Дата публикации: 01.04.2024

Педагогическая безопасность в организациях высшего образования: анализ научной литературы (2020–2024 гг.)

Аннотация

Представлен анализ отечественных научных работ, размещенных на платформе eLIBRARY.RU с 2020 по 2024 г., и зарубежных научных публикаций постсоветского пространства. Формирование опыта безопасного поведения студентов в процессе обучения, воспитания, развития рассматривается авторами как ключевое условие обеспечения педагогической безопасности в организациях высшего образования. Дано авторское определение педагогической безопасности как комплексной системы организованной благоприятной среды качественного образования и развития, сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья субъектов образовательных отношений.




Проблемное поле опасности/безопасности образовательной среды в научной среде обсуждается как актуальная проблема нейтрализации рисков и угроз деструктивных факторов, влияющих на процесс образования (обучения, воспитания, развития) молодого поколения.

Анализ отечественных научных работ, размещенных на платформе eLIBRARY.RU с 2020 по 2024 г., показал, что негативные тенденции в студенческой среде имеют множество проявлений, но при этом объединяются общим деструктивным свойством — направленностью на разрушение, причинение вреда физическому, психическому и социальному здоровью молодых людей, представляют угрозу безопасности не только для образовательной среды, но и для всего российского общества. Формирование опыта безопасного поведения студентов в процессе обучения, воспитания, развития рассматривается авторами как ключевое условие обеспечения педагогической безопасности в организациях высшего образования.

Х. С. Шагбанова рассматривает развитие педагогики безопасности как необходимое условие создания безопасной образовательной среды и формирования культуры безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Автор представила описание принципов, определяющих основу концепции педагогики безопасности, среди них: «принцип индивидуализации» — обучение и воспитание, адаптированные к индивидуальным особенностям студента; «принцип доступности» — создание равных возможностей для получения качественного образования; «принцип социализации» — помощь и поддержка в адаптации к социальной среде; «принцип компетентности» — образование и воспитание, формирующие знания, умения и навыки, необходимые для безопасного поведения в различных сферах жизнедеятельности; «принцип непрерывности» — непрерывный процесс образования и воспитания; «принцип практичности» — знания, умения и навыки, адаптированные к реальным условиям; «принцип развития личности» — образование, способствующее саморазвитию личности (см.: [23, с. 317]).

А. И. Кибыш рассматривает педагогику безопасности в эпоху нестабильности и перемен, предлагает в условиях постоянно меняющихся угроз создание системы непрерывного обучения безопасной жизнедеятельности и системы подготовки педагогических кадров с привлечением к решению данной проблемы различных служб и организаций, органов государственной власти (см.: [8, с. 6]).

Исследование стилей жизни педагогов и психологической безопасности провели И. П. Краснощеченко, О. П. Степанова, М. А. Спиженкова, Т. Л. Худякова, М. Р. Арпеньева, они обращают внимание на актуальность психологической поддержки педагогов, «восстановление позиции субъекта профессиональной активности», реализацию ценностей безопасности (см.: [21, с. 24]).

