Дата публикации: 01.04.2024

Школьная тревожность как фактор, провоцирующий низкий уровень мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста

Аннотация

В статье рассматривается взаимосвязь уровня тревожности и особенностей мотивации младших школьников. Анализируются причины появления (возникновения) школьной тревожности: социальная ситуация в семье и классе, ожидания родителей и учителей, страхи перед оценкой. Учебная мотивация, включающая интерес к учебе, стремление к достижению успеха, может снижаться из-за тревожности, что приводит к ухудшению школьной успеваемости.




В современном образовательном процессе наблюдается повышенное внимание к эмоциональному благополучию учащихся, поскольку оно напрямую влияет на их способность к обучению и развитию. Школьная тревожность может существенно снижать учебную мотивацию, что, в свою очередь, отражается на успеваемости и общем адаптивном поведении детей.

На основе исследования, проведенного Е. Г. Ожоговой и Е. В. Намсинк [9], были сделаны следующие выводы о взаимосвязи школьной тревожности и мотивации учебной деятельности у младших школьников. Школьная тревожность у детей часто связана с опасениями, касающимися учебы и социального взаимодействия. Дети могут испытывать страх выступления перед классом, бояться ошибок и насмешек сверстников, чувствовать давление со стороны взрослых с их завышенными требованиями к ребенку и испытывать стыд и вину за свои результаты. Вторичные причины беспокойства включают страх перед старшеклассниками и конфликтами, а также стресс от одиночного передвижения по школе. Индивидуальные переживания, такие как психологическая травма от вербальной или физической агрессии одноклассников, также могут усиливать тревожность.

Школьная тревожность серьезно влияет на эмоциональное благополучие учащихся начальных классов. Это состояние может сохраняться на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Обычно высокий уровень тревожности наблюдается у детей первого и второго классов, затем он уменьшается к третьему классу и снова немного возрастает в четвертом классе. Таким образом, к третьему классу дети обычно достигают относительного эмоционального равновесия [11; 13].

Основные причины школьной тревожности часто связаны с учебным процессом, среди них: страх перед проверкой знаний и трудности в отношениях с учителями [15]. Однако значительное влияние оказывают и факторы, не связанные напрямую с обучением: высокий уровень тревожности родителей, которую могут перенимать дети, тревожный педагог сам по себе и отсутствие психологической подготовки к школе [9; 10].

Важную роль в возникновении школьной тревожности играет внутренний конфликт, возникающий из-за разницы между реальными учебными достижениями ученика и ожиданиями учителей и родителей. Это может привести к переживанию стыда и снижению самооценки. Сильное желание соответствовать ожиданиям родителей и страх перед возможным разочарованием подчеркивают значимость социальных мотивов в учебной деятельности [3; 14].

