Дата публикации: 01.04.2024

Философ, методолог и историк педагогики (к 65-летию М. А. Лукацкого)

Аннотация

В статье в краткой форме представлены основные направления и результаты научных исследований известного российского ученого М. А. Лукацкого. Выделены его достижения в разработке насущных проблем современного образования, педагогики и психологии, организации междисциплинарных комплексных исследований по семиологии. Охарактеризованы его монографии и учебные пособия, широко используемые в практике высшего профессионального образования.




Михаил Абрамович Лукацкий знаком педагогической общественности в качестве известного ученого, кандидата философских, доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации, члена-корреспондента Российской академии образования (отделение философии образования и теоретической педагогики). В журнале «Психолого-педагогический поиск» о нем писали: «Редкостная воля, гармония идентичности и творческих проявлений — педагог, психолог, философ, математик, семиолог, спортсмен (мастер спорта), физкультурник, пропагандист здорового образа жизни — помогают ему быть глубоким исследователем проблем истории и методологии педагогики, философии образования, преподавания истории и философии педагогики в высшей школе, авторитетным докладчиком и оппонентом на научных конференциях. М. А. Лукацкий, автор более 350 научных трудов, много лет был главным редактором журнала “Известия Российской академии образования”, членом экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Минобрнауки РФ» [19, с. 22].

Количество публикаций уже значительно увеличилось, но дело не в их числе, а в направленности и качестве подачи материала, в интегральном характере связи увлечений незаурядного человека. Нам хотелось бы не просто проанализировать научные труды М. А. Лукацкого с точки зрения эксперта по педагогике и психологии, а сделать попытку прикоснуться к пониманию того, какие мысли он стремился донести до своих читателей, коллег, учеников, чем хотел поделиться, какова была логика его размышлений и построения выводов. В первую очередь, конечно же, нас интересует тематика, связанная с историко-педагогическим познанием, его теоретическим и методологическим измерением. Особое значение для нас имели статьи, написанные Михаилом Абрамовичем для журнала «Психолого-педагогический поиск».

Научные труды М. А. Лукацкого имеют ярко выраженный авторский стиль, узнаваемыми чертами которого являются: тщательное объяснение методологических подходов к изучению прошлого, добросовестность и щепетильность при описании фактического материала, уточнение деталей с помощью комментариев и примечаний; стремление к точности формулировок, характеризующих исторические факты; обращенность к диалогу с читателем, мировыми знаменитостями в области философии, истории и, конечно же, высочайший уровень логики структурирования всех предлагаемых им текстов.

М. А. Лукацкий в одной из своих статей, анализируя особенности исторического познания, не апеллируя напрямую к принципу историзма, детально объясняет его суть: «Человек пребывает в истории, и это непреложный факт. Осознание данного факта рождает (не может не рождать) понимание человеческой жизни как бытия, сопричастного стремительному потоку следующих друг за другом событий. Человек всегда укоренен в той или иной исторической эпохе, и это, в частности, означает, что вырваться из нее, воспарить над ней, полностью разорвать жесткие связи с эпохой он не может ни при каких условиях. Даже если человек попытается подняться над той исторической эпохой, в которой был рожден и стал таким, какой он есть, то полного успеха ему достичь никогда не удастся: побег из эпохи не состоится даже по той причине, что освободиться от себя, от своего жизненного опыта, приобретенного в конкретных исторических условиях, не дано никому. Невозможность полного выхода за границы исторической эпохи и позволяет утверждать, что человеческую жизнь нельзя мыслить вне исторического контекста» [8, с. 52]. И далее: «Ткань истории создается людскими поступками, составляющими ее событийную сторону. Переплетение этих людских поступков и творит неповторимый узор истории. Прошлое (уже случившееся) встраивается в настоящее и сохраняет свою актуальность для будущего, недвусмысленно свидетельствуя о том, кто есть человек, что может случиться в его личной и общественной жизни. <…> Исторический дискурс, какой бы степени общности он ни был, всегда ориентирован на то, чтобы представить совокупность событий прошлого в виде целостности, имеющей внутренний смысл. На характер исторического повествования самое серьезное влияние оказывает специфика человеческого бытия: описывающий и объясняющий события ушедшего времени не может полностью абстрагироваться от себя, от своей ментальности, от своих взглядов на ход исторического процесса. И потому повествование о событийной канве прошлого — это всегда и рассказ о нас, пребывающих в настоящем. Избавиться от бремени настоящего не в состоянии ни один историк, как бы сильно и страстно он этого ни желал» [8, с. 52, 53].

Для нас важны размышления автора, опирающиеся на идеи известного мыслителя Р. Дж. Коллингвуда о невозможности устранить настоящее из описания прошлого: «Попытки избавления от настоящего в историческом описании, всегда присутствующего в нем в лице историка, разгадывающего тайну произошедшего события, только вредят историческому поиску. Приносят вред историческим исследованиям и попытки историков отказываться от себя, от своих взглядов, от своих трактовок событий прошлого в пользу якобы беспристрастного и неангажированного ви́дения хода истории» [там же, с. 53].

