Дата публикации: 01.04.2024

К вопросу о применении цифровых образовательных ресурсов для индивидуализации обучения в среднем профессиональном образовании

Аннотация

В настоящий момент общество нуждается в квалифицированных работниках, которые могут одновременно оперировать фундаментальными знаниями и иметь практические навыки, достаточные для нахождения эффективного решения в сложных и непредвиденных случаях. Профессиональному образованию и учреждениям, занимающимся переподготовкой кадров, поставлена цель по обеспечению достаточного уровня знаний студентов для адаптации к условиям современного рынка труда; акцентированию внимания на требованиях ведущих организаций и предприятий; обеспечению конкурентоспособности дипломированных специалистов при трудоустройстве. Исходя из этого ставятся задачи совершенствования образовательной структуры и методов обучения будущих специалистов в учреждениях среднего профессионального образования; внедрения в образовательный процесс последних разработок в данной области, что в большей мере необходимо при обучении специалистов, занятых в высокотехнологичных отраслях промышленности.




На сегодняшний день для выполнения поставленных государством производственных задач необходимы сбор и обработка информации, использование интеллектуального труда, а также генерация и применение новых идей. Основное направление инновационных технологий в промышленности — информатизация производственных процессов. Все это актуализирует заинтересованность в специалистах, имеющих высокую квалификацию и возможность усвоения новых технологий за короткий временной промежуток [12].

Бесспорно, способы развития профессионального образования и переподготовки, применяемые в образовательных организациях в прошлые десятилетия, в должной мере не работают в современном образовательном пространстве: закупка большого количества компьютеров для образовательных учреждений не улучшает качества обучения, недостаточная подготовка педагогов в области цифрового развития замедляет внедрение передовых компьютерных технологий, ограниченная реализация потенциала цифровых ресурсов приводит к подготовке специалистов, не соответствующих требованиям будущих работодателей [10].

Наиболее важным вопросом в области информатизации учреждений образования является создание и использование электронных учебно-методических комплексов, которые включали бы в себя компьютерные версии учебных материалов, базу данных для визуальной поддержки в процессе учебы, проведение виртуальных лабораторных работ. Основная цель на сегодняшний день заключается в создании целостной компьютерной сети, объединяющей образование и науку, а также в формировании системы индивидуального обучения для каждого учащегося, которая должна быть основана на компьютерных технологиях [9]. Гибкость образования имеет решающее значение для подготовки студентов к разнообразным задачам, с которыми они столкнутся в своей будущей профессиональной деятельности. Индивидуализированное обучение, принятие решений и действия без заранее определенных шаблонов, многоуровневые и многоформатные интернет-коммуникации становятся их ключевыми конкурентными преимуществами. Индивидуализированные цифровые образовательные ресурсы позволяют сделать образовательный процесс более адаптивным при подготовке студентов к решению множества профессиональных задач, с которыми они могут столкнуться в будущем. Ожидается, что эффективность образования обеспечивается персонализированными учебными программами, самостоятельным принятием решений без ограничений шаблонами и многоуровневыми, разноформатными вариантами интернет-коммуникаций, что вместе представляет значительные конкурентные преимущества [5].

Такой процесс, как цифровизация образования, включает в себя использование последних достижений прогресса науки и техники, оптимизацию методологии и технологий обучения, внедрение последних разработок в области программного обеспечения. Разработку и использование цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения необходимо осуществлять как системный процесс, основанный на дидактических принципах, несущий научно организованный и контролируемый характер. При данном раскладе имеется возможность для реализации всего потенциала компьютерных технологий, отображения и анализа содержания образовательной программы, формирования необходимых теоретических познаний, получения практического опыта, эффективной и качественной оценки хода реализации образовательного процесса, моделирования учебных ситуаций, которые могут встретиться в дальнейшей профессиональной деятельности, использования преимуществ автоматизации, функций искусственного интеллекта, а также виртуальной реальности [3].

