Дата публикации: 01.04.2024

Становление рефлексивно-смыслового подхода к развитию мышления и личности в общей и педагогической психологии (в связи с 145-летним юбилеем М. М. Рубинштейна)

Аннотация

го направления в российском человекознании, как рефлексивно-смысловой подход к изучению свойств и механизмов развития мышления и личности в образовании. Вскрыты историко-научные предпосылки становления смысложизненной психологии, и эксплицирована логика ее развития в Серебряном веке русской культуры и в современном человекознании во взаимодействии с философией, акмеологией, педагогикой. На этом фоне показана роль выдающегося гуманитария М. М. Рубинштейна в развитии смысложизненной педагогической психологии первой трети ХХ в., впервые охарактеризованы уровни его познавательной деятельности, обобщено значение творческого наследия для современной науки и образования.




Диспозиция анализа смыслов и рефлексии в российском человекознании рубежа ХХ–ХХI вв.

Одним из интенсивно развивающихся подходов современного человекознания является такое его инновационное направление, как изучение роли смыслов и их рефлексии в формировании мышления и самосознания личности как субъекта образования, социальных взаимодействий и профессиональной деятельности. В послевоенной российской психологии исследование смыслового плана психики восходит к положениям С. Л. Рубинштейна (1973) о сознании бытия человека в мире и А. Н. Леонтьева (1975) о личностном смысле как проявлении активности человека в процессе деятельности.

В традициях их научных школ на рубеже ХХ–ХХI вв. изучаются смысловые (К. А. Абульханова, А. А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, О. К. Тихомиров) и рефлексивные (А. З. Зак, В. А. Лефевр, И. Н. Семенов) свойства и механизмы мышления и личности человека. В конце ХХ в. возникло смысложизненное направление в психологии и акмеологии (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, И. Н. Семенов, В. Э. Чудновский), а также стали переиздаваться труды дореволюционных классиков: философов (Н. А. Бердяев, Е. Н. Трубецкой), философов-психологов (С. Л. Франк, Г. Г. Шпет) и педагогов (К. Н. Вентцель, М. М. Рубинштейн). В начале ХХI в. в изучении психологии смысла и рефлексии происходит конвергенция (Д. А. Леонтьев, Т. Д. Марцинковская, И. Н. Семенов) двух разделенных полувековым периодом традиций: советской — с доминированием деятельностного и субъектного подходов (А. А. Бодалев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Э. Чудновский) и дореволюционной — с акцентированием смысложизненной трактовки в психологии и педагогике развития свободной и творческой личности (К. Н. Вентцель (см.: [42]), А. Ф. Лазурский, М. М. Рубинштейн [16; 19], С. Л. Франк), в отличие от психометрики педологии с реализующей ее экспериментальной дидактикой (П. П. Блонский (см.: [45]), А. П. Нечаев).

Ключевая роль в этой конвергенции [42] принадлежит возрождению как уже рассмотренного нами наследия Г. Г. Шпета (см.: [46]) и К. Н. Вентцеля (см.: [42])], так и замалчиваемых в 1930–1970-е гг., но популярных в первой трети ХХ в. фундаментальных трудов основателя и редактора серии «Великие педагоги» М. М. Рубинштейна [21]. В связи с этим актуально обращение к анализу его жизнетворчества, которое на рубеже ХХ–ХХI вв. вызывает все больший интерес историков гуманитаристики и педагогики (П. В. Алексеев, В. Г. Асеев, Л. Ф. Баянова, Б. М. Бим-Бад, В. М. Богуславский, Д. В. Иванов, Б. Г. Корнетов, А. А. Никольская и др.). Необходимой предпосылкой науковедческого изучения жизнедеятельности и идей М. М. Рубинштейна служит обобщение диспозиции возникновения интереса в отечественном человекознании к философско-психологическому изучению проблем смыслообразования и рефлексии в начале 1970-х гг. в традициях С. Л. Рубинштейна в Институте психологии Российской академии наук (ИП РАН) и А. Н. Леонтьева в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова (МГУ) на материале общепсихологического исследования рефлексивно-смыслового развития личности и мышления.

Исследование смыслового и рефлексивного аспектов мышления в отечественной психологии

