Дата публикации: 01.04.2024

Автоматизированная система объективной мониторинговой оценки установленных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования личностных результатов воспитания как социально ориентированных soft skills (универсальных компетентно

Аннотация

Статья является продолжением представления первого опыта (прецедента) инструментального обеспечения объективной (стандартизированной) оценки личностных результатов воспитания, установленных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования на основе использования разработанной под руководством автора статьи автоматизированной технологии, предназначенной для мониторинговой оценки работы школ в аспекте данных результатов как социально ориентированных soft skills (универсальных компетентностей). Приведены: система критериев оценки личностных результатов воспитания (на примере основного общего образования), определяющая содержание оценивания с помощью данной технологии; характеристика методов объективной оценки и реализующих их конкретных методик оценки, входящих в состав технологии.




В соответствии с требованиями к научно и нормативно обоснованному содержанию оценки личностных результатов (ЛР) (ЛР по направлениям воспитательного процесса, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) начального, основного и среднего общего образования и выраженных в первую очередь в характеристиках социально значимых установок и умений, отражающих традиционные российские ценности, определенные в Конституции Российской Федерации, а также в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [14] и Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 г. № 809 [15]), приведенными в части 1 настоящей статьи [12], в оценочной технологии «Автоматизированная система объективной мониторинговой оценки установленных ФГОС общего образования личностных результатов воспитания как социально ориентированных soft skills (универсальных компетентностей)» [5; 7; 11] (далее — Технологии), разработанной научным коллективом под руководством С. В. Климина, содержание этой оценки реализовано как подсистема показателей и детализирующих их критериев (в рамках Технологии — целостной системы). Эти показатели и критерии дифференцированы, как указано в части 1 статьи [12], по трем основным уровням проявления результатов образования, соответствующим уровням развития сознания и деятельности:

1) познавательному (рациональному), проявляемому в мыследеятельности обучающихся;

2) эмоционально-чувственному, проявляемому в эмоциональных реакциях обучающихся на соответствующие значимые для тех или иных конкретных личностных результатов, воспринимаемые обучающимися события;

3) действенному (также в практике называемому деятельностным или поведенческим), проявляемому в поведенческих актах обучающихся в ситуациях, значимых для тех или иных конкретных личностных результатов [1; 2; 11].

Очевидно, что для характеристики результативности воспитания наиболее практически важными являются показатели и критерии 2-го и 3-го уровней. К основным реализованным в рамках базовой версии Технологии из таких показателей (групп критериев оценки) и критериев относятся следующие (приводится на примере основного общего образования во фрагментах) (таблица).