В современных условиях необходимо иметь гибкий подход к системе образования и заниматься ее постоянным совершенствованием. В контексте профессионально-технического образования данные меры предусматривают снижение временных потерь, сокращение и автоматизацию повторяющейся и рутинной работы среди учащихся и педагогов, индивидуализацию подходов к каждому обучающемуся, интерактивность, обеспечение заинтересованности, осуществление контроля за ходом образовательного процесса. Исходя из этого необходимо организовать особые условия, предоставляющие возможность для использования современных технологий, а также для предотвращения проблем, возникающих при их внедрении [6].

Список литературы

1. 16. Pegalajar, M. C. Information and communication technologies and inclusive teaching : Perceptions and attitudes of future early childhood and primary education teachers / M. C. Pegalajar // Problems of Education in the 21st Century. — 2018. — Vol. 76,
2. 15. Orlova, L. Modern management tools: benchmarking and leasing / L. Orlova, Y. Afonin // Oxford Journal of Scientific Research. — 2015. — Vol. 1, № 9. — Р. 292–300.
3. 14. Morais, C. The use of digital educational resources in the support to learning in higher education / C. Morais, L. Miranda, P. Alves // ICST Transactions on e-Education and e-Learning. — 2015. — Vol. 2, № 5. — URL:https://www.researchgate.net/publicat
4. 13. Mhouti, A. E. An Evaluation Model of Digital Educational Resources / A. E. Mhouti, M. Erred, N. Azeddine // International Journal of Emerging Technologies in Learning. — 2013. — Vol. 8, № 2. — P. 29–35. — URL: <a href="https://www.researchgate.net/" target="_blank">https://www.researchgate.net/</a> publication
5. 12. Informatization of technical vocational schools : Theoretical foundations and practical approaches / A. Lytvyn, L. Rudenko, Yu. Pelekh, V. Lytvyn // Education and Information Technologies. — 2020. — Vol. 25, № 14. — P. 583–609. — URL: <a href="https://link.spr" target="_blank">https://link.spr</a>
6. Xodanovich, A. I. Informatizaciya obrazovaniya kak nauchno-metodicheskaya problema / A. I. Xodanovich // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. — 2003. — № 6. — S. 259‒268.
7. 11. Ходанович, А. И. Информатизация образования как научно-методическая проблема / А. И. Ходанович // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2003. — № 6. — С. 259‒268.
8. Timoxin, A. Yu. Informatizaciya obrazovaniya kak sredstvo povy`sheniya e`ffektivnosti obrazovatel`nogo processa / A. Yu. Timoxin, A. B. Isaeva // Mir nauki. Pedagogika i psixologiya. — 2022. — T. 10, № 3. — URL: <a href="https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN322.pdf" target="_blank">https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN322.pdf</a> (da
9. 10. Тимохин, А. Ю. Информатизация образования как средство повышения эффективности образовательного процесса / А. Ю. Тимохин, А. Б. Исаева // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10, № 3. — URL: <a href="https://mir-nauki.com/" target="_blank">https://mir-nauki.com/</a> PDF/22PDMN322.pdf (дата о
10. Tangirov, X. E`. Ob ispol`zovanii e`lektronny`x sredstv obucheniya v processe organizacii uchebnoj deyatel`nosti shkol`nikov / X. E` . Tangirov, T. T. Abdusalomov // Molodoj ucheny`j. — 2014. — № 2 (61). — S. 860–864. — URL: <a href="https://moluch.ru/archive/61/9" target="_blank">https://moluch.ru/archive/61/9</a>
