Дата публикации: 01.01.2024

Цифровые технологии, образовательные ресурсы и инструменты: внедрение в процесс обучения техническим специальностям

Аннотация

В статье представлен результат внедрения в образовательный процесс цифровых технологий, образовательных ресурсов и инструментов на примере обучения техническим специальностям. Владение навыками и цифровыми компетенциями позволит студентам быть конкурентоспособными на рынке труда.




Активное развитие инновационных и цифровых технологий и их внедрение во все области жизнедеятельности человека указывают направление нового вектора развития, предполагающего освоение остросовременных знаний, умений, компетенций в смежных специальностях и отраслях деятельности. Шаблонная и однообразная работа должна выполняться электронно-вычислительной техникой, которая позволит человеку освободить время для решения творческих и нестандартных задач.

От человека требуется умение критически оценивать предлагаемую информацию как на предмет достоверности, так и с точки зрения ее логического встраивания в текущую задачу (см.: [1, с. 51]).

В широком смысле информатизация образования, согласно Российской педагогической энциклопедии [6], — это комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологиями. В узком это внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах.

Следовательно, цифровизация предполагает включение цифровых и информационных технологий во все сферы деятельности. Это не только перевод информации в цифровую форму, но и комплексное решение инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера (см.: [3, с. 17]). Технологии Интернета и мобильных коммуникаций являются одними из базовых технологий цифровизации (см.: [9, с. 92]). Развитие общества выдвигает новые требования к образованию (см.: [13, с. 7]).

Цифровая трансформация образования — комплекс взаимосвязанных глубинных изменений в системе образования, затрагивающий все его составляющие (целеполагание, содержание, процесс обучения, оценка качества, управление) и основанный на взаимной адаптации цифровых и педагогических технологий с ведущей ролью последних [6]. Это также формирование цифровой образовательной среды как совокупности цифровых средств обучения, онлайн-курсов, электронных образовательных ресурсов и модернизации образовательного процесса, призванной обеспечить подготовку человека к жизни в условиях цифрового общества и к профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики [14]. Цифровая экономика выступает для профессионального образования и обучения основным источником образовательного целеполагания [11].

Список литературы

1. Аксюхин, А. А. Информационные технологии в образовании и науке / А. А. Аксюхин, А. А. Вицен, Ж. В. Мекшенева // Современные наукоемкие технологии. — 2009. — № 11. — С. 50–52.
2. Асташова, Н. А. Развитие исследовательской деятельности студентов вуза: педагогические основы / Н. А. Асташова // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 3 (55). — С. 9–21. — DOI: 10.51944/2073-8498_2021_3_9
3. Введение в «Цифровую» экономику / А. В. Кешелава, В. Г. Буданов, В. Ю. Румянцев [и др.] ; под общ. ред. А. В. Кешелава ; гл. конс. И. А. Зимненко. — Москва : ВНИИ Геосистем, 2017. — 28 с.
4. Воронин, С. М. Работа ветроустановки при изменении направления ветра / С. М. Воронин, Л. В. Бабина // Альтернативная энергетика и экология. — 2010. — № 1 (81). — С. 98–100.
5. Воронин, С. М. Теоретическое обоснование параметров резервной аккумуляторной электростанции для доильной площадки / С. М. Воронин, Л. В. Бабина, Н. С. Овсянников // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрно
6. Информатизация образования // Российская педагогическая энциклопедия. — URL: <a href="https://pedagogicheskaya.academic.ru/1241/" target="_blank">https://pedagogicheskaya.academic.ru/1241/</a> (дата обращения: 05.02.2024).
7. Левченкова, Т. В. Формирование требований к профессиональной подготовке кадров для высшей школы / Т. В. Левченкова, Е. А. Солодова // Известия Российской академии образования. — 2023. — № 1 (61). — С. 60–71. — DOI: 10.51944/20738498_2023_1_60
8. Мартынов, В. Г. Некоторые вопросы социально-экономической трансформации / В. Г. Мартынов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 4 (56). — С. 122–140. — DOI: 10.51944/2073-8498_2021_4_122
9. Нормативное обеспечение и основные понятия информатизации и цифровой трансформации среднего профессионального образования и обучения / В. И. Блинов, И. С. Сергеев, Н. В. Баранова, Е. В. Титов // Известия Российской академии образования. — 2022. — № 2 (
10. Патент № 2472031 Российская Федерация, МПК F03D 3/04 (2006.01). Ветроэнергетическая установка : № 2011134211/06 : заявл. 15.08.2011 : опубл. 10.01.2013 / Воронин, С. М., Бабина Л. В. — 6 с. : ил.
11. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения : монография / В. И. Блинов, П. Н. Биленко, М. В. Дулинов [и др.] ; под науч. ред. В. И. Блинова. — Москва : Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2020. — 112 с.
12. Российская Федерация. Президент (2012 – ; В. В. Путин). О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы : Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203. — URL: <a href="http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919" target="_blank">http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919</a> (data obrashheniya
13. Сайко, Э. В. Образование как действенный фактор развития человека как субъекта культурно-исторического процесса / Э. В. Сайко // Известия Российской академии образования. — 2023. — № 2 (62). — С. 3–13. — DOI: 10.51944/20738498_2023_2_3
14. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.] ; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 344 с.
15. Ульянова, О. В. Особенности цифровой трансформации в системе СПО / О. В. Ульянова // Цифровые технологии в среднем профессиональном образовании : матер. междунар. науч.-практ. конф., Казань, 21–24 сент. 2021 г. — Казань, 2021. — С. 265–270.

Остальные статьи