации: 01.04.2024

Философ, методолог и историк педагогики (к 65-летию М. А. Лукацкого)

Аннотация

В статье в краткой форме представлены основные направления и результаты научных исследований известного российского ученого М. А. Лукацкого. Выделены его достижения в разработке насущных проблем современного образования, педагогики и психологии, организации междисциплинарных комплексных исследований по семиологии. Охарактеризованы его монографии и учебные пособия, широко используемые в практике высшего профессионального образования.




Михаил Абрамович Лукацкий знаком педагогической общественности в качестве известного ученого, кандидата философских, доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации, члена-корреспондента Российской академии образования (отделение философии образования и теоретической педагогики). В журнале «Психолого-педагогический поиск» о нем писали: «Редкостная воля, гармония идентичности и творческих проявлений — педагог, психолог, философ, математик, семиолог, спортсмен (мастер спорта), физкультурник, пропагандист здорового образа жизни — помогают ему быть глубоким исследователем проблем истории и методологии педагогики, философии образования, преподавания истории и философии педагогики в высшей школе, авторитетным докладчиком и оппонентом на научных конференциях. М. А. Лукацкий, автор более 350 научных трудов, много лет был главным редактором журнала “Известия Российской академии образования”, членом экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Минобрнауки РФ» [19, с. 22].

Количество публикаций уже значительно увеличилось, но дело не в их числе, а в направленности и качестве подачи материала, в интегральном характере связи увлечений незаурядного человека. Нам хотелось бы не просто проанализировать научные труды М. А. Лукацкого с точки зрения эксперта по педагогике и психологии, а сделать попытку прикоснуться к пониманию того, какие мысли он стремился донести до своих читателей, коллег, учеников, чем хотел поделиться, какова была логика его размышлений и построения выводов. В первую очередь, конечно же, нас интересует тематика, связанная с историко-педагогическим познанием, его теоретическим и методологическим измерением. Особое значение для нас имели статьи, написанные Михаилом Абрамовичем для журнала «Психолого-педагогический поиск».

Научные труды М. А. Лукацкого имеют ярко выраженный авторский стиль, узнаваемыми чертами которого являются: тщательное объяснение методологических подходов к изучению прошлого, добросовестность и щепетильность при описании фактического материала, уточнение деталей с помощью комментариев и примечаний; стремление к точности формулировок, характеризующих исторические факты; обращенность к диалогу с читателем, мировыми знаменитостями в области философии, истории и, конечно же, высочайший уровень логики структурирования всех предлагаемых им текстов.

М. А. Лукацкий в одной из своих статей, анализируя особенности исторического познания, не апеллируя напрямую к принципу историзма, детально объясняет его суть: «Человек пребывает в истории, и это непреложный факт. Осознание данного факта рождает (не может не рождать) понимание человеческой жизни как бытия, сопричастного стремительному потоку следующих друг за другом событий. Человек всегда укоренен в той или иной исторической эпохе, и это, в частности, означает, что вырваться из нее, воспарить над ней, полностью разорвать жесткие связи с эпохой он не может ни при каких условиях. Даже если человек попытается подняться над той исторической эпохой, в которой был рожден и стал таким, какой он есть, то полного успеха ему достичь никогда не удастся: побег из эпохи не состоится даже по той причине, что освободиться от себя, от своего жизненного опыта, приобретенного в конкретных исторических условиях, не дано никому. Невозможность полного выхода за границы исторической эпохи и позволяет утверждать, что человеческую жизнь нельзя мыслить вне исторического контекста» [8, с. 52]. И далее: «Ткань истории создается людскими поступками, составляющими ее событийную сторону. Переплетение этих людских поступков и творит неповторимый узор истории. Прошлое (уже случившееся) встраивается в настоящее и сохраняет свою актуальность для будущего, недвусмысленно свидетельствуя о том, кто есть человек, что может случиться в его личной и общественной жизни. <…> Исторический дискурс, какой бы степени общности он ни был, всегда ориентирован на то, чтобы представить совокупность событий прошлого в виде целостности, имеющей внутренний смысл. На характер исторического повествования самое серьезное влияние оказывает специфика человеческого бытия: описывающий и объясняющий события ушедшего времени не может полностью абстрагироваться от себя, от своей ментальности, от своих взглядов на ход исторического процесса. И потому повествование о событийной канве прошлого — это всегда и рассказ о нас, пребывающих в настоящем. Избавиться от бремени настоящего не в состоянии ни один историк, как бы сильно и страстно он этого ни желал» [8, с. 52, 53].

Для нас важны размышления автора, опирающиеся на идеи известного мыслителя Р. Дж. Коллингвуда о невозможности устранить настоящее из описания прошлого: «Попытки избавления от настоящего в историческом описании, всегда присутствующего в нем в лице историка, разгадывающего тайну произошедшего события, только вредят историческому поиску. Приносят вред историческим исследованиям и попытки историков отказываться от себя, от своих взглядов, от своих трактовок событий прошлого в пользу якобы беспристрастного и неангажированного ви́дения хода истории» [там же, с. 53].

