Дата публикации: 01.04.2024

Педагогическая безопасность в организациях высшего образования: анализ научной литературы (2020–2024 гг.)

Аннотация

Представлен анализ отечественных научных работ, размещенных на платформе eLIBRARY.RU с 2020 по 2024 г., и зарубежных научных публикаций постсоветского пространства. Формирование опыта безопасного поведения студентов в процессе обучения, воспитания, развития рассматривается авторами как ключевое условие обеспечения педагогической безопасности в организациях высшего образования. Дано авторское определение педагогической безопасности как комплексной системы организованной благоприятной среды качественного образования и развития, сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья субъектов образовательных отношений.




Проблемное поле опасности/безопасности образовательной среды в научной среде обсуждается как актуальная проблема нейтрализации рисков и угроз деструктивных факторов, влияющих на процесс образования (обучения, воспитания, развития) молодого поколения.

Анализ отечественных научных работ, размещенных на платформе eLIBRARY.RU с 2020 по 2024 г., показал, что негативные тенденции в студенческой среде имеют множество проявлений, но при этом объединяются общим деструктивным свойством — направленностью на разрушение, причинение вреда физическому, психическому и социальному здоровью молодых людей, представляют угрозу безопасности не только для образовательной среды, но и для всего российского общества. Формирование опыта безопасного поведения студентов в процессе обучения, воспитания, развития рассматривается авторами как ключевое условие обеспечения педагогической безопасности в организациях высшего образования.

Х. С. Шагбанова рассматривает развитие педагогики безопасности как необходимое условие создания безопасной образовательной среды и формирования культуры безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Автор представила описание принципов, определяющих основу концепции педагогики безопасности, среди них: «принцип индивидуализации» — обучение и воспитание, адаптированные к индивидуальным особенностям студента; «принцип доступности» — создание равных возможностей для получения качественного образования; «принцип социализации» — помощь и поддержка в адаптации к социальной среде; «принцип компетентности» — образование и воспитание, формирующие знания, умения и навыки, необходимые для безопасного поведения в различных сферах жизнедеятельности; «принцип непрерывности» — непрерывный процесс образования и воспитания; «принцип практичности» — знания, умения и навыки, адаптированные к реальным условиям; «принцип развития личности» — образование, способствующее саморазвитию личности (см.: [23, с. 317]).

А. И. Кибыш рассматривает педагогику безопасности в эпоху нестабильности и перемен, предлагает в условиях постоянно меняющихся угроз создание системы непрерывного обучения безопасной жизнедеятельности и системы подготовки педагогических кадров с привлечением к решению данной проблемы различных служб и организаций, органов государственной власти (см.: [8, с. 6]).

Исследование стилей жизни педагогов и психологической безопасности провели И. П. Краснощеченко, О. П. Степанова, М. А. Спиженкова, Т. Л. Худякова, М. Р. Арпеньева, они обращают внимание на актуальность психологической поддержки педагогов, «восстановление позиции субъекта профессиональной активности», реализацию ценностей безопасности (см.: [21, с. 24]).

