Дата публикации: 01.04.2024

Сократ и Платон: как обучить человека добродетели

Аннотация

Платон (427–347 гг. до н. э.), опираясь на идеи своего учителя Сократа (469–399 гг. до н. э.) и развивая их, преодолел его тезис о невозможности обучения добродетели («Менон» и отчасти «Протагор»), был согласен с «мудрейшим из греков» в том, что передать человеку истинное знание, которое лежит в основании добродетели как таковой, в процессе традиционного обучения невозможно. Однако в «Теэтете» он показал, что с его точки зрения обучать добродетели — значит обращаться к душе человека и содействовать развитию внутренней активности ученика, направленной на то, чтобы душа «припоминала» и актуализировала то истинное знание, которое в ней уже содержится. Иными словами, обучать добродетели по Платону — значит поддерживать самостоятельное движение ученика к ней через актуализацию уже имеющегося у человека опыта.




Воспитание добродетельного человека традиционно признается важнейшей педагогической задачей. Утверждая, что «добродетельный человек есть моральный человек, заботящийся прежде всего о своих душевных качествах, или добродетелях» [6, с. 236], В. П. Бездухов обращает внимание на то, что ««добродетель как нравственное качество воспитывается». Он пишет, что именно «в процессе воспитания добродетелей человек как субъект воспитания делается хорошим» [там же, с. 240].

Перед современной российской школой с исключительной остротой стоит проблема воспитания добродетельного, нравственного человека. Школа участвует в воспитании ребенка и подростка вместе с семьей, и, к сожалению, часто направленность воспитательных усилий этих институтов зримо не совпадает. Следует учитывать, что ребенок растет и развивается в потоке множества противоречивых процессов социализации, источниками которых являются и Интернет, и сообщества сверстников, и социально-экономическая ситуация общества, и политические катаклизмы разного уровня и разной направленности. Кроме того, становление школьника происходит в пространстве множества противостоящих друг другу идеологий. Учитывая все сказанное, следует признать, что школа должна уделять особое внимание воспитанию в человеке добродетелей, искать и использовать методы решения возникающих при этом проблем, опираясь на тот богатейший педагогический опыт, который накопило человечество на протяжении веков и тысячелетий.

Сегодня, по мнению О. Л. Каменевой, исключительно «актуальным представляется использование в воспитании понятия добродетель как некоей характеристики человеческого совершенства». Она подчеркивает, что «к этой категории обращаются мыслители всех времен и народов, когда речь идет о нравственности человека и общества» [15, с. 509]. Выдающаяся роль в постановке и решении проблемы обучения добродетели принадлежит Сократу (469–399 гг. до н. э.) и Платону (427–347 гг. до н. э.). Обращение к их наследию может способствовать более глубокому пониманию и решению современных проблем воспитания добродетельного человека. Такой подход в полной мере соответствует существующей в педагогической науке тенденции осмысливать современную педагогическую реальность в контексте историко-педагогического процесса [1; 2; 3; 4].

Добродетель (греч. àpɛtή, лат. virtus, англ. Virtue, нем. Tugend) в самом широком смысле понимается как «положительное нравственное качество человека» [8, с. 175]. Добродетель трактуется как «буквально деятельное добро, делание добра; фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; цельная совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве» [28, с. 74]. Впервые теоретическое осмысление проблемы воспитания добродетельного человека обрело зримые очертания в Древней Греции. По словам О. Г. Дробницкого, «древнегреческим эквивалентом морального качества является термин “ɑretē” (добродетель)». Арете, пишет он, «понимается как природная или благоприобретенная черта индивидуальной природы, глубоко укорененная в душевном складе человека» [10, с. 49–50].