Список литературы

1. 11. Лукацкий, М. А. Культура и образование в трудах Льва Толстого и Эриха Фромма — мыслителей, изменивших наше понимание мира : монография / М. А. Лукацкий, Е. А. Крикунова. — Москва : МАКС Пресс, 2018. — 184 с.
2. Lukaczkij, M. A. Kul`tura i obrazovanie v trudax L`va Tolstogo i E`rixa Fromma — my`slitelej, izmenivshix nashe ponimanie mira : monografiya / M. A. Lukaczkij, E. A. Krikunova. — Moskva : MAKS Press, 2018. — 184 s.
3. 12. Лукацкий, М. А. О феномене инновационности и о том, куда нас ведет педагогическая инноватика / М. А. Лукацкий // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 3 (51). — С. 17–33.
4. Lukaczkij, M. A. O fenomene innovacionnosti i o tom, kuda nas vedet pedagogicheskaya innovatika / M. A. Lukaczkij // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2019. — № 3 (51).— S. 17–33.
5. 13. Лукацкий, М. А. Как не стать деструктивной личностью : Эрих Фромм о воспитании и самовоспитании : монография / М. А. Лукацкий, Е. А. Крикунова. — Москва : Прометей, 2023. — 302 с.
6. Lukaczkij, M. A. Kak ne stat` destruktivnoj lichnost`yu : E`rix Fromm o vospitanii i samovospitanii : monografiya / M. A. Lukaczkij, E. A. Krikunova. — Moskva : Prometej, 2023. — 302 s.
7. 14. Лукацкий, М. А. Педагогика : учеб. пособие / М. А. Лукацкий. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2024. — 520 с.
8. Lukaczkij, M. A. Pedagogika : ucheb. posobie / M. A. Lukaczkij. — 2-e izd., pererab. i dop. — Moskva : GE`OTAR-Media, 2024. — 520 s.
9. 15. Педагогика и образование в зеркале исторической рефлексии : кол. монография / Н. Б. Баранникова, М. А. Полякова, В. К. Пичугина [и др.] ; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва : Акад
10. Pedagogika i obrazovanie v zerkale istoricheskoj refleksii : kol. monografiya / N. B. Barannikova, M. A. Polyakova, V. K. Pichugina [i dr.] ; Ministerstvo obrazovaniya Moskovskoj oblasti, Akademiya social`nogo upravleniya, Kafedra pedagogiki. — Moskva : A
11. 16. Романов, А. А. Памяти Эдуарда Дмитриевича Днепрова / А. А. Романов // Психолого-педагогический поиск. — 2015. — № 1 (33). — С. 204–212. — EDN: TPXCCD
12. Romanov, A. A. Pamyati E`duarda Dmitrievicha Dneprova / A. A. Romanov // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2015. — № 1 (33). — S. 204–212. — EDN: TPXCCD
13. 17. Романов, А. А. Реформаторы российского образования конца ХХ века (Э. Д. Днепров и Б. М. Бим-Бад) / А. А. Романов // Психолого-педагогический поиск. — 2016. — № 4 (40). — С. 65–72. — EDN: XCRDJZ
14. Romanov, A. A. Reformatory` rossijskogo obrazovaniya koncza XX veka (E` . D. Dneprov i B. M. Bim-Bad) / A. A. Romanov // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2016. — № 4 (40). — S. 65–72. — EDN: XCRDJZ
15. 18. Романов, А. А. 100 книг Григория Корнетова / А. А. Романов. — Рязань : Концепция, 2018. — 136 с. — EDN: YNWRDV
16. Romanov, A. A. 100 knig Grigoriya Kornetova / A. A. Romanov. — Ryazan` : Koncepciya, 2018. — 136 s. — EDN: YNWRDV
17. 19. Романов, А. А. Интегральный результат профессионального братства ученых (к 15-летию журнала «Психолого-педагогический поиск») / А. А. Романов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 4 (52). — С. 17–33.
18. Romanov, A. A. Integral`ny`j rezul`tat professional`nogo bratstva ucheny`x (k 15-letiyu zhurnala «Psixologo-pedagogicheskij poisk») / A. A. Romanov // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2019. — № 4 (52). — S. 17–33.
19. 20. Романов, А. А. Великий педагог и великий психолог К. Д. Ушинский (к 200-летию со дня рождения) / А. А. Романов, И. С. Ганишина // Человек: преступление и наказание. — 2023. — Т. 31, № 3. — С. 489–502. — DOI: 10.33463/2687-1238.2023.31 (1-4).3.489-502
20. Romanov, A. A. Velikij pedagog i velikij psixolog K. D. Ushinskij (k 200-letiyu so dnya rozhdeniya) / A. A. Romanov, I. S. Ganishina // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. — 2023. — T. 31, № 3. — S. 489–502. — DOI: 10.33463/2687-1238.2023.31(1-4).3.489-50