Список литературы

1. 13. Примерная программа воспитания и социализации учащихся начальной школы / cост. С. В. Дармодехин, И. В. Вагнер, С. В. Климин [и др.]. — Москва : Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания, 2011. — 52 с.
2. Klimina, T. G. K probleme psixologicheskoj diagnostiki lichnostny`x rezul`tatov duxovno-nravstvennogo razvitiya, vospitaniya dlya vneshnej
3. ocenki vy`polneniya sootvetstvuyushhix trebovanij FGOS nachal`nogo obshhego obrazovaniya / T. G. Klimina // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. — 2012. — № 4. — URL: <a href="http://www.iuorao." target="_blank">http://www.iuorao.</a> ru/05-06-2010-00 (data obrashheniya: 07.06.2024).
4. 10. Летягин, А. А. Об оптимальных средствах оценки влияния интеллектуального развития в ходе обучения на результаты воспитания, применяемых в мониторинге современного воспитательного процесса в образовательных учреждениях / А. А. Летягин // Организация мо
5. Letyagin, A. A. Ob optimal`ny`x sredstvax ocenki vliyaniya intellektual`nogo razvitiya v xode obucheniya na rezul`taty` vospitaniya, primenyaemy`x v monitoringe sovremennogo vospitatel`nogo processa v obrazovatel`ny`x uchrezhdeniyax / A. A. Letyagin // Or
6. 11. Организация мониторинга воспитательного процесса в образовательных учреждениях: оценка результатов воспитательного компонента образовательной деятельности : метод. реком. / под ред. С. В. Климина. — Москва : ГосНИИ семьи и воспитания РАО, 2004. — 131
7. Organizaciya monitoringa vospitatel`nogo processa v obrazovatel`ny`x uchrezhdeniyax: ocenka rezul`tatov vospitatel`nogo komponenta obrazovatel`noj deyatel`nosti : metod. rekom. / pod red. S. V. Klimina. — Moskva : GosNII sem`i i vospitaniya RAO, 2004. — 1
8. 12. Панарин, А. А. Автоматизированная система объективной мониторинговой оценки установленных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования личностных результатов воспитания как социально ориентированных soft skills (универ
9. Panarin, A. A. Avtomatizirovannaya sistema ob``ektivnoj monitoringovoj ocenki ustanovlenny`x federal`ny`mi gosudarstvenny`mi obrazovatel`ny`mi standartami obshhego obrazovaniya lichnostny`x rezul`tatov vospitaniya kak social`no orientirovanny`x soft skill
10. 9. Климина, Т. Г. К проблеме психологической диагностики личностных результатов духовно-нравственного развития, воспитания для внешней оценки выполнения соответствующих требований ФГОС начального общего образования / Т. Г. Климина // Управление образовани
11. Primernaya programma vospitaniya i socializacii uchashhixsya nachal`noj shkoly` / cost. S. V. Darmodexin, I. V. Vagner, S. V. Klimin [i dr.]. — Moskva : Gosudarstvenny`j nauchno-issledovatel`skij institut sem`i i vospitaniya, 2011. — 52 s.
12. 14. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. — URL: <a href="https://www.consultant.ru/document/" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/</a> cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lx4w7jdd3s573410232 (дата обращения: 07.06.2024).
13. Rossijskaya Federaciya. Zakony` . Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : Federal`ny`j zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. — URL: <a href="https://www.consultant.ru/document/cons_doc_" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/cons_doc_</a> LAW_140174/?ysclid=lx4w7jdd3s573410232 (data obrashheniya: 07.06.2024).
14. 15. Российская Федерация. Президент. (2018 – ; В. В. Путин). Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809. — URL: <a href="http://www.kre" target="_blank">http://www.kre</a>
15. Rossijskaya Federaciya. Prezident. (2018 – ; V. V. Putin). Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po soxraneniyu i ukrepleniyu tradicionny`x rossijskix duxovnonravstvenny`x cennostej : Ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 g. № 809. — URL: <a href="http://www." target="_blank">http://www.</a>
16. 16. Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования / сост. С. В. Дармодехин, И. В. Вагнер, С. В. Климин
17. Trebovaniya k soderzhaniyu i usloviyam vospitaniya, duxovno-nravstvennogo razvitiya obuchayushhixsya v uchrezhdeniyax, realizuyushhix osnovny`e obshheobrazovatel`ny`e programmy` nachal`nogo i osnovnogo obshhego obrazovaniya / sost. S. V. Darmodexin, I. V.