Специфика общественного устройства многих древнегреческих городов-государств (полисов) порождала острые политические проблемы, решение которых предполагало ответы на такие вопросы, как определение путей и способов достижения и поддержания образцового добродетельного поведения (арете) и разработка модели ведущего к нему образования (пайдейя). Термин «арете» широко использовался эллинами. Л. В. Тарасова отмечает, что «в мировоззрении древних греков на протяжении длительного времени существенную роль играло понятие ἀρετή (греч. — добродетель), естественно, несколько изменяя и даже расширяя свое содержание. Именно оно станет основой для системы воспитания гражданина полиса — παιδεία». Л. В. Тарасова обращает внимание на то, что «содержание пайдейи составляли физическое и мусическое воспитание, предел которого определял для себя каждый обучающийся сам». Подчеркивая, что «пайдейя отражала ментальность эллинов», она пишет: «И многообразие философских школ и софистов, предлагавших свои программы и методики обучения, отражает, вероятно, осознанное стремление эллинов к внутренней свободе. Связующим элементом для поливариантной пайдейи был идеал калокагатийного человека. Было бы превратным такое понимание пайдейи, как необходимость изучения некоего набора дисциплин. Первичным моментом воспитания эллинов оставалось прежде всего этическое воспитание. В термине “калокагатия” (καλοκἀγαϑία) καλός означает красоту физическую, а ἀγατός — не интеллектуальную, но нравственную сторону, которая “оттачивалась” в ходе мусического воспитания» [35, с. 46, 49]. Повышенное внимание эллинов к проблеме формирования нравственного, добродетельного человека позволило О. Л. Каменевой, исследовавшей древнегреческую педагогическую традицию, утверждать, что существует «аретический подход в образовании и воспитании (от греч. аrete или др.-греч. ἀρετή — добродетель, совершенство, достоинство)» [15, с. 508]. В этой связи существенно важно подчеркнуть имевшую место у эллинов связь арете с образовательным идеалом. В античной традиции арете — это «термин греческой философии, переводимый обычно как “добродетель”, что, однако, не отражает исходного значения арете — “собранность, слаженность, пригодность” (тот же корень в слове “гармония”…); отсюда одно из основных значений арете — “добродетель”, “хорошее качество”. <…> Через значение “доблесть” (преимущественно воинскую) — качество, от природы присущее герою, а также благородному и достойному человеку, — арете переходит к более отвлеченному значению высокого нравственного качества вообще, для приобретения которого нужны специальные усилия» [27, с. 166–167].

