Дата публикации: 01.01.2024

Основы интеграции формального, неформального и информального образования в условиях цифровизации

Аннотация

В статье рассматриваются возможности интеграции формального, неформального и информального образования в условиях цифровизации. Приведенный анализ инфраструктуры Республики Саха (Якутия) показывает, что значительная часть школ находится в условиях ограниченности ресурсов, как финансовых, так и материальных, а территориальная удаленность и логистическая труднодоступность нередко становятся барьерами для сохранения и развития уникальных образовательных традиций. Все это, вместе взятое, говорит о необходимости поиска новых методов, форм, средств обучения и воспитания. Все эти новые методы, формы, средства в современном образовании связаны с развитием цифровой образовательной среды.




Современный этап развития общества связан с переходом к цифровой экономике, что повлекло за собой цифровизацию всех общественных институтов, включая систему образования. В принятой в 2016 г. Декларации министров стран под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (Канкун, Мексика) «О цифровой экономике: инновации, рост и социальное благополучие» впервые были сформулированы задачи развития цифровой экономики, подчеркнута «необходимость разработки глобальных технических стандартов, обеспечивающих совместимость и безопасность технологий, основанных на открытом доступе в глобальный Интернет, в том числе по вопросам навыков и образования» [12]. А в 2019 г. в ежегодном послании Президентом РФ В. В. Путиным было предложено «запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики» [2]. Развитием этих положений стал Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» [9].

Названные тренды и подходы оказывают существенное влияние на развитие содержания, методов и организационных структур образования. Появилась возможность по-новому подойти к решению многих проблем современного отечественного образования. Одной из таких проблем является организация обучения в современном образовательном пространстве, которая характеризуется рядом существенных особенностей. Рассмотрим их на примере Республики Саха (Якутия).

Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, выступая перед педагогической общественностью, обозначил, что «главным ориентиром системы образования должна стать подготовка высококонкурентных, успешных в жизни специалистов». Для этого необходимо прежде всего создать «качественные стартовые возможности для всех детей республики, независимо от места проживания» [7].

Существует ряд объективных проблем, которые затрудняют реализацию качественного образования.

Во-первых, территория Республики Саха (Якутия) является составной частью Арктики и Севера России и занимает площадь более 3,1 млн км2 (18,2 %), при этом плотность населения низкая, по данным статистики, в 2020 г. составляла 0,32 человека на 1 км2 .

Список литературы

1. Бешенков, С. А. Информационное образование в России / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина, Э. В. Миндзаева // Знание. Понимание. Умение. — 2013. — № 3. — С. 42–51. — EDN: RBOVJH
2. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию. История, тематика и подготовка // ТАСС. — 2019. — URL: <a href="https://tass.ru/politika/6133066" target="_blank">https://tass.ru/politika/6133066</a> (дата обращения: 12.01.2024).
3. Никифорова, Т. И. Цифровая образовательная среда: стратегия использования и факторы развития / Т. И. Никифорова, С. А. Бешенков, М. И. Шутикова // Педагогическая информатика. — 2021. — № 1. — С. 105–112. — EDN: MPCACX
4. Никифорова, Т. И. Модель распределенного образования: возможности и перспективы / Т. И. Никифорова // Общество: социология, психология, педагогика. — 2022. — № 12 (104). — С. 304–307. — DOI: 10.24158/spp.2022.12.47 — EDN: FHZVPQ
5. Образование // Федеральная служба государственной статистики. — URL: <a href="https://rosstat.gov.ru/statistics/education" target="_blank">https://rosstat.gov.ru/statistics/education</a> (дата обращения: 12.01.2024).
6. Педагогические технологии дистанционного обучения : учеб. пособие для вузов / [Е. С. Полат и др.] ; под ред. Е. С. Полат. — 3-е изд. — Москва : Юрайт, 2023. — 392 с. — (Высшее образование). — URL: <a href="https://urait.ru/bcode/518642" target="_blank">https://urait.ru/bcode/518642</a> (дата обращения: 12.01.20
7. Послание Главы Республики Саха (Якутия) А. С. Николаева Государственному Собранию (Ил Тумэн). — 2019. — URL: <a href="https://www.sakha.gov.ru/news/front/view/" target="_blank">https://www.sakha.gov.ru/news/front/view/</a> id/3104572 (дата обращения: 12.01.2024).
8. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : Приказ М-ва образования и науки РФ от 17 дек. 2010 г. № 1897. — URL: <a href="https://www.garant." target="_blank">https://www.garant.</a> ru/products/ipo/prime/d
9. обращения: 12.01.2024).
10. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды : Приказ М-ва просвещения РФ от 2 дек. 2019 г. № 649. — URL: <a href="https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/" target="_blank">https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/</a> (дата обращения: 12.01.2024).
11. Хуторской, А. В. Компетентностный подход в обучении : науч.-метод. пособие / А. В. Хуторской. — Москва : Эйдос : Изд-во Института образования человека, 2013. — 73 с. — (Серия «Новые стандарты»).
12. Шутикова, М. И. Модель цифровой образовательной среды образовательного учреждения / М. И. Шутикова, Т. И. Никифорова, И. И. Трубина // Педагогическая информатика. — 2021. — № 2. — С. 161–170. — EDN: PENEJZ
13. Digital Economy : Innovation, Growth and Social Prosperity OECD Ministerial Meeting. — Cancún, Mexico, 2016. — URL: <a href="https://www.internetsociety.org/resources/" target="_blank">https://www.internetsociety.org/resources/</a> doc/2016/oecd-2016-ministerial-meeting-on-the-digital-economy-background-paper/ (date of the

Остальные статьи