Дата публикации: 01.01.2024

Психолого-педагогические условия управления реализацией федеральных проектов в образовательных учреждениях (из практики работы районной методической службы г. Усть-Кута)

Аннотация

В статье представлены научное обоснование и результаты экспериментальной проверки психолого-педагогических условий эффективного управления реализацией федеральных проектов в образовательных учреждениях. Выделена социальная значимость психолого-педагогической готовности педагогов к реализации проектной деятельности в образовании. Показано, что ориентиром такой деятельности является проектно-исследовательская деятельность учащихся. Обнаружено, что для эффективной реализации федеральных образовательных проектов у педагогов современной школы необходимо формировать проектную компетентность, обеспечивающую достижение необходимых результатов в их профессиональной деятельности, указывающую на достаточный уровень психолого-педагогической готовности к педагогическому проектированию.




Актуальность исследования. Профессиональная деятельность педагога — это творчески ориентированная работа, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности каждого ребенка, включенного в систему образования в Российской Федерации. Централизованное управление профессиональной деятельностью педагогов образовательных организаций с позиции ее целевой направленности достаточно убедительно организовано посредством компетентностного подхода в образовании, что нельзя сказать о творчески ориентированной деятельности специалистов этой области, а, на наш взгляд, это является базосодержащей основой работы каждого педагога. Для решения столь важной задачи на уровне Минобрнауки Российской Федерации была запланирована работа с педагогическими  кадрами в рамках повышения их квалификации, ориентированная на подготовку и готовность последних к разработке и реализации в образовательной практике совместно с воспитанниками социально значимых проектов, что может являться эффективным способом обучения и воспитания подрастающего поколения посредством творчески активной, высокозаинтересованной поисковой деятельности всех участников образовательного процесса.

Современное образование направлено на развитие личности учащихся, формирование у них научного кругозора и общекультурных ценностей, становление активной гражданской позиции с чувством патриотизма и ориентиром на общегосударственные приоритеты, цели и задачи и т. п. Новому поколению для полноценной жизнедеятельности необходимы навыки самостоятельного определения и познания собственных интересов и способностей для самоактуализации в общественных и информационных средах; в эффективном групповом взаимодействии и коллективном сотрудничестве в разных по составу и профилю группах; в умении быть открытым для новых отношений, социальных контактов и культурных связей, сохраняя при этом собственную индивидуальность и самоидентичность в исторической и культурной базовой составляющей.

В контексте вышесказанного в образовательной практике современной общеобразовательной школы основной акцент сделан на развитии у обучающихся познавательного интереса, формировании их готовности к получению и переработке информации посредством анализа, синтеза и обобщения, их способности к планированию собственной деятельности и ответственности за полученный результат и т. п. В связи с этим внедрение альтернативных методов и технологий образования в виде социального проектирования предоставляет возможность педагогу реализовать личностный подход к каждому ученику и воспитать социально активную личность, способную адаптироваться и творчески реализовывать себя в постоянно меняющемся мире.

Социальное проектирование — это такой методический прием, который не только активизирует деятельность учащихся, но и является педагогически ценным средством социализации подрастающего поколения. Применение метода проектов в учебном процессе помогает педагогу стимулировать интерес обучающихся к определенным жизненным задачам, проблемным ситуациям, вопросам в науке и т. п., предполагающим необходимость получения определенной информации как суммы знаний по предмету анализа, и через проектную деятельность выявить и показать практическое применение полученного опыта в практике жизни.

Современное образование возлагает огромную ответственность на педагогов и требует от специалистов данной сферы достаточного уровня развития психолого-педагогической готовности к реализации проектной деятельности с обучающимися. В нашей работе феномен готовности педагогов к проектной деятельности мы предложили определить понятием «проектная компетентность».