Список литературы

1. Семенов, И. Н. Развитие отечественной философии образования: послевоенный период / И. Н. Семенов // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. — 1997. — № 4. — С. 218–228.
2. Рубинштейн, М. М. Психология, педагогика и гигиена юности / М. М. Рубинштейн, В. М. Игнатьев. — Москва : Мир, 1926. — 263 с.
3. Рубинштейн, М. М. О внутрипартийном положении / М. М. Рубинштейн. — Москва ; Ленинград : Московский рабочий, 1927. — 28 с.
4. Рубинштейн, М. М. Основы общей методики / М. М. Рубинштейн. — Ленинград : Мир, 1927. — 176 с.
5. Рубинштейн, М. М. Проблема учителя, его психология и образование / М. М. Рубинштейн. — Москва ; Ленинград : Московское акционерное изд-во, 1927. — 173 с.; [учеб. пособие] / М. М. Рубинштейн ; под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд. — Москва : Аcademia,
6. Рубинштейн, М. М. Юность : по дневникам и автобиографическим записям / М. М. Рубинштейн. — Москва : Высш. пед. курсы при Моск. высш. техн. училище, 1928. — 276 с. — (В помощь просвещенцу профобра ; вып. 1).
7. Рубинштейн, М. М. На подступах к стахановскому движению во втузах / М. М. Рубинштейн // Как я работаю : (Студенты-отличники о своем методе работы). — Москва, 1936. — С. 3–9.
8. Рубинштейн, М. М. Воспитание читательских интересов у школьников / М. М. Рубинштейн — Москва : Учпедгиз, 1950. — 215 с.
9. Рубинштейн, М. М. Жизнепонимание — центральная задача философии / М. М. Рубинштейн // На переломе : Философские дискуссии 20-х гг. : Философия и мировоззрение / сост. П. В. Алексеев. — Москва, 1990. — С. 61–73.
10. Рубинштейн, М. М. О смысле жизни [1927] : труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу / М. М. Рубинштейн. — Москва : Территория будущего, 2004. — Т. 1, 2; 2-е изд. — Москва : Территория будущего, 2008. — Т. 1, 2.
11. Савенков, А. И. Педагогика. Исследовательский подход : в 2 ч. / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2020. — Ч. 2. Учебник и практикум. — 187 с. — EDN: PJFKYR
12. Семенов, И. Н. Проблемы и принципы построения метода содержательно-смыслового анализа мышления, рефлексии и общения / И. Н. Семенов // Методы исследования мышления и общения в производственной деятельности / под ред. Ю. К. Корнилова. — Ярославль, 1989
13. Семенов, И. Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач / И. Н. Семенов. — Москва : НИИОПП АПН СССР, 1990. — 215 с.
14. Рубинштейн, М. М. Социально-правовые представления и самоуправление у детей / М. М. Рубинштейн. — Москва : Право и жизнь, 1925. — 104 с.
15. Семенов, И. Н. Системодеятельностная методология и рефлексивная психология мышления : монография / И. Н. Семенов. — Москва : Фонд «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого», 2014. — 175 с.
16. Семенов, И. Н. Философские трактовки смысла как методологические средства его рефлексивно-психологического изучения / И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2014. — № 1 (77). — C. 142–154.
17. Семенов, И. Н. Проблемы рефлексивной акмеологии творческой личности в философско-педагогическом наследии К. Н. Вентцеля (К 160-летию со дня рождения) / И. Н. Семенов, И. И. Павлов // Акмеология. — 2017. — № 4. — С. 7–19.
18. Cеменов, И. Н. Cовременные исследования творческого мышления и креативной личности в научной школе рефлексивной психологии / И. Н. Семенов // Человек и мир. — 2017. — № 1. — С. 121–150.
19. Семенов, И. Н. Тренинг-практикум «Экзистенциальный опыт осознанности и осмысления»: теоретические основы, возможности и апробация в работе с одаренной молодежью / И. Н. Семенов, Ю. А. Репецкий, А. В. Репецкая // Мир психологии. — 2019. — № 1 (97). — С
20. Семенов, И. Н. П. П. Блонский известный и неизвестный: институционально-персонологическая рефлексия его жизнетворчества и вклада в психологию развития / И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2020. — № 2 (102). — С. 244–258.
21. Семенов, И. Н. Рефлексивная и культуральная персонология жизнетворчества и научной деятельности выдающегося философа-психолога Г. Г. Шпета / И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2020. — № 4 (104). — С. 228–239.
22. Семенов, И. Н. Научная биография С. Л. Рубинштейна в контексте идеологических репрессий / И. Н. Семенов // Большая российская энциклопедия : научно-образовательный портал. — 2022. — URL: <a href="https://bigenc.ru/c/nauchnaia-biografiia-s-lrubinshteina-v-konte" target="_blank">https://bigenc.ru/c/nauchnaia-biografiia-s-lrubinshteina-v-konte</a>
