Дата публикации: 01.04.2024

Трансформация образования: стратегия деконструкции

Аннотация

В статье рассматривается проблема трансформации системы образования в условиях распространения технологий искусственного интеллекта и цифровизации. Демонстрируется, что проблемы, выделяемые как ключевые для современного образования, не являются специфическими проблемами современности. В связи с этим предлагается рассматривать необходимую трансформацию современного образования не как ее радикальное преобразование и создание принципиально новой системы, но как деконструкцию ее оснований. «Деконструкция», согласно определению Ж. Деррида, предполагает, с одной стороны, обращение к истокам, к традиции в самом ее основании и выявление наиболее значимых компонентов этой традиции, а с другой стороны, критический пересмотр современного состояния проблемы с точки зрения этих истоков, что представляется наиболее адекватным состоянию дел в современном образовании и стоящим перед ним задачам.




Мнения специалистов по поводу сегодняшнего состояния системы образования и характера необходимых ей изменений разнятся. Для части работ, посвященных образованию и выходящих в 2000–2021 гг., характерны указание на радикальность фиксируемых изменений (как в системе образования и в образовательном процессе, так и в обществе в целом), необходимость создания принципиально новых моделей, метафоры «перелома», «прыжка», рассуждения о «кризисе» и «падении» образования и т. д. [17; 19; 32]. Их авторы склонны трактовать состояние современного образования как критическое и связывать этот кризис с принципиально новыми социокультурными явлениями.

Однако при более внимательном рассмотрении основных тенденций, которые отмечают различные исследователи как характеризующие данный кризис, обнаруживается, что в большинстве своем они вовсе не новы для образования. Кроме того, некоторые исследователи указывают на то, что определенные кризисы в развитии системы образования и ее согласовании с общественными установками случаются периодически и можно усмотреть даже циклический характер реформ, направленных на выход из подобных кризисов, в истории общества [2; 3; 4; 5; 7; 16; 18; 22].

В одной из лучших современных работ по проблемам образования «Колледж. Каким он был, стал и должен быть» философ и преподаватель Колумбийского университета Эндрю Дельбанко замечает: «Бывший президент Принстона Уильям Боуэн держит у себя на столе алебастровый календарь, на котором высечено высказывание натуралиста Джона Берроуза: “Времена всегда новые. Старые времена нам не удержать”1.

Это хороший совет. И все-таки в каких-то фундаментальных вещах колледжи очень мало меняются. Их новые президенты очень быстро выясняют, что очутились в том институте Америки, который меняется медленнее всего — даже медленнее почты» [8, с. 21]. И при анализе современных проблем в сфере образования этот факт обязательно следует учитывать.

