Роль семьи в профильном образовании детей и молодежи: ориентация на региональные рынки труда
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы воспитания старшеклассников в системе профильного образования с ориентацией на региональные рынки труда и определена значимая роль семьи в процессе подготовки современного специалиста на довузовском этапе. Обоснованы требования к формированию организационно-педагогических условий профильной подготовки старшеклассников с учетом профессиональных интересов семьи.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 02/2024 |
Страницы | 52-58 |
УДК | 376.1;37.047 |
DOI | 10.51944/20738498_2024_2_52 |
Система профильного образования с ориентацией на рынки труда в современной России формируется на концептуальных основах воспитания и базовых принципах решения возрастных задач развития детей и молодежи. В педагогической науке профильная подготовка детей и подростков обычно рассматривается с социально-психологической, организационно-управленческой и экономической точек зрения, где предпрофессиональные отношения субъектов профилизации связаны с культурными и духовно-нравственными ценностями.
Самореализация подростка, включенного в активную предпрофессиональную деятельность, осуществляемую в профильной школе совместно с социальными партнерами, связана с процессами межкультурных коммуникаций, поликультурным воспитанием и ценностными личностно-профессиональными ориентирами. В педагогической науке исследование влияния ценностных профессиональных ориентиров семьи на будущую профессию старшеклассника основано на применении базовых методологических подходов: культурологического (Е. В. Бондаревская, Н. К. Карпова, Л. И. Лурье), системно-деятельностного (А. Г. Асмолов, Г. Н. Сериков, В. Д. Шадриков), антропологического (Н. П. Бехтерева, И. В. Блауберг, А. Н. Леонтьев, К. Д. Ушинский, Э. Г. Юдин), синергетического (А. И. Бочкарев, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, Г. Хакен).
Сложные системы, к которым, несомненно, относится система профильного образования, рассматриваемая в условиях изменения региональных рынков труда, характеризуются признаками самоорганизации, нелинейности, открытости. Неравновесность компонентов системы профильного образования (методического, технологического, организационно-управленческого, предметно-научного), функционирующей на современном этапе в рамках цифровой трансформации общества, определяет ее синергетический потенциал. Такой факт находит подтверждение в исследованиях С. П. Капицы, С. П. Курдюмова, Г. Г. Малинецкого [4], Л. И. Лурье [7]. Представляется важным указать яркое синергетическое свойство системы развития профильного образования в условиях изменения региональных рынков труда, проявляющееся в адекватной самореализации молодого человека посредством конструирования себя и своего будущего. Е. Н. Князева [5], рассматривая принципы побуждающего обучения, говорит об активном строительстве и перестраивании себя и своей ближайшей социальной среды, что, безусловно, определяет ценностное отношение к самому себе, своим близким (семье, друзьям, одноклассникам), выбору своего пути развития и будущей трудовой деятельности.
Необходимо учитывать ценностные профессиональные ориентиры семьи при формировании начального профессионального самоопределения подростка, конструировании его профессионально-образовательного маршрута с учетом изменения кадрового потенциала региона, что имеет синергетический эффект в модернизации и развитии технологической отрасли страны и обеспечении регионов новыми высококвалифицированными кадрами.
Формирование профессионально-образовательной среды современной профильной школы связано с проектированием социального пространства, с задействованием культурно-исторических особенностей региона или местности, в которой постоянно проживают и обучаются старшеклассники. Такие значимые средовые компоненты определяют качество развития системы довузовской подготовки, ее профессиональный ориентир на региональные рынки труда, что позволяет говорить о ценностном отношении семьи и общества к подготовке будущих специалистов, развитию их духовно-нравственной культуры, личностно-профессиональному самосовершенствованию, начальному профессиональному самоопределению.