Список литературы

1. 25. Куркин, Е. Б. Организационное проектирование в образовании / Е. Б. Куркин. — Москва: НИИ Школьных технологий, 2021. — 400 с.
2. Kolesnikova, I. A. Pedagogicheskoe proektirovanie: ucheb. posobie dlya vy`ssh. ucheb. zavedenij / I. A. Kolesnikova, M. P. Gorchakova-Sibirskaya. — Moskva: Akademiya, 2021. — 288 s.
3. 24. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. — Москва: Академия, 2021. — 288 с.
4. Karimullina, O. V. Razvitie proektno-issledovatel`skoj deyatel`nosti uchashhixsya / O. V. Karimullina // Upravlenie kachestvom obrazovaniya. — 2013. — № 6. — S. 59–65.
5. 23. Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся / О. В. Каримуллина // Управление качеством образования. — 2013. — № 6. — С. 59–65.
6. Kady`kova, O. M. Obshheshkol`ny`j proekt — osnova mexanizma upravleniya proektno-issledovatel`skoj deyatel`nost`yu uchashhixsya / O. M. Kady`kova // E`ksperiment i innovacii v shkole. — 2013. — № 5. — S. 14–22.
7. 22. Кадыкова, О. М. Общешкольный проект — основа механизма управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся / О. М. Кадыкова // Эксперимент и инновации в школе. — 2013. — № 5. — С. 14–22.
8. Isaev, V. V. Formirovanie garmonichnoj komandy` upravleniya proektami / V. V. Isaev. — Sankt-Peterburg: SPbGIE`A, 2019. — 184 s.
9. 21. Исаев, В. В. Формирование гармоничной команды управления проектами / В. В. Исаев. — Санкт-Петербург: СПбГИЭА, 2019. — 184 с.
10. Kurkin, E. B. Organizacionnoe proektirovanie v obrazovanii / E. B. Kurkin. — Moskva: NII Shkol`ny`x texnologij, 2021. — 400 s.
11. Zinkevich-Evstigneeva, T. D. Teoriya i praktika komandoobrazovaniya. Sovremennaya texnologiya sozdaniya komand / T. D. Zinkevich-Evstigneeva, D. F. Frolov, T. M. Grabenko. — Sankt-Peterburg: Rech`, 2021. — 304 s.
12. 20. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Ф. Фролов, Т. М. Грабенко. — Санкт-Петербург: Речь, 2021. — 304 с.
13. Zair-Bek, E. S. Osnovy` pedagogicheskogo proektirovaniya / E. S. Zair-Bek. — Sankt-Peterburg: RGPU, 2019. — 324 s.
14. 19. Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования / Е. С. Заир-Бек. — Санкт-Петербург: РГПУ, 2019. — 324 с.
15. Zhak, D. Organizaciya i kontrol` raboty` s proektami / D. Zhak // Universitetskoe obrazovanie: ot e`ffektivnogo prepodavaniya k e`ffektivnomu ucheniyu: sb. referatov po didaktike vy`sshej shkoly` / BGU. Centr problem razvitiya obrazovaniya. — Minsk, 2001.
16. 18. Жак, Д. Организация и контроль работы с проектами / Д. Жак // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению: сб. рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Минск, 2001. — С. 121–1
17. Dubrovina, E`. N. Realizaciya celevy`x obrazovatel`ny`x proektov shkoly` i sem`i kak forma soupravleniya obrazovatel`ny`m uchrezhdeniem na osnove partnerstva i sotrudnichestva / E`. N. Dubrovina // Upravlenie sovremennoj shkoloj. Zavuch. — 2013. — № 4. —
18. 17. Дубровина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форма соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества / Э. Н. Дубровина // Управление современной школой. Завуч. — 2013. — № 4. — С. 13–18.
19. Timonina, G. V. Upravlenie kachestvom obrazovatel`nogo processa po razvitiyu proektno-issledovatel`skoj deyatel`nosti obuchayushhixsya kak osnovy` samorealizacii / G. V. Timonina // Vse dlya administratora shkoly`
20. 33. Тимонина, Г. В. Управление качеством образовательного процесса по развитию проектно-исследовательской деятельности обучающихся как основы самореализации / Г. В. Тимонина // Все для администратора школы. — 2014. — № 1. — С. 18–30.
21. Rossijskaya Federaciya. Pravitel`stvo. Ob organizacii proektnoj deyatel`nosti v Pravitel`stve Rossijskoj Federacii : Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 31 okt. 2018 g. № 1288. — URL: <a href="http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310151/" target="_blank">http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310151/</a> (data obrashheniya
22. 32. Российская Федерация. Правительство. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 31 окт. 2018 г. № 1288. — URL: <a href="http://www.consultant.ru/document/cons_doc_" target="_blank">http://www.consultant.ru/document/cons_doc_</a> LAW_310151/ (дата обращения:
