Педагогическая безопасность в организациях высшего образования: анализ научной литературы (2020–2024 гг.)
Аннотация
Представлен анализ отечественных научных работ, размещенных на платформе eLIBRARY.RU с 2020 по 2024 г., и зарубежных научных публикаций постсоветского пространства. Формирование опыта безопасного поведения студентов в процессе обучения, воспитания, развития рассматривается авторами как ключевое условие обеспечения педагогической безопасности в организациях высшего образования. Дано авторское определение педагогической безопасности как комплексной системы организованной благоприятной среды качественного образования и развития, сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья субъектов образовательных отношений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 02/2024 |
Страницы | 123-134 |
УДК | 37.013.42 |
DOI | 10.51944/20738498_2024_2_123 |
Проблемное поле опасности/безопасности образовательной среды в научной среде обсуждается как актуальная проблема нейтрализации рисков и угроз деструктивных факторов, влияющих на процесс образования (обучения, воспитания, развития) молодого поколения.
Анализ отечественных научных работ, размещенных на платформе eLIBRARY.RU с 2020 по 2024 г., показал, что негативные тенденции в студенческой среде имеют множество проявлений, но при этом объединяются общим деструктивным свойством — направленностью на разрушение, причинение вреда физическому, психическому и социальному здоровью молодых людей, представляют угрозу безопасности не только для образовательной среды, но и для всего российского общества. Формирование опыта безопасного поведения студентов в процессе обучения, воспитания, развития рассматривается авторами как ключевое условие обеспечения педагогической безопасности в организациях высшего образования.
Х. С. Шагбанова рассматривает развитие педагогики безопасности как необходимое условие создания безопасной образовательной среды и формирования культуры безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Автор представила описание принципов, определяющих основу концепции педагогики безопасности, среди них: «принцип индивидуализации» — обучение и воспитание, адаптированные к индивидуальным особенностям студента; «принцип доступности» — создание равных возможностей для получения качественного образования; «принцип социализации» — помощь и поддержка в адаптации к социальной среде; «принцип компетентности» — образование и воспитание, формирующие знания, умения и навыки, необходимые для безопасного поведения в различных сферах жизнедеятельности; «принцип непрерывности» — непрерывный процесс образования и воспитания; «принцип практичности» — знания, умения и навыки, адаптированные к реальным условиям; «принцип развития личности» — образование, способствующее саморазвитию личности (см.: [23, с. 317]).
А. И. Кибыш рассматривает педагогику безопасности в эпоху нестабильности и перемен, предлагает в условиях постоянно меняющихся угроз создание системы непрерывного обучения безопасной жизнедеятельности и системы подготовки педагогических кадров с привлечением к решению данной проблемы различных служб и организаций, органов государственной власти (см.: [8, с. 6]).
Исследование стилей жизни педагогов и психологической безопасности провели И. П. Краснощеченко, О. П. Степанова, М. А. Спиженкова, Т. Л. Худякова, М. Р. Арпеньева, они обращают внимание на актуальность психологической поддержки педагогов, «восстановление позиции субъекта профессиональной активности», реализацию ценностей безопасности (см.: [21, с. 24]).