Цифровые технологии, образовательные ресурсы и инструменты: внедрение в процесс обучения техническим специальностям
Аннотация
В статье представлен результат внедрения в образовательный процесс цифровых технологий, образовательных ресурсов и инструментов на примере обучения техническим специальностям. Владение навыками и цифровыми компетенциями позволит студентам быть конкурентоспособными на рынке труда.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2024 |
Страницы | 164-173 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738498_2024_1_164 |
Активное развитие инновационных и цифровых технологий и их внедрение во все области жизнедеятельности человека указывают направление нового вектора развития, предполагающего освоение остросовременных знаний, умений, компетенций в смежных специальностях и отраслях деятельности. Шаблонная и однообразная работа должна выполняться электронно-вычислительной техникой, которая позволит человеку освободить время для решения творческих и нестандартных задач.
От человека требуется умение критически оценивать предлагаемую информацию как на предмет достоверности, так и с точки зрения ее логического встраивания в текущую задачу (см.: [1, с. 51]).
В широком смысле информатизация образования, согласно Российской педагогической энциклопедии [6], — это комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологиями. В узком это внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах.
Следовательно, цифровизация предполагает включение цифровых и информационных технологий во все сферы деятельности. Это не только перевод информации в цифровую форму, но и комплексное решение инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера (см.: [3, с. 17]). Технологии Интернета и мобильных коммуникаций являются одними из базовых технологий цифровизации (см.: [9, с. 92]). Развитие общества выдвигает новые требования к образованию (см.: [13, с. 7]).
Цифровая трансформация образования — комплекс взаимосвязанных глубинных изменений в системе образования, затрагивающий все его составляющие (целеполагание, содержание, процесс обучения, оценка качества, управление) и основанный на взаимной адаптации цифровых и педагогических технологий с ведущей ролью последних [6]. Это также формирование цифровой образовательной среды как совокупности цифровых средств обучения, онлайн-курсов, электронных образовательных ресурсов и модернизации образовательного процесса, призванной обеспечить подготовку человека к жизни в условиях цифрового общества и к профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики [14]. Цифровая экономика выступает для профессионального образования и обучения основным источником образовательного целеполагания [11].