Список литературы

1. 17. Образование после пандемии: падение или подготовка к прыжку? / В. В. Болгова, М. А. Гаранин, Е. А. Краснова, Л. В. Христофорова // Высшее образование в России. — 2021. — Т. 30, № 7. — С. 9–30. — DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-9-30
2. Obrazovanie posle pandemii: padenie ili podgotovka k pry`zhku? / V. V. Bolgova, M. A. Garanin, E. A. Krasnova, L. V. Xristoforova // Vy`sshee obrazovanie v Rossii. — 2021. — T. 30, № 7. — S. 9–30. — DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-9-30
3. 18. Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки (конец XIX–XX вв.) : монография / под ред. М. В. Богуславского. — Москва : ИТИП РАО : Изд. центр ИЭТ, 2012. — 500 с.
4. Preemstvennost` i novatorstvo v razvitii osnovny`x napravlenij otechestvennoj pedagogicheskoj nauki (konecz XIX–XX vv.) : monografiya / pod red. M. V. Boguslavskogo. — Moskva : ITIP RAO : Izd. centr IE`T, 2012. — 500 s.
5. 19. Радаев, В. В. Преподавание в кризисе / В. В. Радаев. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. — 200 с.
6. Radaev, V. V. Prepodavanie v krizise / V. V. Radaev. — Moskva : Izd. dom Vy`sshej shkoly` e`konomiki, 2023. — 200 s.
7. 20. Розанов, В. В. Три главные принципа образования / В. В. Розанов // Сумерки просвещения. — Санкт-Петербург, 1899. — С. 83–93.
8. Rozanov, V. V. Tri glavny`e principa obrazovaniya / V. V. Rozanov // Sumerki prosveshheniya. — Sankt-Peterburg, 1899. — S. 83–93.
9. 21. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж.-Ж. Руссо ; пер. с фр. М. А. Энгельгардта. — Санкт-Петербург : Газ. «Шк. и жизнь», 1912. — 491 с.
10. Russo, Zh.-Zh. E`mil`, ili O vospitanii / Zh.-Zh. Russo ; per. s fr. M. A. E`ngel`gardta.— Sankt-Peterburg : Gaz. «Shk. i zhizn`», 1912. — 491 s.
11. 22. Стратегии реформирования и модернизации российского образования в первой трети XX века : монография / под ред. М. В. Богуславского. — Москва : ИСРО РАО, 2017. — 170 с.
12. Strategii reformirovaniya i modernizacii rossijskogo obrazovaniya v pervoj treti XX veka : monografiya / pod red. M. V. Boguslavskogo. — Moskva : ISRO RAO, 2017. — 170 s.
13. 23. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. — Москва : Ad Marginem, 1997. — 452 с.
14. 24. Хайдеггер, М. Кант и проблема метафизики / М. Хайдеггер ; пер. с нем., послесл. О. В. Никифорова. — Москва : Логос, 1997. — 196 с.
15. Xajdegger, M. Kant i problema metafiziki / M. Xajdegger ; per. s nem., poslesl. O. V. Nikiforova. — Moskva : Logos, 1997. — 196 s.
16. 25. Чанбарисов, Ш. X. Формирование советской университетской системы (1917—1938 гг.) / Ш. Х. Чанбарисов. — Уфа : Башкирское книжное изд-во, 1973. — 472 с.
17. Chanbarisov, Sh. X. Formirovanie sovetskoj universitetskoj sistemy` (1917—1938 gg.) / Sh. X. Chanbarisov. — Ufa : Bashkirskoe knizhnoe izd-vo, 1973. — 472 s.
18. 26. Чем дальше — тем тревожнее: как меняется чувство благополучия студентов за время учебы. — URL: <a href="https://ioe.hse.ru/news/799743986.html" target="_blank">https://ioe.hse.ru/news/799743986.html</a> (дата обращения: 04.05.2024).
19. Chem dal`she — tem trevozhnee: kak menyaetsya chuvstvo blagopoluchiya studentov za vremya ucheby`. — URL: <a href="https://ioe.hse.ru/news/799743986.html" target="_blank">https://ioe.hse.ru/news/799743986.html</a> (data obrashheniya: 04.05.2024).
20. 27. Beecher Stowe, H. My Wife and I or Harry Henderson’s history / H. Beecher Stowe. — New York : J. B. Ford, 1871. — 519 р.
21. 28. Bowen, W. Preface / W. Bowen // Jefferson and Education / ed. by J. L. Wagoner, Jr. — Chapel Hill, 2004. — Р. 11–12.