Список литературы

1. 14. Максимова, Л. А. Работа психолога в мультидисциплинарных командах специалистов : учеб. пособие / Л. А. Максимова. — Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2023. — 169 с. — EDN: JXBXPK
2. Maksimova, L. A. Rabota psixologa v mul`tidisciplinarny`x komandax specialistov : ucheb. posobie / L. A. Maksimova. — Ekaterinburg : Ural`skij gosudarstvenny`j pedagogicheskij universitet, 2023. — 169 s. — EDN: JXBXPK
3. 15. Милехин, А. В. Психолого-педагогические условия первичной профилактики наркомании в студенческой среде / А. В. Милехин, И. Б. Умняшова, И. А. Егоров // Психология и право. — 2020. — Т. 10, № 4. — С. 111–125. — DOI: 10.17759/ psylaw.2020100408 — EDN: O
4. Milexin, A. V. Psixologo-pedagogicheskie usloviya pervichnoj profilaktiki narkomanii v studencheskoj srede / A. V. Milexin, I. B. Umnyashova, I. A. Egorov // Psixologiya i pravo. — 2020. — T. 10, № 4. — S. 111–125. — DOI: 10.17759/psylaw.2020100408 — EDN:
5. 16. Родина, О. Н. Учебное сотрудничество как средство развития компетенций социального взаимодействия студентов : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Родина Ольга Николаевна. — Тюмень, 2022. — 229 с.
6. Rodina, O. N. Uchebnoe sotrudnichestvo kak sredstvo razvitiya kompetencij social`nogo vzaimodejstviya studentov : dis. … kand. ped. nauk : 13.00.01 / Rodina Ol`ga Nikolaevna. — Tyumen`, 2022. — 229 s.
7. 17. Сажина, В. А. Формирование межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде в рамках внеаудиторной работы со студентами российских вузов / В. А. Сажина // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и обществ
8. Sazhina, V. A. Formirovanie mezhnacional`nogo i mezhkonfessional`nogo soglasiya v molodezhnoj srede v ramkax vneauditornoj raboty` so studentami rossijskix vuzov / V. A. Sazhina // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 21: Upravlenie (gosudarstvo i obs
9. 18. Сироткина, О. В. Социально-педагогическое обеспечение формирования ценностного отношения к здоровью современных студентов : дис. … канд. пед. наук : 5.8.7 / Сироткина Ольга Васильевна. — Казань, 2022. — 199 с. — EDN: TFMZWH
10. Sirotkina, O. V. Social`no-pedagogicheskoe obespechenie formirovaniya cennostnogo otnosheniya k zdorov`yu sovremenny`x studentov : dis. … kand. ped. nauk : 5.8.7 / Sirotkina Ol`ga Vasil`evna. — Kazan`, 2022. — 199 s. — EDN: TFMZWH
11. 19. Совершенствование компонентов здоровьесберегающих технологий в современном вузе / И. А. Кабанова, В. П. Чичерин, Н. В. Терехова, Е. Р. Токарева // Вестник университета. — 2022. — № 11. — С. 186–193. — DOI: 10.26425/1816-4277-2022-11-186193 — EDN: RMUY
12. Sovershenstvovanie komponentov zdorov`esberegayushhix texnologij v sovremennom vuze / I. A. Kabanova, V. P. Chicherin, N. V. Terexova, E. R. Tokareva // Vestnik universiteta. — 2022.— № 11.— S. 186–193.— DOI: 10.26425/1816-4277-2022-11-186-193— EDN: RMUYX
13. 20. Социогуманитарные основы противодействия экстремизму в молодежной среде / Р. А. Андрианова, А. П. Вихрян, Ю. А. Зубок [и др.]. — Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2022. — 305 с. — EDN: JITGFZ
14. Sociogumanitarny`e osnovy` protivodejstviya e`kstremizmu v molodezhnoj srede / R. A. Andrianova, A. P. Vixryan, Yu. A. Zubok [i dr.]. — Moskva : Rossijskij universitet druzhby` narodov (RUDN), 2022. — 305 s. — EDN: JITGFZ
15. 21. Стили жизнедеятельности педагогов и психологическая безопасность образования / И. П. Краснощеченко, О. П. Степанова, М. А. Спиженкова [и др.] // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2022. — № 1 (45). — С. 22–33. — DOI: 10.54509/222030
16. Stili zhiznedeyatel`nosti pedagogov i psixologicheskaya bezopasnost` obrazovaniya / I. P. Krasnoshhechenko, O. P. Stepanova, M. A. Spizhenkova [i dr.] // Professional`noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. — 2022. — № 1 (45). — S. 22–33. — DOI: 10.54509/
17. 22. Шабалина, Е. Д. Социальная профилактика терроризма и экстремизма в студенческой среде (по Республике Марий Эл) / Е. Д. Шабалина // StudArctic Forum. — 2021. — Т. 2, № 22. — С. 71–76. — EDN: UXLRGG
