Дата публикации: 01.04.2024

Роль семьи в профильном образовании детей и молодежи: ориентация на региональные рынки труда

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы воспитания старшеклассников в системе профильного образования с ориентацией на региональные рынки труда и определена значимая роль семьи в процессе подготовки современного специалиста на довузовском этапе. Обоснованы требования к формированию организационно-педагогических условий профильной подготовки старшеклассников с учетом профессиональных интересов семьи.




Система профильного образования с ориентацией на рынки труда в современной России формируется на концептуальных основах воспитания и базовых принципах решения возрастных задач развития детей и молодежи. В педагогической науке профильная подготовка детей и подростков обычно рассматривается с социально-психологической, организационно-управленческой и экономической точек зрения, где предпрофессиональные отношения субъектов профилизации связаны с культурными и духовно-нравственными ценностями.

Самореализация подростка, включенного в активную предпрофессиональную деятельность, осуществляемую в профильной школе совместно с социальными партнерами, связана с процессами межкультурных коммуникаций, поликультурным воспитанием и ценностными личностно-профессиональными ориентирами. В педагогической науке исследование влияния ценностных профессиональных ориентиров семьи на будущую профессию старшеклассника основано на применении базовых методологических подходов: культурологического (Е. В. Бондаревская, Н. К. Карпова, Л. И. Лурье), системно-деятельностного (А. Г. Асмолов, Г. Н. Сериков, В. Д. Шадриков), антропологического (Н. П. Бехтерева, И. В. Блауберг, А. Н. Леонтьев, К. Д. Ушинский, Э. Г. Юдин), синергетического (А. И. Бочкарев, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, Г. Хакен).

Сложные системы, к которым, несомненно, относится система профильного образования, рассматриваемая в условиях изменения региональных рынков труда, характеризуются признаками самоорганизации, нелинейности, открытости. Неравновесность компонентов системы профильного образования (методического, технологического, организационно-управленческого, предметно-научного), функционирующей на современном этапе в рамках цифровой трансформации общества, определяет ее синергетический потенциал. Такой факт находит подтверждение в исследованиях С. П. Капицы, С. П. Курдюмова, Г. Г. Малинецкого [4], Л. И. Лурье [7]. Представляется важным указать яркое синергетическое свойство системы развития профильного образования в условиях изменения региональных рынков труда, проявляющееся в адекватной самореализации молодого человека посредством конструирования себя и своего будущего. Е. Н. Князева [5], рассматривая принципы побуждающего обучения, говорит об активном строительстве и перестраивании себя и своей ближайшей социальной среды, что, безусловно, определяет ценностное отношение к самому себе, своим близким (семье, друзьям, одноклассникам), выбору своего пути развития и будущей трудовой деятельности.

Необходимо учитывать ценностные профессиональные ориентиры семьи при формировании начального профессионального самоопределения подростка, конструировании его профессионально-образовательного маршрута с учетом изменения кадрового потенциала региона, что имеет синергетический эффект в модернизации и развитии технологической отрасли страны и обеспечении регионов новыми высококвалифицированными кадрами.

Формирование профессионально-образовательной среды современной профильной школы связано с проектированием социального пространства, с задействованием культурно-исторических особенностей региона или местности, в которой постоянно проживают и обучаются старшеклассники. Такие значимые средовые компоненты определяют качество развития системы довузовской подготовки, ее профессиональный ориентир на региональные рынки труда, что позволяет говорить о ценностном отношении семьи и общества к подготовке будущих специалистов, развитию их духовно-нравственной культуры, личностно-профессиональному самосовершенствованию, начальному профессиональному самоопределению.

Список литературы

1. Ануфриева, Ю. В. Аксиологические основы научно-методической поддержки профессионального самоопределения будущих специалистов в системе «школа-вуз» : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Ануфриева Юлия Валерьевна. — Новосибирск, 2019. — 462 с.
2. Егорова, Г. И. Процесс воспитания современной молодежи в параметрах полипарадигмальности теории и практики / Г. И. Егорова // «Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании» : XXV Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 190-летию Дмит
3. Ермакова, Т. И. Образовательная деятельность технического вуза: синергетический подход / Т. И. Ермакова, С. В. Ратафьев // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 3. — URL: <a href="https://science-education.ru/ru/article/view?id=24665" target="_blank">https://science-education.ru/ru/article/view?id=24665</a> &ysclid=lw0
4. Капица, С. П. Синергетика и прогнозы будущего / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. — 3-е изд. — Москва : УРСС, 2003. — 288 с.
5. Князева, Е. Н. Синергетически конструируемый мир / Е. Н. Князева // Синергетика: будущее мира и России. — Москва, 2008. — URL: <a href="https://spkurdyumov.ru/what/" target="_blank">https://spkurdyumov.ru/what/</a> sinergeticheski-konstruiruemyj-mir/ (дата обращения: 10.05.2024).
6. Котлярова, И. О. Социальное партнерство субъектов образования, культуры, науки и бизнеса в самореализации человека / И. О. Котлярова, Г. Н. Сериков // Социальная педагогика. — 2010. — № 3. — С. 22–27.
7. Лурье, Л. И. Воспитывать — значит созидать жизнь в лучших ее проявлениях / Л. И. Лурье // Образование и наука. — 2014. — № 10 (119). — С. 131–146.
8. Скрипова, Н. Е. Аксиологическая концепция ориентации школьников на рабочие профессии : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Скрипова Надежда Евгеньевна. — Владикавказ, 2016. — 46 с.
9. Слободчиков, В. И. Программа воспитания как общий принцип решения возрастных задач развития детей и подростков (на материале духовно-нравственного воспитания) / В. И. Слободчиков, Т. В. Черникова, К. В. Зелинский // Воспитание школьников. — 2022. — № 5
10. Соколова, С. В. Педагогические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся старших классов к профессиональной деятельности физкультурно-педагогического профиля : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Соколова Светлана Вит
11. Черникова, И. Ю. Организационные модели социально-педагогического сопровождения обучающихся профильной школы / И. Ю. Черникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Пермь : Титул, 2022. — 358 с.

Остальные статьи