22. 29. Callahan, D. The Cheating Culture : Why More Americans Are Doing Wrong to Get Ahead / D. Callahan. — New York : Harcourt, 2004. — 353 p.
23. 30. Hutchins, R. M. The Higher Learning in America / R. M. Hutchins. — New Haven, CT : Yale University Press, 1936. — 119 р.
24. 31. Lewis, H. Excellence without a Soul : How a Great University Forgot Education / H. Lewis. — New York : Public Affairs, 2006. — 328 р.
25. 32. Nieto, S. Public Education in the XX Century and Beyond : High Hopes, Broken Promises and an Uncertain Future / S. Nieto // Harvard Educational Review. — 2005. — Vol. 75, № 1. — Р. 43–64.
26. 33. Wasting the Best and the Brightest : Substance Abuse at America’s Colleges and Universities. — New York : Columbia University Press, 2007. — 243 p.
27. 1. Багдасарьян, Н. Г. От компетентностной модели специалиста-инженера к STEM-образованию, или… Вперед в прошлое? / Н. Г. Багдасарьян, Р. М. Петрунева, В. Д. Васильева // Высшее образование в России. — 2022. — Т. 31, № 5. — С. 67–83.
28. Bagdasar`yan, N. G. Ot kompetentnostnoj modeli specialista-inzhenera k STEMobrazovaniyu, ili… Vpered v proshloe? / N. G. Bagdasar`yan, R. M. Petruneva, V. D. Vasil`eva // Vy`sshee obrazovanie v Rossii. — 2022. — T. 31, № 5. — S. 67–83.
29. 2. Бермус, А. Г. Модернизация образования: философия, политика, культура / А. Г. Бермус. — Москва : Канон+ : РООИ «Реабилитация», 2008. — 384 с.
30. Bermus, A. G. Modernizaciya obrazovaniya: filosofiya, politika, kul`tura / A. G. Bermus. — Moskva : Kanon+ : ROOI «Reabilitaciya», 2008. — 384 s.
31. 3. Богуславский, М. В. Очерки истории отечественного образования XIX–XX веков / М. В. Богуславский. — Москва : Изд-во Московского культурологического лицея, 2002. — 96 с.
32. Boguslavskij, M. V. Ocherki istorii otechestvennogo obrazovaniya XIX–XX vekov / M. V. Boguslavskij. — Moskva : Izd-vo Moskovskogo kul`turologicheskogo liceya, 2002. — 96 s.
33. 4. Богуславский, М. В. Российское образование на переломе эпох / М. В. Богуславский. — Ростов-на-Дону : РГПУ, 2002. — 244 с.
34. Boguslavskij, M. V. Rossijskoe obrazovanie na perelome e`pox / M. V. Boguslavskij. — Rostov-na-Donu : RGPU, 2002. — 244 s.
35. 5. Богуславский, М. В. Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий (в отечественной педагогике второй половины XX века) / М. В. Богуславский. — Москва : ИТИП РАО, 2008. — 130 с.
36. Boguslavskij, M. V. Innovacionny`j potencial razrabotki teorii soderzhaniya obrazovaniya i obrazovatel`ny`x texnologij (v otechestvennoj pedagogike vtoroj poloviny` XX veka) / M. V. Boguslavskij. — Moskva : ITIP RAO, 2008. — 130 s.
37. 6. Гессен, С. И. Мировоззрение и образование / С. И. Гессен. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> roerich-lib.ru/gessen/6635-mirovozzrenie-i-obrazovanie (дата обращения: 04.05.2024).
38. Gessen, S. I. Mirovozzrenie i obrazovanie / S. I. Gessen. — URL: <a href="https://roerich-lib." target="_blank">https://roerich-lib.</a> ru/gessen/6635-mirovozzrenie-i-obrazovanie (data obrashheniya: 04.05.2024).
39. 7. Горшков, М. К. Непрерывное образование в контексте модернизации / М. К. Горшков, Г. А. Ключарев. — Москва : ИС РАН : ФГНУ ЦСИ, 2011. — 232 с.
40. Gorshkov, M. K. Neprery`vnoe obrazovanie v kontekste modernizacii / M. K. Gorshkov, G. A. Klyucharev. — Moskva : IS RAN : FGNU CzSI, 2011. — 232 s.
41. 8. Дельбанко, Э. Колледж. Каким он был, стал и должен быть / Э. Дельбанко ; пер. с англ. И. Кушнаревой под науч. ред. А. Васильевой. — Москва : Изд. дом ВШЭ, 2015. — 254 с.