18. Shabalina, E. D. Social`naya profilaktika terrorizma i e`kstremizma v studencheskoj srede (po Respublike Marij E`l) / E. D. Shabalina // StudArctic Forum. — 2021. — T. 2, № 22. — S. 71–76. — EDN: UXLRGG
19. 23. Шагбанова, Х. С. Педагогика безопасности как новое научное направление современной педагогики / Х. С. Шагбанова // Образование и право. — 2023. — № 2. — С. 315–320. — DOI: 10.24412/2076-1503-2023-2-315-320 — EDN: SQEJYQ
20. Shagbanova, X. S. Pedagogika bezopasnosti kak novoe nauchnoe napravlenie sovremennoj pedagogiki / X. S. Shagbanova // Obrazovanie i pravo. — 2023. — № 2. — S. 315–320. — DOI: 10.24412/2076-1503-2023-2-315-320 — EDN: SQEJYQ
21. 24. Golosova, O. G. Strategies of behavior in conflict among students of different specialties / O. G. Golosova // Psychological Studio : Collection of scientific articles by students, undergraduates, postgraduates of the Department of Psychology of the P
22. 25. Janzakova, M. Formation of readiness of future special teachers for professional activity by means of coaching technology / M. Janzakova, D. Zholdasbekova, A. Zholdasbekov // Journal of Educational Sciences. — 2023. — Vol. 74, № 1. — DOI: 10.26577/jes
23. 26. Pak, S. N. The essence of health-saving pedagogy for the formation of a safe educational environment / S. N. Pak, J. A. Buzurmankulova // Current Issues of Education and Science. — 2021. — Vol. 2, № 72. — P. 72–74. — EDN: FGHFOH
24. 27. Tereshchenko, Yu. A. Higher education as the basis of professional success of a teacher / Yu. A. Tereshchenko // Modern Education of Vitebsk Region. — 2022. — Vol. 3, № 37. — P. 13–15. — EDN: MPCMDC
25. 28. Zyazulkin, P. V. Development of communicative competence of a teacher / P. V. Zyazulkin // Modern education of Vitebsk region. — 2021. — Vol. 1, № 31. — P. 16–18. — EDN: BTWGCL
26. 1. Алешкин, Н. И. Психологическая диагностика межличностного познания студентов с неблагополучием в общении в форме межличностного конфликта / Н. И. Алешкин, Л. Ф. Сербина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2023.
27. Aleshkin, N. I. Psixologicheskaya diagnostika mezhlichnostnogo poznaniya studentov s neblagopoluchiem v obshhenii v forme mezhlichnostnogo konflikta / N. I. Aleshkin, L. F. Serbina // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina
28. 2. Баляев, С. И. Особенности проявления внутриличностных конфликтов у студентов различных направлений подготовки / С. И. Баляев, С. Н. Никишов, В. О. Куркина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10, № 3. — EDN: UVJLGW
29. Balyaev, S. I. Osobennosti proyavleniya vnutrilichnostny`x konfliktov u studentov razlichny`x napravlenij podgotovki / S. I. Balyaev, S. N. Nikishov, V. O. Kurkina // Mir nauki. Pedagogika i psixologiya. — 2022. — T. 10, № 3. — EDN: UVJLGW
30. 3. Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы исследований здоровьесбережения в образовательной среде вуза : теоретический обзор / А. Г. Бермус // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2023. — Т. 8, № 1. — С. 1–12. — DOI: 10.30853/ped20220221 — EDN: ZJSDYE
31. Bermus, A. G. Problemy` i perspektivy` issledovanij zdorov`esberezheniya v obrazovatel`noj srede vuza : teoreticheskij obzor / A. G. Bermus // Pedagogika. Voprosy` teorii i praktiki. — 2023. — T. 8, № 1. — S. 1–12. — DOI: 10.30853/ped20220221 — EDN: ZJSDY
32. 4. Бухтоярова, Е. А. Критериально-уровневая оценка готовности будущих педагогов к деятельности по проектированию психологически безопасной образовательной среды / Е. А. Бухтоярова // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2024. — № 1 (227). — С
33. Buxtoyarova, E. A. Kriterial`no-urovnevaya ocenka gotovnosti budushhix pedagogov k deyatel`nosti po proektirovaniyu psixologicheski bezopasnoj obrazovatel`noj sredy` / E. A. Buxtoyarova // Ucheny`e zapiski Universiteta im. P. F. Lesgafta. — 2024. — № 1 (2
34. 5. Василевская, Л. В. Профессиональное выгорание преподавателя высшей школы как фактор риска безопасности образовательной среды / Л. В. Василевская // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. —