11. 9. Тангиров, Х. Э. Об использовании электронных средств обучения в процессе организации учебной деятельности школьников / Х. Э. Тангиров, Т. Т. Абдусаломов // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 860–864. — URL: <a href="https://moluch.ru/" target="_blank">https://moluch.ru/</a> archive/61/9079/ (да
12. Surkova, N. E. Metodika razrabotki i ispol`zovaniya cifrovy`x obrazovatel`ny`x resursov pri distancionnom obuchenii v uchrezhdenii srednego professional`nogo obrazovaniya : dis. … kand. ped. nauk : 13.00.08 / Surkova Nataliya Evgen`evna. — Moskva, 2007. —
13. 8. Суркова, Н. Е. Методика разработки и использования цифровых образовательных ресурсов при дистанционном обучении в учреждении среднего профессионального образования : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Суркова Наталия Евгеньевна. — Москва, 2007. — 162
14. Proxodov, A. V. O glubinnoj koncepcii obrazovaniya / A. V. Proxodov, V. S. Ruzin // Vestnik vy`sshej shkoly`. — 1990. — № 5. — S. 14‒18.
15. 7. Проходов, А. В. О глубинной концепции образования / А. В. Проходов, В. С. Рузин // Вестник высшей школы. — 1990. — № 5. — С. 14‒18.
16. Metodologicheskie osnovy` formirovaniya sovremennoj cifrovoj obrazovatel`noj sredy` : monografiya. — Nizhnij Novgorod : Professional`naya nauka, 2018. — URL: <a href="http://scipro.ru/conf/monographeeducation-1.pdf" target="_blank">http://scipro.ru/conf/monographeeducation-1.pdf</a> (data obrashheniya: 04.05.2024).
17. 6. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды : монография. — Нижний Новгород : Профессиональная наука, 2018. — URL: <a href="http://scipro.ru/conf/monographeeducation-1.pdf" target="_blank">http://scipro.ru/conf/monographeeducation-1.pdf</a> (дата обращения: 04.05.2024).
18. Machexina, O. N. Pedagogika cifrovoj e`poxi v kontekste obrazovatel`noj real`nosti / O. N. Machexina, M. V. Boguslavskij // Narodnoe obrazovanie. — 2020. — № 6. — S. 54‒61.
19. 5. Мачехина, О. Н. Педагогика цифровой эпохи в контексте образовательной реальности / О. Н. Мачехина, М. В. Богуславский // Народное образование. — 2020. — № 6. — С. 54‒61.
20. Krechetnikov, K. G. Proektirovanie kreativnoj obrazovatel`noj sredy` na osnove informacionny`x texnologij v vuze / K. G. Krechetnikov. — Moskva: Goskoorcentr, 2002. — 296 s.
21. 4. Кречетников, К. Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе / К. Г. Кречетников. — Москва: Госкоорцентр, 2002. — 296 с.
22. Zheltoe, S. Virtual`naya real`nost` — novaya informacionnaya texnologiya / S. Zheltoe, N. Lixachev, V. Stepanov // E`kologiya nepoznannogo. — 1995. — № 1. — S. 6–11.
23. 3. Желтое, С. Виртуальная реальность — новая информационная технология / С. Желтое, Н. Лихачев, В. Степанов // Экология непознанного. — 1995. — № 1. — С. 6–11.
24. Bry`ksina, O. F. Informacionno-kommunikacionny`e texnologii v obrazovanii : uchebnik / O. F. Bry`ksina, E. A. Ponomareva, M. N. Sonina. — Moskva : INFRA-M, 2021. — 549 s.
25. 2. Брыксина, О. Ф. Информационно-коммуникационные технологии в образовании : учебник / О. Ф. Брыксина, Е. А. Пономарева, М. Н. Сонина. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 549 с.
26. Ageenko, N. V. Innovacionny`e texnologii v obrazovatel`nom processe: tendencii, perspektivy` razvitiya / N. V. Ageenko, D. D. Dorofeeva // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta. Ser. Psixologo-pedagogicheskie nauki. — 2017. — № 2
27. 1. Агеенко, Н. В. Инновационные технологии в образовательном процессе: тенденции, перспективы развития / Н. В. Агеенко, Д. Д. Дорофеева // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. — 2017. — № 2 (3

Остальные статьи