Взаимоотношение в европейской истории любви и семьи (размышление культуролога)
Аннотация
В статье обсуждается вопрос, удалось ли в европейской истории привить любовь к древу семьи, причем оба эти феномена автор понимает обобщенно, оговаривая проблематичность подобного подхода. Анализируя становление любви в архаической культуре, концепцию платонической любви, средневековую концепцию куртуазной любви и новоевропейские концепции романтической любви, автор приходит к выводу, что любовь так и не удалось органично соединить с семьей. Он обсуждает причины этого, во многом связанные с несовпадением европейской личности и семьи как социального института. Соответственно в ход идут аргументы как от психологии, так и от социологии. В заключение намечается авторская «концепция креативной любви».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 02/2024 |
Страницы | 34-52 |
УДК | 316.3+392.3 |
DOI | 10.51944/20738498_2024_2_34 |
Речь пойдет о любви родителей, которая существенно влияет на их любовь к детям, а та, в свою очередь, продолжает свое влияние, когда они вырастают. О семье в историческом плане мы будем говорить обобщенно, понимая, однако, условность подобного подхода (ведь так и не решен вопрос, в какой мере многообразие типов любви и семьи можно свести к законосообразному единству).
Читая Ральфа У. Эмерсона «Любовь» или романы Теодора Драйзера, нельзя не согласиться: да, европейская семья основывается на любви. «Проходит время, — пишет Эмерсон, — и становится ясно, что совместная жизнь (которую он понимает как любовь, возвышающую и преображающую всего человека. — В. Р.) — это бесконечная цепь самых разнообразных положений и комбинаций, во всей полноте раскрывающих обоим супругам их возможности, их сильные и слабые стороны. Ведь смысл и назначение такого союза — олицетворять друг для друга человечество» [24, c. 189]. И у Драйзера главные герои вступают в брак на основе романтической любви, правда, в отличие от Эмерсона, несколько раз в течение жизни. Положительно отвечал на вопрос о связи любви и семьи и ваш покорный слуга в своих книгах о любви. В настоящее время я бы не спешил.
Дело в том, что наблюдения за жизнью, включая строгие социологические исследования, говорят о другом: не меньше, если не больше семей, в которых или вообще отсутствует любовь, или она вроде бы вначале была, но куда-то быстро исчезла. Подтверждают этот факт и размышления писателей и ученых. «Я не считаю, — пишет К. С. Льюис, — что без влюбленности соитие нечисто, низко, постыдно. Почти всех наших предков женили родители, и они зачинали детей, повинуясь только животному желанию. И ничего низкого тут не было, а были послушание, честность, страх Божий. При самой же сильной, самой высокой влюбленности соитие может означать жестокость, ложь, измену мужу или другу, нарушение гостеприимства, горе для детей» [4, с. 208]. Вспомним и слова Татьяны:
Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть И гордость, и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. А. С. Пушкин. Евгений Онегин.
Кстати, две из основных причин развода в нашей стране (в 2022 г. на 10 браков было 7 разводов) — это измены супругов, а также несовпадение представлений о жизни и любви [10]. «Почему, — спрашивает известный новосибирский философ Николай Розов, — несмотря на многовековые усилия морали, религии, систем обычного и государственного права, несмотря на большие риски, супружеские измены не прекращаются, причем не только со стороны мужчин, но и со стороны женщин?» [18, с. 126].