35. Vasilevskaya, L. V. Professional`noe vy`goranie prepodavatelya vy`sshej shkoly` kak faktor riska bezopasnosti obrazovatel`noj sredy` / L. V. Vasilevskaya // Nauchny`e trudy` Respublikanskogo instituta vy`sshej shkoly` . Istoricheskie i psixologo-pedagogic
36. 6. Индивидуально-ориентированные здоровьесберегающие технологии в вузе на примере компьютерной программы «Паспорт здоровья» / Е. С. Барышева, П. А. Болдырев, О. А. Науменко [и др.] // Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 1. — С. 10. — DOI
37. Individual`no-orientirovanny`e zdorov`esberegayushhie texnologii v vuze na primere komp`yuternoj programmy` «Pasport zdorov`ya» / E. S. Bary`sheva, P. A. Boldy`rev, O. A. Naumenko [i dr.] // Sovremenny`e problemy` nauki i obrazovaniya. — 2021. — № 1. — S.
38. 7. Казначеев, В. А. Педагогические особенности профилактики межличностных конфликтов, возникающих в образовательной среде студентов / В. А. Казначеев // Вестник Самарского юридического института. — 2020. — № 5 (41). — С. 93–96. — DOI: 10.37523/SUI.2020.41
39. Kaznacheev, V. A. Pedagogicheskie osobennosti profilaktiki mezhlichnostny`x konfliktov, voznikayushhix v obrazovatel`noj srede studentov / V. A. Kaznacheev // Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta. — 2020. — № 5 (41). — S. 93–96. — DOI: 10.37523/ SU
40. 8. Кибыш, А. И. Педагогика безопасности в эпоху нестабильности и перемен / А. И. Кибыш // Современное педагогическое образование. — 2020. — № 9. — С. 4–10. — EDN: UNLFXX
41. Kiby`sh, A. I. Pedagogika bezopasnosti v e`poxu nestabil`nosti i peremen / A. I. Kiby`sh // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. — 2020. — № 9. — S. 4–10. — EDN: UNLFXX
42. 9. Киселева, Т. В. Психологическая безопасность и комфортность образовательной среды вуза (опыт эмпирического исследования) / Т. В. Киселева // Научный поиск: личность, образование, культура. — 2024. — № 1 (51). — С. 52–58. — DOI: 10.54348/ SciS.2024.1.8
43. Kiseleva, T. V. Psixologicheskaya bezopasnost` i komfortnost` obrazovatel`noj sredy` vuza (opy`t e`mpiricheskogo issledovaniya) / T. V. Kiseleva // Nauchny`j poisk: lichnost`, obrazovanie, kul`tura. — 2024. — № 1 (51). — S. 52–58. — DOI: 10.54348/SciS.202
44. 10. Костина, Л. А. Моделирование центра психологической поддержки студентов и сотрудников медицинского вуза / Л. А. Костина, Л. М. Миляева, А. С. Куликова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11, № 6. — URL: <a href="https://mir-nauki." target="_blank">https://mir-nauki.</a> com/PDF/66PDM
45. Kostina, L. A. Modelirovanie centra psixologicheskoj podderzhki studentov i sotrudnikov medicinskogo vuza / L. A. Kostina, L. M. Milyaeva, A. S. Kulikova // Mir nauki. Pedagogika i psixologiya. — 2023. — T. 11, № 6. — URL: <a href="https://mir-nauki.com/" target="_blank">https://mir-nauki.com/</a> PDF/66PDM
46. 11. Кухарев, Ю. С. О практике противодействия идеологии экстремизма среди студентов вузов / Ю. С. Кухарев // Педагогический журнал. — 2023. — Т. 13, № 1/1. — С. 405–411. — DOI: 10.34670/AR.2023.21.19.047 — EDN: BUOXXJ
47. Kuxarev, Yu. S. O praktike protivodejstviya ideologii e`kstremizma sredi studentov vuzov / Yu. S. Kuxarev // Pedagogicheskij zhurnal. — 2023. — T. 13, № 1/1. — S. 405–411. — DOI: 10.34670/AR.2023.21.19.047 — EDN: BUOXXJ
48. 12. Лаптева, Н. В. Региональные особенности реализации государственной политики в сфере высшего образования в Российской Федерации : дис. … канд. полит. наук : 5.5.3 / Лаптева Наталья Владимировна. — Саратов, 2023. — 233 с.
49. Lapteva, N. V. Regional`ny`e osobennosti realizacii gosudarstvennoj politiki v sfere vy`sshego obrazovaniya v Rossijskoj Federacii : dis. … kand. polit. nauk : 5.5.3 / Lapteva Natal`ya Vladimirovna. — Saratov, 2023. — 233 s.
50. 13. Макарова, М. Н. Теоретико-методологические основания анализа влияния лидеров мнений в онлайн-среде / М. Н. Макарова, Н. С. Ладыжец // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2023. — Т. 29, № 3.
51. Makarova, M. N. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya analiza vliyaniya liderov mnenij v onlajn-srede / M. N. Makarova, N. S. Lady`zhecz // Izvestiya Ural`skogo federal`nogo universiteta. Seriya 1: Problemy` obrazovaniya, nauki i kul`tury` . — 2023. — T.

Остальные статьи