Список литературы

1. Платон / [сост. Г. Б. Корнетов]. — Москва : Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. — 224 с. — (Антология гуманной педагогики).
2. Корнетов, Г. Б. Устное слово и письменная речь в деятельности наставника: педагогическая интерпретация диалога Платона «Федр» в эпоху ИКТ и цифровизации образования : монография / Г. Б. Корнетов ; Министерство образования Московской области, Академия
3. Корнетов, Г. Б. Проблема обучения добродетели в контексте идей Сократа и Платона. Статья 1. Постановкапроблемы.Восхождениекарете / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2023. — № 6. — С. 18–29.
4. Кремер, Г. И. Арете по Платону и Аристотелю / Г. И. Кремер ; пер. с нем. Д. В. Скляднева. — Санкт-Петербург : ИМХО-ПРЕСС, 2014. — 479 с.
5. Майевтика. — URL: <a href="https://bigenc.ru/c/maievtika-9735e1" target="_blank">https://bigenc.ru/c/maievtika-9735e1</a> (дата обращения: 04.03.2024).
6. Мочалова, И. Н. Можно ли научиться добродетели (Софисты, Исократ и Платон о воспитании) / И. Н. Мочалова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2014. — Т. 15, вып. 4. — С. 44–50.
7. Никишов, С. Н. Память в представлениях мыслителей Древней Греции / С. Н. Никишов // Инженерные технологии и системы. — 2007. — № 2. — С. 73–75.
8. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Институт философии РАН ; Национальный общественно-научный фонд ; науч.-ред. совет: В. С. Степин [и др.]. — Москва : Мысль, 2010. — Т. 1. А — Д. — 744 с.
9. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — Москва : Большая российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
10. Петрова, Г. И. Философские истоки духовной ауры классического университета / Г. И. Петрова // Вестник Томского государственного университета. Серия «Культурология и искусствоведение». — 2013. — № 4 (12). — С. 241–245.
11. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр»: современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 3. Трактовка мифа Платона в российских исследованиях 2000–2010х годов / Г. Б. Корне
12. Платон. Менон / Платон ; пер. с древнегреч. С. А. Ошерова // Собрание сочинений : в 4 т. / общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. ТахоГоди. — Москва, 1990. — Т. 1. — С. 575–612. — (Философское наследие ; т. 112).
13. Платон. Протагор / Платон ; пер. с древнегреч. Вл. С. Соловьева // Собрание сочинений : в 4 т. / общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; вступ. ст. А. Ф. Лосева ; примеч. А.А. ТахоГоди. — Москва, 1990. — Т. 1. — С. 418–476. — (Философское наследие ; т. 112).
14. Платон. Теэтет / Платон ; пер. с древнегреч. Т. В. Васильевой // Собрание сочинений : в 4 т. / общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; примеч. А. Ф. Лосева, А. А. ТахоГоди. — Москва, 1993. — Т. 2. — С. 192–274. — (Философское наследие ; т. 116).
15. Примечания // Собрание сочинений : в 4 т. / Платон ; пер. с древнегреч. ; общ. ред. А. Ф. Лосева [и др.] ; вступ. ст. А. Ф. Лосева ; примеч. А. А. Тахо-Годи. — Москва, 1990. — Т. 1. — С. 682–842. — (Философское наследие ; т. 112).
16. Тарасова, Л. В. От αρετη к παιδεια: сакральные аспекты воспитания гражданина в Древней Греции / Л. В. Тарасова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. — 2017. — № 1. — С
17. Философия науки : учеб. пособие для вузов / под ред. С. А. Лебедева. — Изд. 5-е, перераб. и доп. — Москва : Академический проект : Альма Матер, 2007. — 731 с.
18. Шабельников, В. К. История психологии. Психология души : учеб. для вузов. — 2-е изд. — Москва : Академический проект : Гаудеамус, 2013. — 391 с.
19. Шевцов, К. П. Философия памяти / К. П. Шевцов ; Русская христианская гуманитарная академия. — Санкт-Петербург : Изд-во РХГА, 2018. — 408 с.
20. Ефремова, О. Н. Самость: предпосылки современной дефиниции / О. Н. Ефремова // Национальная ассоциация ученых. — 2015. — № 8/2 (13). — С. 160–163.
21. Астафьева, Е. Н. Задачи и способы постижения педагогического прошлого в контексте проблем теории и практики современного образования / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 3. — С. 31–37.
22. Астафьева, Е. Н. Российские исследователи о познавательном потенциале историко-педагогического знания: второе десятилетие ХХI века / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 6. — С. 36–45.
23. Астафьева, Е. Н. Теория и практика современного образования в пространстве историко-педагогического процесса / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2023. — № 3. — С. 35–39.
24. Беженарь, М. С. Многоаспектность проблемы человека в античной философии в свете учения Сократа / М. С. Беженарь // Культура и цивилизация. — 2022. — № 1 (15). — С. 97–103.
25. Бездухов, В. П. Воспитание добродетельного учащегося как многоплановый процесс / В. П. Бездухов // Самарский научный вестник. — 2022. — Т. 11, № 3. — С. 235–240.
26. Бойко, О. А. Учение Платона о душе / О. А. Бойко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021. — № 10/1 (61). — С. 67–72.
27. Большой толковый словарь русского языка : 120 тысяч слов / под ред. Д. Н. Ушакова. — Москва : Стандарт, 2019. — 896 с.
28. Греческая философия / под ред. М. Канто-Спербер [и др. ; пер. с фр. В. П. Гайдамака]. — Москва : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2006. — Т. 1. — 499 с.
29. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий ; АН СССР, Институт философии. — Москва : Наука, 1977. — 334 с.
30. Астафьева, Е. Н. Изучение педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. — С. 62–66.
31. Зудилина, Н. В. Влияние значений греческого понятия «ἀρετή» на семантику латинского понятия «virtus» как одна из причин полисемантического понятия «виртуальный» в XX–XXI веках / Н. В. Зудилина // Logos et Рraxis. — 2019. — Т. 18, № 1. — С. 5–14.
32. Ивонин, Ю. П. Политическая антропология Платона / Ю. П. Ивонин, О. И. Ивонина // Идеи и идеалы. — 2019. — Т. 11, № 1/1. — С. 103–128.
33. Йегер, В. Пайдейя : Воспитание античного грека : (Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) / В. Йегер ; пер. с нем. М. Н. Ботвинника ; [примеч. И. А. Макарова; Греко-латинский кабинет]. — Москва : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 199
34. Каменева, О. Л. Этика добродетели в педагогике: совершенство как цель нравственного воспитания / О. Л. Каменева // Педагогический журнал. — 2019. — Т. 9, № 1А. — С. 508–517.
35. Корнетов, Г. Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли» : учеб. пособие : в 2 ч. / Г. Б. Корнетов ; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Ч. 1. С древнейших времен до к
36. Корнетов, Г. Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли» : учеб. пособие : в 2 ч. / Г. Б. Корнетов ; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. — Ч. 2. XIX–XX вв. — 3-е изд., п
37. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр»: современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 1. Содержание мифа Платона об изобретении письменности и его актуализация в эпоху и
38. Корнетов, Г. Б. Миф об изобретении письменности в диалоге Платона «Федр»: современное осмысление идеи Сократа и Платона о преимуществе устного слова в обучении. Статья 2. Трактовка мифа Платона в работах Ж. Деррида и М. Фуко / Г. Б. Корнетов // Иннова

Остальные статьи