23. Семенов, И. Н. Методология, теория, практика рефлексивной психологии творчества и педагогики развития человеческого капитала / И. Н. Семенов // Известия Российской академии образования. — 2023. — № 3 (63). — С. 44–63 — DOI: 10.51944/20738498_2023_3_44
24. Семенов, И. Н. Рефлексивная персонология жизнедеятельности А. А. Бодалева и его вклад в психологию общения, акмеологию творчества и педагогику воспитания личности (к 100-летнему юбилею) / И. Н. Семенов // Известия Российской академии образования. — 20
25. Чудновский, В. Э. Смысл жизни и судьба / В. Э. Чудновский. — Москва : Ось89, 1997. — 208 с.
26. Репецкий, Ю. А. Рефлексия смысла жизни и личностного самоопределения в контексте рефлексивно-инновационного тренинга / Ю. А. Репецкий, И. Н. Семенов, А. Ю. Сидорова // Мир психологии. — 2001. — № 2 (26). — С. 177–186.
27. Деркач, А. А. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности / А. А. Деркач, И. Н. Семенов, А. В. Балаева. — Москва : РАГС, 2005. — 194 с.
28. Дюков, В. М. Педагогическая инноватика : учеб.-метод. пособие / В. М. Дюков, И. Н. Семенов. — Красноярск : Изд-во КГПУ «Универс», 2007. — 86 с.
29. Исследовательский метод : сборник / под ред. М. М. Рубинштейна. — Москва : Мир, 1926. — 109 с.
30. Кузьмина, Н. В. Специалисты — субъекты изучения продуктивности своей деятельности (в свете акмеологической теории фундаментального образования) / Н. В. Кузьмина // Акмеология-2005. Методологические и методические проблемы. — Санкт-Петербург, 2005. — C.
31. Ларионова, Л. И. Когнитивно-личностные компоненты человеческого капитала школьников, выбирающих профессию в современных условиях образования / Л. И. Ларионова, Ж. А. Джафарова, И. Н. Семенов // Шамовские педагогические чтения : сб. ст. XIV Междунар. на
32. Методы работы в школах крестьянской молодежи и фабзавуча / под ред. М. М. Рубинштейна. — Москва : Мир, 1925. — 117 с.
33. На путях краеведения : сб. ст. / под ред. М. М. Рубинштейна. — Москва : Мир, 1926. — 151 с.
34. На путях математики : статьи / под ред. М. М. Рубинштейна. — Москва : Мир, 1926. — 129 с.
35. Научные подходы в современной отечественной психологии : кол. монография / А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов, И. Н. Семенов [и др.] ; под ред. А. Л. Журавлева [и др.]. — Москва : Институт психологии РАН, 2023. — 759 с.
36. Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования : междунар. кол. монография / отв. ред.-сот. и авт. вступ. ст. И. Н. Семенов, Т. Г. Болдина. — Ногинск : Аналитика Родис, 2011. — 401 с.
37. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни : материалы 3–5 симпозиумов / Психологический институт Российской академии образования ; [редкол.: В. Э. Чудновский, А. А. Бодалев и др.]. — Москва : Ось-89, 2001. — 335 с.
38. Пэрна, Н. Я. Ритм жизни и творчества / Н. Я. Пэрна ; под ред. П. Ю. Шмидта. — Москва ; Ленинград : Петроград, 1925. — 141 с.
39. Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХI века / отв. ред. И. Н. Семенов. — Кисловодск : СКГТУ, 2007. — 576 с.
40. Рубинштейн, М. М. К вопросу о русских студентах в немецких университетах / М. М. Рубинштейн // Московский еженедельник. — 1908. — № 39. — С. 38–48.
41. Рубинштейн, М. М. Идея личности как основа мировоззрения / М. М. Рубинштейн. — Москва : Тип. С. А. Кинеловского, 1909. — 124 с.
42. Рубинштейн, М. М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой / М. М. Рубинштейн. — 2-е изд., вновь пересмотр. и доп. — Москва : т/д К. И. Тихомирова н-ки, 1916. — 613 с.; 3-е изд., пересмотр. и доп. — Москва : Задруга, 1920. — 540 с.
43. Рубинштейн, М. М. Проблема смысла жизни в философии Канта / М. М. Рубинштейн // Вестник воспитания. — 1916. — № 4. — С. 252–270.
44. Рубинштейн, М. М. Современное образование и нравственность / М. М. Рубинштейн. — Москва : Типолитогр. т-ва И. Н. Кушнерев и Кº, 1917. — 47 с. — Отд. отт. из журн. «Вестник воспитания», 1917, № 1.
45. Рубинштейн, М. М. Социализм и его истинный смысл / М. М. Рубинштейн. — Москва : Книгоиздательство A. M. Михайлова, 1917. — 32 с.
46. Рубинштейн, М. М. Платон — учитель / М. М. Рубинштейн. — Иркутск : Тип. В. С. Лебедева, 1920. — 120 с.
47. Рубинштейн, М. М. Основы трудовой школы / М. М. Рубинштейн. — Чита : Тип. ДВСПС, 1921. — 98 с.
48. Рубинштейн, М. М. История педагогических идей в ее основных чертах / М. М. Рубинштейн — 2-е изд. — Иркутск : Тип. Дома Трудящихся, 1922. — 302 с.
49. Рубинштейн, М. М. Проблема «Я» как исходный пункт философии / М. М. Рубинштейн. — Иркутск : Тип. ОРВС, 1923. — 37 с.
50. Рубинштейн, М. М. Эстетическое воспитание детей / М. М. Рубинштейн. — Изд. 3-е, испр. — Москва : Т-во «В. В. Думнов, наследн. бр. Салаевых», 1924. — 118 с.

Остальные статьи