Список литературы

1. 15. Test anxiety, anxiety disorders, and school-related wellbeing : Manifestations of the same or different constructs? / D. W. Putwain, K. Stockinger, N. P. von der Embse [et al.] // Journal of School Psychology. — 2021. — Vol. 88, № 2. — P. 47–67. — DOI
2. 14. Predicting maths anxiety from mathematical achievement across the transition from primary to secondary education / A. P. Field, D. Evans, T. Bloniewski, Yu. Kovas // Royal Society Open Science. — 2019. — Vol. 6, № 11. — DOI: 10.1098/rsos.191459
3. 13. A review of the literature concerning anxiety for educational assessments : Research and analysis. — 2020. — URL: <a href="https://www.gov.uk/government/publications/a-review-ofthe-literature-on-anxiety-for-educational-assessments" target="_blank">https://www.gov.uk/government/publications/a-review-ofthe-literature-on-anxiety-for-educational-assessments</a> (date of the application: 11.
4. Shheblanova, E. I. Sovremenny`e zarubezhny`e issledovaniya trevozhnosti intellektual`no odarenny`x shkol`nikov / E. I. Shheblanova, S. O. Petrova // Sovremennaya zarubezhnaya psixologiya. — 2021. — T. 10, № 4. — S. 97–106.
5. 12. Щебланова, Е. И. Современные зарубежные исследования тревожности интеллектуально одаренных школьников / Е. И. Щебланова, С. О. Петрова // Современная зарубежная психология. — 2021. — Т. 10, № 4. — С. 97–106.
6. Shkol`naya trevozhnost`: prichiny` i priznaki / E. A. Ry`bina, L. K. Shirokova, A. O. Gorshenkova [i dr.] // Sovremenny`e nauchny`e issledovaniya i innovacii. — 2022. — № 7. — URL: <a href="https://web.snauka.ru/issues/2022/07/98567" target="_blank">https://web.snauka.ru/issues/2022/07/98567</a> (data obrashheniya: 23.02.2024)
7. 11. Школьная тревожность: причины и признаки / Е. А. Рыбина, Л. К. Широкова, А. О. Горшенкова [и др.] // Современные научные исследования и инновации. — 2022. — № 7. — URL: <a href="https://web.snauka.ru/issues/2022/07/98567" target="_blank">https://web.snauka.ru/issues/2022/07/98567</a> (дата обращения: 23.02.2024).
8. Ponomareva, A. A. Vzaimosvyaz` uchebnoj motivacii i lichnostnoj trevozhnosti v mladshem shkol`nom vozraste / A. A. Ponomareva // Psixologicheskaya studiya. — Vitebsk, 2021. — № 14. — S. 129–131.
9. 10. Пономарева, А. А. Взаимосвязь учебной мотивации и личностной тревожности в младшем школьном возрасте / А. А. Пономарева // Психологическая студия. — Витебск, 2021. — № 14. — С. 129–131.
10. Ozhogova, E. G. Dinamika i faktory` vozniknoveniya trevozhnosti u sovremenny`x mladshix shkol`nikov / E. G. Ozhogova, E. V. Namsink // Problemy` sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2018. — № 61/4. — S. 314–317.
11. 9. Ожогова, Е. Г. Динамика и факторы возникновения тревожности у современных младших школьников / Е. Г. Ожогова, Е. В. Намсинк // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 61/4. — С. 314–317.
12. Oganesova, N. L. Ponyatie trevozhnosti i ee proyavleniya u detej starshego doshkol`nogo vozrasta / N. L. Oganesova // Na peresechenii yazy`kov i kul`tur. Aktual`ny`e voprosy` gumanitarnogo znaniya. — 2022. — № 1 (22). — S. 365–369. — URL: <a href="http://universpl" target="_blank">http://universpl</a>
13. 8. Оганесова, Н. Л. Понятие тревожности и ее проявления у детей старшего дошкольного возраста / Н. Л. Оганесова // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. — 2022. — № 1 (22). — С. 365–369. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> univers-plus.ru/f
14. Nosakova, T. V. Issledovanie vzaimosvyazi shkol`noj trevozhnosti i uchebnoj motivacii u uchashhixsya mladshix klassov / T. V. Nosakova // Perspektivy` nauki. — 2020. — № 7 (130). — S. 132–135.
15. 7. Носакова, Т. В. Исследование взаимосвязи школьной тревожности и учебной мотивации у учащихся младших классов / Т. В. Носакова // Перспективы науки. — 2020. — № 7 (130). — С. 132–135.
16. Korosteleva, N. A. Osobennosti uchebnoj motivacii detej mladshego shkol`nogo vozrasta / N. A. Korosteleva // Nauka i praktika v obrazovanii. — 2023. — T. 4, № 2. — S. 52–68.
17. 6. Коростелева, Н. А. Особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста / Н. А. Коростелева // Наука и практика в образовании. — 2023. — Т. 4, № 2. — С. 52–68.
18. Il`yasova, D. T. Uchebnaya motivaciya kak odin iz pokazatelej kachestva obrazovaniya v sovremenny`x shkolax / D. T. Il`yasova, N. N. Xan // Universum: psixologiya i obrazovanie. — 2023. — № 4 (106). — URL: <a href="https://7universum.com/ru/psy/archive/item/15163" target="_blank">https://7universum.com/ru/psy/archive/item/15163</a>
19. 5. Ильясова, Д. Т. Учебная мотивация как один из показателей качества образования в современных школах / Д. Т. Ильясова, Н. Н. Хан // Universum: психология и образование. — 2023. — № 4 (106). — URL: <a href="https://7universum.com/ru/psy/archive/item/15163" target="_blank">https://7universum.com/ru/psy/archive/item/15163</a> (дата о
20. Il`ina, A. I. Vzaimosvyaz` trevozhnosti i uchebnoj motivacii mladshix shkol`nikov / A. I. Il`ina // Studencheskij e`lektronny`j zhurnal «StRIZh». — 2020. — № 5 (34). — S. 62–66.
21. 4. Ильина, А. И. Взаимосвязь тревожности и учебной мотивации младших школьников / А. И. Ильина // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». — 2020. — № 5 (34). — С. 62–66.
22. Grigor`eva, A. S. Professional`naya sfera roditelej kak odin iz motivov vy`bora professii / A. S. Grigor`eva, N. I. Ternovskaya // Psixologiya i pedagogika: aktual`ny`e problemy` teorii i praktiki (ko Dnyu psixologa) : mater. III Vseros. nauch.-prakt. kon
23. 3. Григорьева, А. С. Профессиональная сфера родителей как один из мотивов выбора профессии / А. С. Григорьева, Н. И. Терновская // Психология и педагогика: актуальные проблемы теории и практики (ко Дню психолога) : матер. III Всерос. науч.-практ. конф. с
24. Grigor`eva, A. S. Vliyanie cennostno-motivacionnogo komponenta na professional`noe i lichnostnoe samoopredelenie starsheklassnikov / A. S. Grigor`eva // Aktual`ny`e problemy` teorii i praktiki psixologicheskix, psixologo-pedagogicheskix, pedagogicheskix i
25. 2. Григорьева, А. С. Влияние ценностно-мотивационного компонента на профессиональное и личностное самоопределение старшеклассников / А. С. Григорьева // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических, педагогических и линг
26. Volobueva, E. V. Postoyannaya trevoga negativno vliyaet na obuchenie mladshego shkol`nika / E. V. Volobueva // Problemy` sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2020. — № 68/3. — S. 54–56.
27. 1. Волобуева, Е. В. Постоянная тревога негативно влияет на обучение младшего школьника / Е. В. Волобуева // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 68/3. — С. 54–56.

Остальные статьи