К вопросу о применении цифровых образовательных ресурсов для индивидуализации обучения в среднем профессиональном образовании
Аннотация
В настоящий момент общество нуждается в квалифицированных работниках, которые могут одновременно оперировать фундаментальными знаниями и иметь практические навыки, достаточные для нахождения эффективного решения в сложных и непредвиденных случаях. Профессиональному образованию и учреждениям, занимающимся переподготовкой кадров, поставлена цель по обеспечению достаточного уровня знаний студентов для адаптации к условиям современного рынка труда; акцентированию внимания на требованиях ведущих организаций и предприятий; обеспечению конкурентоспособности дипломированных специалистов при трудоустройстве. Исходя из этого ставятся задачи совершенствования образовательной структуры и методов обучения будущих специалистов в учреждениях среднего профессионального образования; внедрения в образовательный процесс последних разработок в данной области, что в большей мере необходимо при обучении специалистов, занятых в высокотехнологичных отраслях промышленности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 02/2024 |
Страницы | 154-160 |
УДК | 377 |
DOI | 10.51944/20738498_2024_2_154 |
На сегодняшний день для выполнения поставленных государством производственных задач необходимы сбор и обработка информации, использование интеллектуального труда, а также генерация и применение новых идей. Основное направление инновационных технологий в промышленности — информатизация производственных процессов. Все это актуализирует заинтересованность в специалистах, имеющих высокую квалификацию и возможность усвоения новых технологий за короткий временной промежуток [12].
Бесспорно, способы развития профессионального образования и переподготовки, применяемые в образовательных организациях в прошлые десятилетия, в должной мере не работают в современном образовательном пространстве: закупка большого количества компьютеров для образовательных учреждений не улучшает качества обучения, недостаточная подготовка педагогов в области цифрового развития замедляет внедрение передовых компьютерных технологий, ограниченная реализация потенциала цифровых ресурсов приводит к подготовке специалистов, не соответствующих требованиям будущих работодателей [10].
Наиболее важным вопросом в области информатизации учреждений образования является создание и использование электронных учебно-методических комплексов, которые включали бы в себя компьютерные версии учебных материалов, базу данных для визуальной поддержки в процессе учебы, проведение виртуальных лабораторных работ. Основная цель на сегодняшний день заключается в создании целостной компьютерной сети, объединяющей образование и науку, а также в формировании системы индивидуального обучения для каждого учащегося, которая должна быть основана на компьютерных технологиях [9]. Гибкость образования имеет решающее значение для подготовки студентов к разнообразным задачам, с которыми они столкнутся в своей будущей профессиональной деятельности. Индивидуализированное обучение, принятие решений и действия без заранее определенных шаблонов, многоуровневые и многоформатные интернет-коммуникации становятся их ключевыми конкурентными преимуществами. Индивидуализированные цифровые образовательные ресурсы позволяют сделать образовательный процесс более адаптивным при подготовке студентов к решению множества профессиональных задач, с которыми они могут столкнуться в будущем. Ожидается, что эффективность образования обеспечивается персонализированными учебными программами, самостоятельным принятием решений без ограничений шаблонами и многоуровневыми, разноформатными вариантами интернет-коммуникаций, что вместе представляет значительные конкурентные преимущества [5].
Такой процесс, как цифровизация образования, включает в себя использование последних достижений прогресса науки и техники, оптимизацию методологии и технологий обучения, внедрение последних разработок в области программного обеспечения. Разработку и использование цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения необходимо осуществлять как системный процесс, основанный на дидактических принципах, несущий научно организованный и контролируемый характер. При данном раскладе имеется возможность для реализации всего потенциала компьютерных технологий, отображения и анализа содержания образовательной программы, формирования необходимых теоретических познаний, получения практического опыта, эффективной и качественной оценки хода реализации образовательного процесса, моделирования учебных ситуаций, которые могут встретиться в дальнейшей профессиональной деятельности, использования преимуществ автоматизации, функций искусственного интеллекта, а также виртуальной реальности [3].
В современных условиях необходимо иметь гибкий подход к системе образования и заниматься ее постоянным совершенствованием. В контексте профессионально-технического образования данные меры предусматривают снижение временных потерь, сокращение и автоматизацию повторяющейся и рутинной работы среди учащихся и педагогов, индивидуализацию подходов к каждому обучающемуся, интерактивность, обеспечение заинтересованности, осуществление контроля за ходом образовательного процесса. Исходя из этого необходимо организовать особые условия, предоставляющие возможность для использования современных технологий, а также для предотвращения проблем, возникающих при их внедрении [6].