42. Del`banko, E` . Kolledzh. Kakim on by`l, stal i dolzhen by`t` / E` . Del`banko ; per. s angl. I. Kushnarevoj pod nauch. red. A. Vasil`evoj. — Moskva : Izd. dom VShE`, 2015. — 254 s.
43. 9. Деррида, Ж. Письмо к японскому другу / Ж. Деррида // Вопросы философии. — 1992. — № 4. — С. 53–58.
44. Derrida, Zh. Pis`mo k yaponskomu drugu / Zh. Derrida // Voprosy` filosofii. — 1992. — № 4. — S. 53–58.
45. 10. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. — Москва : Республика, 1993. — 430 с.
46. Il`in, I. A. Put` k ochevidnosti / I. A. Il`in. — Moskva : Respublika, 1993. — 430 s.
47. 11. Как обеспечить индивидуализацию обучения? // Аккредитация в образовании. — URL: <a href="https://akvobr.ru/new/publications/324" target="_blank">https://akvobr.ru/new/publications/324</a> (дата обращения: 04.05.2024).
48. Kak obespechit` individualizaciyu obucheniya? // Akkreditaciya v obrazovanii. — URL: <a href="https://akvobr.ru/new/publications/324" target="_blank">https://akvobr.ru/new/publications/324</a> (data obrashheniya: 04.05.2024).
49. 12. Карпачёв, М. Д. Коренная реорганизация университетов в СССР в 1929–1933 гг. (по материалам Воронежского государственного университета) / М. Д. Карпачёв // Новое прошлое. — 2016. — № 2. — С. 121–136.
50. Karpachyov, M. D. Korennaya reorganizaciya universitetov v SSSR v 1929–1933 gg. (po materialam Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta) / M. D. Karpachyov // Novoe proshloe. — 2016. — № 2. — S. 121–136.
51. 13. Козолупенко, Д. П. Дифференцированная модель воспитания и складывание индивидуальной идентичности в мифопоэтических обществах. Часть 1 / Д. П. Козолупенко // Известия Российской академии образования. 2022. № 2 (58). С. 6882. DOI: 10.51944/20738498_202
52. Kozolupenko, D. P. Differencirovannaya model` vospitaniya i sklady`vanie individual`noj identichnosti v mifopoe`ticheskix obshhestvax. Chact` 1 / D. P. Kozolupenko // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2022. № 2 (58). S. 6882. DOI: 10.51944/20738
53. 14. Король, А. Д. Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века / А. Д. Король, Ю. И. Воротницкий // Высшее образование в России. — 2022. — Т. 31, № 6. — С. 48–61. — DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-48-61
54. Korol`, A. D. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya i vy`zovy` XXI veka / A. D. Korol`, Yu. I. Vorotniczkij // Vy`sshee obrazovanie v Rossii. — 2022. — T. 31, № 6. — S. 48–61. — DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-48-61
55. 15. Культ и инфляция высшего образования. Зачем в России всем нужны дипломы и почему они ничего не значат // «Выпуск-90» — это спецпроект «Теорий и практик» и Фонда Егора Гайдара. — 1994. — URL: <a href="https://special.theoryandpractice.ru/education-cult" target="_blank">https://special.theoryandpractice.ru/education-cult</a> (дата об
56. Kul`turno-istoricheskie osnovy` razvitiya otechestvennogo obrazovaniya
57. 16. Культурно-исторические основы развития отечественного образования и педагогики второй половины ХХ — начала ХХI вв. / М. В. Богуславский, Т. М. Богуславская, К. Ю. Милованов, А. В. Овчинников // Проблемы современного образования. — 2020. — № 3. — С. 93
58. Kul`t i inflyaciya vy`sshego obrazovaniya. Zachem v Rossii vsem nuzhny` diplomy` i pochemu oni nichego ne znachat // «Vy`pusk-90» — e`to speczproekt «Teorij i praktik» i Fonda Egora Gajdara. — 1994. — URL: <a href="https://special.theoryandpractice.ru/education-cu" target="_blank">https://special.theoryandpractice.ru/education-cu</a>

Остальные статьи