Школьная тревожность как фактор, провоцирующий низкий уровень мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста
Аннотация
В статье рассматривается взаимосвязь уровня тревожности и особенностей мотивации младших школьников. Анализируются причины появления (возникновения) школьной тревожности: социальная ситуация в семье и классе, ожидания родителей и учителей, страхи перед оценкой. Учебная мотивация, включающая интерес к учебе, стремление к достижению успеха, может снижаться из-за тревожности, что приводит к ухудшению школьной успеваемости.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 02/2024 |
Страницы | 135-142 |
УДК | 159.9.07 |
DOI | 10.51944/20738498_2024_2_135 |
В современном образовательном процессе наблюдается повышенное внимание к эмоциональному благополучию учащихся, поскольку оно напрямую влияет на их способность к обучению и развитию. Школьная тревожность может существенно снижать учебную мотивацию, что, в свою очередь, отражается на успеваемости и общем адаптивном поведении детей.
На основе исследования, проведенного Е. Г. Ожоговой и Е. В. Намсинк [9], были сделаны следующие выводы о взаимосвязи школьной тревожности и мотивации учебной деятельности у младших школьников. Школьная тревожность у детей часто связана с опасениями, касающимися учебы и социального взаимодействия. Дети могут испытывать страх выступления перед классом, бояться ошибок и насмешек сверстников, чувствовать давление со стороны взрослых с их завышенными требованиями к ребенку и испытывать стыд и вину за свои результаты. Вторичные причины беспокойства включают страх перед старшеклассниками и конфликтами, а также стресс от одиночного передвижения по школе. Индивидуальные переживания, такие как психологическая травма от вербальной или физической агрессии одноклассников, также могут усиливать тревожность.
Школьная тревожность серьезно влияет на эмоциональное благополучие учащихся начальных классов. Это состояние может сохраняться на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Обычно высокий уровень тревожности наблюдается у детей первого и второго классов, затем он уменьшается к третьему классу и снова немного возрастает в четвертом классе. Таким образом, к третьему классу дети обычно достигают относительного эмоционального равновесия [11; 13].
Основные причины школьной тревожности часто связаны с учебным процессом, среди них: страх перед проверкой знаний и трудности в отношениях с учителями [15]. Однако значительное влияние оказывают и факторы, не связанные напрямую с обучением: высокий уровень тревожности родителей, которую могут перенимать дети, тревожный педагог сам по себе и отсутствие психологической подготовки к школе [9; 10].
Важную роль в возникновении школьной тревожности играет внутренний конфликт, возникающий из-за разницы между реальными учебными достижениями ученика и ожиданиями учителей и родителей. Это может привести к переживанию стыда и снижению самооценки. Сильное желание соответствовать ожиданиям родителей и страх перед возможным разочарованием подчеркивают значимость социальных мотивов в учебной деятельности [3; 14].