Список литературы

1. Милехин, А. В. Психолого-педагогические условия первичной профилактики наркомании в студенческой среде / А. В. Милехин, И. Б. Умняшова, И. А. Егоров // Психология и право. — 2020. — Т. 10, № 4. — С. 111–125. — DOI: 10.17759/ psylaw.2020100408 — EDN: O
2. Zyazulkin, P. V. Development of communicative competence of a teacher / P. V. Zyazulkin // Modern education of Vitebsk region. — 2021. — Vol. 1, № 31. — P. 16–18. — EDN: BTWGCL
3. Tereshchenko, Yu. A. Higher education as the basis of professional success of a teacher / Yu. A. Tereshchenko // Modern Education of Vitebsk Region. — 2022. — Vol. 3, № 37. — P. 13–15. — EDN: MPCMDC
4. Pak, S. N. The essence of health-saving pedagogy for the formation of a safe educational environment / S. N. Pak, J. A. Buzurmankulova // Current Issues of Education and Science. — 2021. — Vol. 2, № 72. — P. 72–74. — EDN: FGHFOH
5. Janzakova, M. Formation of readiness of future special teachers for professional activity by means of coaching technology / M. Janzakova, D. Zholdasbekova, A. Zholdasbekov // Journal of Educational Sciences. — 2023. — Vol. 74, № 1. — DOI: 10.26577/jes
6. Golosova, O. G. Strategies of behavior in conflict among students of different specialties / O. G. Golosova // Psychological Studio : Collection of scientific articles by students, undergraduates, postgraduates of the Department of Psychology of the P
7. Шагбанова, Х. С. Педагогика безопасности как новое научное направление современной педагогики / Х. С. Шагбанова // Образование и право. — 2023. — № 2. — С. 315–320. — DOI: 10.24412/2076-1503-2023-2-315-320 — EDN: SQEJYQ
8. Шабалина, Е. Д. Социальная профилактика терроризма и экстремизма в студенческой среде (по Республике Марий Эл) / Е. Д. Шабалина // StudArctic Forum. — 2021. — Т. 2, № 22. — С. 71–76. — EDN: UXLRGG
9. Стили жизнедеятельности педагогов и психологическая безопасность образования / И. П. Краснощеченко, О. П. Степанова, М. А. Спиженкова [и др.] // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2022. — № 1 (45). — С. 22–33. — DOI: 10.54509/222030
10. Социогуманитарные основы противодействия экстремизму в молодежной среде / Р. А. Андрианова, А. П. Вихрян, Ю. А. Зубок [и др.]. — Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2022. — 305 с. — EDN: JITGFZ
11. Совершенствование компонентов здоровьесберегающих технологий в современном вузе / И. А. Кабанова, В. П. Чичерин, Н. В. Терехова, Е. Р. Токарева // Вестник университета. — 2022. — № 11. — С. 186–193. — DOI: 10.26425/1816-4277-2022-11-186193 — EDN: RMUY
12. Сироткина, О. В. Социально-педагогическое обеспечение формирования ценностного отношения к здоровью современных студентов : дис. … канд. пед. наук : 5.8.7 / Сироткина Ольга Васильевна. — Казань, 2022. — 199 с. — EDN: TFMZWH
13. Сажина, В. А. Формирование межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде в рамках внеаудиторной работы со студентами российских вузов / В. А. Сажина // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и обществ
14. Родина, О. Н. Учебное сотрудничество как средство развития компетенций социального взаимодействия студентов : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Родина Ольга Николаевна. — Тюмень, 2022. — 229 с.
15. Алешкин, Н. И. Психологическая диагностика межличностного познания студентов с неблагополучием в общении в форме межличностного конфликта / Н. И. Алешкин, Л. Ф. Сербина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2023.
16. Максимова, Л. А. Работа психолога в мультидисциплинарных командах специалистов : учеб. пособие / Л. А. Максимова. — Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2023. — 169 с. — EDN: JXBXPK
17. Макарова, М. Н. Теоретико-методологические основания анализа влияния лидеров мнений в онлайн-среде / М. Н. Макарова, Н. С. Ладыжец // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2023. — Т. 29, № 3.
18. Лаптева, Н. В. Региональные особенности реализации государственной политики в сфере высшего образования в Российской Федерации : дис. … канд. полит. наук : 5.5.3 / Лаптева Наталья Владимировна. — Саратов, 2023. — 233 с.
19. Кухарев, Ю. С. О практике противодействия идеологии экстремизма среди студентов вузов / Ю. С. Кухарев // Педагогический журнал. — 2023. — Т. 13, № 1/1. — С. 405–411. — DOI: 10.34670/AR.2023.21.19.047 — EDN: BUOXXJ
20. Костина, Л. А. Моделирование центра психологической поддержки студентов и сотрудников медицинского вуза / Л. А. Костина, Л. М. Миляева, А. С. Куликова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11, № 6. — URL: <a href="https://mir-nauki." target="_blank">https://mir-nauki.</a> com/PDF/66PDM
21. Киселева, Т. В. Психологическая безопасность и комфортность образовательной среды вуза (опыт эмпирического исследования) / Т. В. Киселева // Научный поиск: личность, образование, культура. — 2024. — № 1 (51). — С. 52–58. — DOI: 10.54348/ SciS.2024.1.8
22. Кибыш, А. И. Педагогика безопасности в эпоху нестабильности и перемен / А. И. Кибыш // Современное педагогическое образование. — 2020. — № 9. — С. 4–10. — EDN: UNLFXX
23. Казначеев, В. А. Педагогические особенности профилактики межличностных конфликтов, возникающих в образовательной среде студентов / В. А. Казначеев // Вестник Самарского юридического института. — 2020. — № 5 (41). — С. 93–96. — DOI: 10.37523/SUI.2020.41
24. Индивидуально-ориентированные здоровьесберегающие технологии в вузе на примере компьютерной программы «Паспорт здоровья» / Е. С. Барышева, П. А. Болдырев, О. А. Науменко [и др.] // Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 1. — С. 10. — DOI
25. Василевская, Л. В. Профессиональное выгорание преподавателя высшей школы как фактор риска безопасности образовательной среды / Л. В. Василевская // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. —
26. Бухтоярова, Е. А. Критериально-уровневая оценка готовности будущих педагогов к деятельности по проектированию психологически безопасной образовательной среды / Е. А. Бухтоярова // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2024. — № 1 (227). — С
27. Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы исследований здоровьесбережения в образовательной среде вуза : теоретический обзор / А. Г. Бермус // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2023. — Т. 8, № 1. — С. 1–12. — DOI: 10.30853/ped20220221 — EDN: ZJSDYE
28. Баляев, С. И. Особенности проявления внутриличностных конфликтов у студентов различных направлений подготовки / С. И. Баляев, С. Н. Никишов, В. О. Куркина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10, № 3. — EDN: UVJLGW

Остальные статьи