Дата публикации: 01.04.2024

Школьная тревожность как фактор, провоцирующий низкий уровень мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста

Аннотация

В статье рассматривается взаимосвязь уровня тревожности и особенностей мотивации младших школьников. Анализируются причины появления (возникновения) школьной тревожности: социальная ситуация в семье и классе, ожидания родителей и учителей, страхи перед оценкой. Учебная мотивация, включающая интерес к учебе, стремление к достижению успеха, может снижаться из-за тревожности, что приводит к ухудшению школьной успеваемости.




В современном образовательном процессе наблюдается повышенное внимание к эмоциональному благополучию учащихся, поскольку оно напрямую влияет на их способность к обучению и развитию. Школьная тревожность может существенно снижать учебную мотивацию, что, в свою очередь, отражается на успеваемости и общем адаптивном поведении детей.

На основе исследования, проведенного Е. Г. Ожоговой и Е. В. Намсинк [9], были сделаны следующие выводы о взаимосвязи школьной тревожности и мотивации учебной деятельности у младших школьников. Школьная тревожность у детей часто связана с опасениями, касающимися учебы и социального взаимодействия. Дети могут испытывать страх выступления перед классом, бояться ошибок и насмешек сверстников, чувствовать давление со стороны взрослых с их завышенными требованиями к ребенку и испытывать стыд и вину за свои результаты. Вторичные причины беспокойства включают страх перед старшеклассниками и конфликтами, а также стресс от одиночного передвижения по школе. Индивидуальные переживания, такие как психологическая травма от вербальной или физической агрессии одноклассников, также могут усиливать тревожность.

Школьная тревожность серьезно влияет на эмоциональное благополучие учащихся начальных классов. Это состояние может сохраняться на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Обычно высокий уровень тревожности наблюдается у детей первого и второго классов, затем он уменьшается к третьему классу и снова немного возрастает в четвертом классе. Таким образом, к третьему классу дети обычно достигают относительного эмоционального равновесия [11; 13].

Основные причины школьной тревожности часто связаны с учебным процессом, среди них: страх перед проверкой знаний и трудности в отношениях с учителями [15]. Однако значительное влияние оказывают и факторы, не связанные напрямую с обучением: высокий уровень тревожности родителей, которую могут перенимать дети, тревожный педагог сам по себе и отсутствие психологической подготовки к школе [9; 10].

Важную роль в возникновении школьной тревожности играет внутренний конфликт, возникающий из-за разницы между реальными учебными достижениями ученика и ожиданиями учителей и родителей. Это может привести к переживанию стыда и снижению самооценки. Сильное желание соответствовать ожиданиям родителей и страх перед возможным разочарованием подчеркивают значимость социальных мотивов в учебной деятельности [3; 14].

Список литературы

1. Волобуева, Е. В. Постоянная тревога негативно влияет на обучение младшего школьника / Е. В. Волобуева // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 68/3. — С. 54–56.
2. Григорьева, А. С. Влияние ценностно-мотивационного компонента на профессиональное и личностное самоопределение старшеклассников / А. С. Григорьева // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических, педагогических и линг
3. Григорьева, А. С. Профессиональная сфера родителей как один из мотивов выбора профессии / А. С. Григорьева, Н. И. Терновская // Психология и педагогика: актуальные проблемы теории и практики (ко Дню психолога) : матер. III Всерос. на141 уч.-практ. конф
4. Ильина, А. И. Взаимосвязь тревожности и учебной мотивации младших школьников / А. И. Ильина // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». — 2020. — № 5 (34). — С. 62–66.
5. Ильясова, Д. Т. Учебная мотивация как один из показателей качества образования в современных школах / Д. Т. Ильясова, Н. Н. Хан // Universum: психология и образование. — 2023. — № 4 (106). — URL: <a href="https://7universum.com/ru/psy/archive/item/15163" target="_blank">https://7universum.com/ru/psy/archive/item/15163</a> (дата о
6. Коростелева, Н. А. Особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста / Н. А. Коростелева // Наука и практика в образовании. — 2023. — Т. 4, № 2. — С. 52–68.
7. Носакова, Т. В. Исследование взаимосвязи школьной тревожности и учебной мотивации у учащихся младших классов / Т. В. Носакова // Перспективы науки. — 2020. — № 7 (130). — С. 132–135.
8. Оганесова, Н. Л. Понятие тревожности и ее проявления у детей старшего дошкольного возраста / Н. Л. Оганесова // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. — 2022. — № 1 (22). — С. 365–369. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> univers-plus.ru/f
9. Ожогова, Е. Г. Динамика и факторы возникновения тревожности у современных младших школьников / Е. Г. Ожогова, Е. В. Намсинк // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 61/4. — С. 314–317.
10. Пономарева, А. А. Взаимосвязь учебной мотивации и личностной тревожности в младшем школьном возрасте / А. А. Пономарева // Психологическая студия. — Витебск, 2021. — № 14. — С. 129–131.
11. Школьная тревожность: причины и признаки / Е. А. Рыбина, Л. К. Широкова, А. О. Горшенкова [и др.] // Современные научные исследования и инновации. — 2022. — № 7. — URL: <a href="https://web.snauka.ru/issues/2022/07/98567" target="_blank">https://web.snauka.ru/issues/2022/07/98567</a> (дата обращения: 23.02.2024).
12. Щебланова, Е. И. Современные зарубежные исследования тревожности интеллектуально одаренных школьников / Е. И. Щебланова, С. О. Петрова // Современная зарубежная психология. — 2021. — Т. 10, № 4. — С. 97–106.
13. A review of the literature concerning anxiety for educational assessments : Research and analysis. — 2020. — URL: <a href="https://www.gov.uk/government/publications/a-review-ofthe-literature-on-anxiety-for-educational-assessments" target="_blank">https://www.gov.uk/government/publications/a-review-ofthe-literature-on-anxiety-for-educational-assessments</a> (date of the application: 11.
14. Predicting maths anxiety from mathematical achievement across the transition from primary to secondary education / A. P. Field, D. Evans, T. Bloniewski, Yu. Kovas // Royal Society Open Science. — 2019. — Vol. 6, № 11. — DOI: 10.1098/rsos.191459
15. Test anxiety, anxiety disorders, and school-related wellbeing : Manifestations of the same or different constructs? / D. W. Putwain, K. Stockinger, N. P. von der Embse [et al.] // Journal of School Psychology. — 2021. — Vol. 88, № 2. — P. 47–67. — DOI

Остальные статьи