21. 21. Jesus, P. Kant’s Homo Educandus : Enlightenment as Educational Project / P. Jesus // Философский век : альманах. — Вып. 30. История университетского образования в России и международные традиции просвещения. Т. 3 / отв. ред. Т. В. Артемьева, М. И. Мик
22. 1. Виталий Безрогов — 60 лет / А. А. Романов, Н. А. Асташова, Б. М. Бим-Бад [и др.] ; под ред. А. А. Романова. — Рязань : Концепция, 2020. — 344 с. — EDN: HMGQZI
23. Vitalij Bezrogov — 60 let / A. A. Romanov, N. A. Astashova, B. M. Bim-Bad [i dr.] ; pod red. A. A. Romanova. — Ryazan` : Koncepciya, 2020. — 344 s. — EDN: HMGQZI
24. 2. Корнетов, Г. Б. История педагогики: теоретическое введение : учеб. пособие / Г. Б. Корнетов, М. А. Лукацкий ; под ред. Г. Б. Корнетова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : АСОУ, 2015. — 492 с.
25. Kornetov, G. B. Istoriya pedagogiki: teoreticheskoe vvedenie : ucheb. posobie / G. B. Kornetov, M. A. Lukaczkij ; pod red. G. B. Kornetova. — 2-e izd., pererab. i dop. — Moskva : ASOU, 2015. — 492 s.
26. 3. Лукацкий, М. А. Философско-методологические основы педагогики Л. Н. Толстого : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Лукацкий Михаил Абрамович. — Тверь, 1999. — 307 с.
27. Lukaczkij, M. A. Filosofsko-metodologicheskie osnovy` pedagogiki L. N. Tolstogo : dis. … d-ra ped. nauk : 13.00.01 / Lukaczkij Mixail Abramovich. — Tver`, 1999. — 307 s.
28. 4. Лукацкий, М. А. Педагогическая наука. История и современность : учеб. пособие / М. А. Лукацкий. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 448 с.
29. Lukaczkij, M. A. Pedagogicheskaya nauka. Istoriya i sovremennost` : ucheb. posobie / M. A. Lukaczkij. — Moskva : GE`OTAR-Media, 2012. — 448 s.
30. 5. Лукацкий, М. А. Контуры становления педагогической семиологии / М. А. Лукацкий // Психолого-педагогический поиск. — 2015. — № 4 (36). — С. 10–17.
31. Lukaczkij, M. A. Kontury` stanovleniya pedagogicheskoj semiologii / M. A. Lukaczkij // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2015. — № 4 (36). — S. 10–17.
32. 6. Лукацкий, М. А. Л. Н. Толстой о пути нравственного самосовершенствования / М. А. Лукацкий // Психолого-педагогический поиск. — 2015. — № 3 (35). — С. 57–68.
33. Lukaczkij, M. A. L. N. Tolstoj o puti nravstvennogo samosovershenstvovaniya / M. A. Lukaczkij // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2015. — № 3 (35). — S. 57–68.
34. 7. Лукацкий, М. А. Становление педагогического знания в контексте философии науки / М. А. Лукацкий // Исторические пути развития образования и педагогики : монография / под ред. Г. Б. Корнетова. — Москва, 2015. — С. 58–70.
35. Lukaczkij, M. A. Stanovlenie pedagogicheskogo znaniya v kontekste filosofii nauki / M. A. Lukaczkij // Istoricheskie puti razvitiya obrazovaniya i pedagogiki : monografiya / pod red. G. B. Kornetova. — Moskva, 2015. — S. 58–70.
36. 8. Лукацкий, М. А. Историческое познание: сущность и своеобразие / М. А. Лукацкий // Психолого-педагогический поиск. — 2016. — № 1 (37). — С. 52–66.
37. Lukaczkij, M. A. Istoricheskoe poznanie: sushhnost` i svoeobrazie / M. A. Lukaczkij // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2016. — № 1 (37). — S. 52–66.
38. 9. Лукацкий, М. А. Пути формирования педагогической семиологии / М. А. Лукацкий // Эволюция педагогической теории и практики в истории человеческого общества : монография / под ред. Г. Б. Корнетова. — Москва, 2016. — С. 297–304.
39. Lukaczkij, M. A. Puti formirovaniya pedagogicheskoj semiologii / M. A. Lukaczkij // E`volyuciya pedagogicheskoj teorii i praktiki v istorii chelovecheskogo obshhestva : monografiya / pod red. G. B. Kornetova. — Moskva, 2016. — S. 297–304.
40. 10. Лукацкий, М. А. Образовательный дискурс: от иллюзорного понимания к реальному постижению / М. А. Лукацкий // Психолого-педагогический поиск. — 2017. — № 1 (41). — С. 15–28.
41. Lukaczkij, M. A. Obrazovatel`ny`j diskurs: ot illyuzornogo ponimaniya k real`nomu postizheniyu / M. A. Lukaczkij // Psixologo-pedagogicheskij poisk. — 2017. — № 1 (41). — S. 15–28.

Остальные статьи