Список литературы

1. Лукацкий, М. А. Культура и образование в трудах Льва Толстого и Эриха Фромма — мыслителей, изменивших наше понимание мира : монография / М. А. Лукацкий, Е. А. Крикунова. — Москва : МАКС Пресс, 2018. — 184 с.
2. Jesus, P. Kant’s Homo Educandus : Enlightenment as Educational Project / P. Jesus // Философский век : альманах. — Вып. 30. История университетского образования в России и международные традиции просвещения. Т. 3 / отв. ред. Т. В. Артемьева, М. И. Мик
3. Романов, А. А. Великий педагог и великий психолог К. Д. Ушинский (к 200-летию со дня рождения) / А. А. Романов, И. С. Ганишина // Человек: преступление и наказание. — 2023. — Т. 31, № 3. — С. 489–502. — DOI: 10.33463/2687-1238.2023.31 (1-4).3.489-502
4. Романов, А. А. Интегральный результат профессионального братства ученых (к 15-летию журнала «Психолого-педагогический поиск») / А. А. Романов // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 4 (52). — С. 17–33.
5. Романов, А. А. 100 книг Григория Корнетова / А. А. Романов. — Рязань : Концепция, 2018. — 136 с. — EDN: YNWRDV
6. Романов, А. А. Реформаторы российского образования конца ХХ века (Э. Д. Днепров и Б. М. Бим-Бад) / А. А. Романов // Психолого-педагогический поиск. — 2016. — № 4 (40). — С. 65–72. — EDN: XCRDJZ
7. Романов, А. А. Памяти Эдуарда Дмитриевича Днепрова / А. А. Романов // Психолого-педагогический поиск. — 2015. — № 1 (33). — С. 204–212. — EDN: TPXCCD
8. Педагогика и образование в зеркале исторической рефлексии : кол. монография / Н. Б. Баранникова, М. А. Полякова, В. К. Пичугина [и др.] ; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва : Акад
9. Лукацкий, М. А. Педагогика : учеб. пособие / М. А. Лукацкий. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2024. — 520 с.
10. Лукацкий, М. А. Как не стать деструктивной личностью : Эрих Фромм о воспитании и самовоспитании : монография / М. А. Лукацкий, Е. А. Крикунова. — Москва : Прометей, 2023. — 302 с.
11. Лукацкий, М. А. О феномене инновационности и о том, куда нас ведет педагогическая инноватика / М. А. Лукацкий // Психолого-педагогический поиск. — 2019. — № 3 (51). — С. 17–33.
12. Виталий Безрогов — 60 лет / А. А. Романов, Н. А. Асташова, Б. М. Бим-Бад [и др.] ; под ред. А. А. Романова. — Рязань : Концепция, 2020. — 344 с. — EDN: HMGQZI
13. Лукацкий, М. А. Образовательный дискурс: от иллюзорного понимания к реальному постижению / М. А. Лукацкий // Психолого-педагогический поиск. — 2017. — № 1 (41). — С. 15–28.
14. Лукацкий, М. А. Пути формирования педагогической семиологии / М. А. Лукацкий // Эволюция педагогической теории и практики в истории человеческого общества : монография / под ред. Г. Б. Корнетова. — Москва, 2016. — С. 297–304.
15. Лукацкий, М. А. Историческое познание: сущность и своеобразие / М. А. Лукацкий // Психолого-педагогический поиск. — 2016. — № 1 (37). — С. 52–66.
16. Лукацкий, М. А. Становление педагогического знания в контексте философии науки / М. А. Лукацкий // Исторические пути развития образования и педагогики : монография / под ред. Г. Б. Корнетова. — Москва, 2015. — С. 58–70.
17. Лукацкий, М. А. Л. Н. Толстой о пути нравственного самосовершенствования / М. А. Лукацкий // Психолого-педагогический поиск. — 2015. — № 3 (35). — С. 57–68.
18. Лукацкий, М. А. Контуры становления педагогической семиологии / М. А. Лукацкий // Психолого-педагогический поиск. — 2015. — № 4 (36). — С. 10–17.
19. Лукацкий, М. А. Педагогическая наука. История и современность : учеб. пособие / М. А. Лукацкий. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 448 с.
20. Лукацкий, М. А. Философско-методологические основы педагогики Л. Н. Толстого : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Лукацкий Михаил Абрамович. — Тверь, 1999. — 307 с.
21. Корнетов, Г. Б. История педагогики: теоретическое введение : учеб. пособие / Г. Б. Корнетов, М. А. Лукацкий ; под ред. Г. Б. Корнетова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : АСОУ, 2015. — 492 с.

Остальные статьи