18. 1. Климин, С. В. Парадигмальные подходы к критериям и методам оценки воспитания в системе контроля качества общего образования / С. В. Климин // Воспитание: современные парадигмы : монография / под общ. ред. З. А. Багишаева, А. К. Быкова. — Москва, 2006.
19. Klimin, S. V. O trexmernoj matrice psixologo-pedagogicheskix faktorov obespecheniya socializacii shkol`nikov-podrostkov na osnove differencirovannogo podxoda k ix vospitaniyu / S. V. Klimin // Mir psixologii. — 2021. — № 3 (106). — S. 71–84. — DOI: 10.519
20. 8. Климин, С. В. О трехмерной матрице психолого-педагогических факторов обеспечения социализации школьников-подростков на основе дифференцированного подхода к их воспитанию / С. В. Климин // Мир психологии. — 2021. — № 3 (106). — С. 71–84. — DOI: 10.51944
21. Klimin, S. V. Opy`t optimizacii instrumentariev ocenki lichnostny`x rezul`tatov realizacii FGOS obshhego obrazovaniya / S. V. Klimin, S. Yu. Novoselova // Sovremennoe dopolnitel`noe professional`noe pedagogicheskoe obrazovanie. — 2016. — T. 2, № 2 (6). —
22. 7. Климин, С. В. Опыт оптимизации инструментариев оценки личностных результатов реализации ФГОС общего образования / С. В. Климин, С. Ю. Новоселова // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. — 2016. — Т. 2, № 2 (6). — C. 1–
23. Klimin, S. V. Optimal`ny`e metody` provedeniya ob``ektivnoj vneshnej ocenki kachestva raboty` obshheobrazovatel`ny`x uchrezhdenij v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS / S. V. Klimin // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. — 2013. — № 3. — URL: <a href="http" target="_blank">http</a>
24. 6. Климин, С. В. Оптимальные методы проведения объективной внешней оценки качества работы общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС / С. В. Климин // Управление образованием: теория и практика. — 2013. — № 3. — URL: <a href="http://www.iuor" target="_blank">http://www.iuor</a>
25. Klimin, S. V. Metodologicheskie osnovy`, osobennosti i sostav avtomatizirovanny`x texnologij ob``ektivnoj kompleksnoj ocenki kachestva deyatel`nosti obrazovatel`ny`x uchrezhdenij / S. V. Klimin // Ocenka uchrezhdenij i rabotnikov obrazovaniya: ispol`zovan
26. 5. Климин, С. В. Методологические основы, особенности и состав автоматизированных технологий объективной комплексной оценки качества деятельности образовательных учреждений / С. В. Климин // Оценка учреждений и работников образования: использование информ
27. Klimin, S. V. Sovershenstvovanie organizacii procedur vneshnej ocenki deyatel`nosti obshheobrazovatel`ny`x uchrezhdenij v sootvetstvii s trebovaniyami programmny`x federal`ny`x dokumentov po voprosam modernizacii sfery` obrazovaniya. Chast` 2 / S. V. Klim
28. 4. Климин, С. В. Совершенствование организации процедур внешней оценки деятельности общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями программных федеральных документов по вопросам модернизации сферы образования. Часть 2 / С. В. Климин // Управ
29. Klimin, S. V. Nauchno-teoreticheskie osnovy` sovershenstvovaniya metodov i texnologij vneshnej ocenki kachestva raboty` uchrezhdenij obshhego obrazovaniya v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS / S. V. Klimin // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. —
30. 3. Климин, С. В. Научно-теоретические основы совершенствования методов и технологий внешней оценки качества работы учреждений общего образования в соответствии с требованиями ФГОС / С. В. Климин // Управление образованием: теория и практика. — 2012. — № 4
31. Klimin, S. V. Soderzhanie i metody` ob``ektivnoj ocenki formirovaniya social`noj kompetentnosti v vospitanii shkol`nikov-podrostkov / S. V. Klimin // Mir psixologii. — 2008. — № 3 (55). — S. 149–157.
32. 2. Климин, С. В. Содержание и методы объективной оценки формирования социальной компетентности в воспитании школьников-подростков / С. В. Климин // Мир психологии. — 2008. — № 3 (55). — С. 149–157.
33. Klimin, S. V. Paradigmal`ny`e podxody` k kriteriyam i metodam ocenki vospitaniya v sisteme kontrolya kachestva obshhego obrazovaniya / S. V. Klimin // Vospitanie: sovremenny`e paradigmy` : monografiya / pod obshh. red. Z. A. Bagishaeva, A. K. By`kova. — M

Остальные статьи