23. Rossijskaya Federaciya. Zakony` . Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : Federal`ny`j zakon ot 29 dek. 2012 g. № 273-F3. — URL: <a href="http://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/" target="_blank">http://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/</a> (data obrashheniya: 02.02.2024).
24. 31. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3. — URL: <a href="http://legalacts.ru/doc/273_FZob-obrazovanii/" target="_blank">http://legalacts.ru/doc/273_FZob-obrazovanii/</a> (дата обращения: 02.02.2024).
25. Radionov, V. E. Netradicionnoe pedagogicheskoe proektirovanie: ucheb. posobie / V. E. Radionov; S.-Peterburgskij gosudarstvenny`j texnicheskij universitet. — Sankt-Peterburg: Izd.-poligr. centr SPbGTU, 1996. — 140 s.
26. 30. Радионов, В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: учеб. пособие / В. Е. Радионов; С.-Петербургский государственный технический университет. — Санкт-Петербург: Изд.-полигр. центр СПбГТУ, 1996. — 140 с.
27. Pozdnyak, S. N. Issledovatel`skaya deyatel`nost` shkol`nikov i metod proektov / S. N. Pozdnyak // Standarty` i monitoring v obrazovanii. — 2006. — № 3. — S. 52–56.
28. 29. Поздняк, С. Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов / С. Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2006. — № 3. — С. 52–56.
29. Nacional`ny`j proekt «Obrazovanie». — URL: <a href="https://edu.gov.ru/national-project?y" target="_blank">https://edu.gov.ru/national-project?y</a> sclid=ls8mgyucam460804715 (data obrashheniya: 02.02.2024).
30. 28. Национальный проект «Образование». — URL: <a href="https://edu.gov.ru/national-project?ysclid=ls8mgyucam460804715" target="_blank">https://edu.gov.ru/national-project?ysclid=ls8mgyucam460804715</a> (дата обращения: 02.02.2024).
31. Menyaeva, I. N. O metode proektov / I. N. Menyaeva // Pedagogicheskaya masterskaya. — 2004. — № 4. — S. 23–25.
32. 27. Меняева, И. Н. О методе проектов / И. Н. Меняева // Педагогическая мастерская. — 2004. — № 4. — С. 23–25.
33. Kurkin, E. B. Upravlenie innovacionny`mi proektami v obrazovanii / E. B. Kurkin. — Moskva: Pedagogika-Press, 2021. — 328 s.
34. 26. Куркин, Е. Б. Управление инновационными проектами в образовании / Е. Б. Куркин. — Москва: Педагогика-Пресс, 2021. — 328 с.
35. Bory`tko, N. M. Upravlenie obrazovatel`ny`mi sistemami: ucheb. dlya stud. ped. vuzov / N. M. Bory`tko, I. A. Solovczova ; pod red. N. M. Bory`tko. — Volgograd: VGIPK RO, 2021. — 48 s.
36. 9. Борытко, Н. М. Управление образовательными системами: учеб. для студ. пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: ВГИПК РО, 2021. — 48 с.
37. Borodkina, E`. N. Realizaciya celevy`x obrazovatel`ny`x proektov shkoly` i sem`i kak form soupravleniya obrazovatel`ny`m uchrezhdeniem na osnove partnerstva i sotrudnichestva / E`. N. Borodkina // Nauka i praktika vospitaniya i dopolnitel`nogo obrazovaniy
38. 8. Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества / Э. Н. Бородкина // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. — 2013.
39. Bolotov, V. A. Sistema ocenki kachestva rossijskogo obrazovaniya / V. A. Bolotov, N. F. Efremova // Pedagogika. — 2019. — № 1. — S. 22–31.
40. 7. Болотов, В. А. Система оценки качества российского образования / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова // Педагогика. — 2019. — № 1. — С. 22–31.
41. Boby`leva, A. Z. Formirovanie sistemy` stabilizacionny`x i antikrizisny`x mer na federal`nom i regional`nom urovne v sovremennoj Rossii / A. Z. Boby`leva, O. A. L`vova // Gosudarstvennoe upravlenie: e`lektronny`j vestnik. — 2016. — Vy`p. № 58. — URL: <a href="http" target="_blank">http</a>
42. 6. Бобылева, А. З. Формирование системы стабилизационных и антикризисных мер на федеральном и региональном уровне в современной России / А. З. Бобылева, О. А. Львова // Государственное управление: электронный вестник. — 2016. — №58. — URL: <a href="http://ee-journ" target="_blank">http://ee-journ</a>
43. Belousova, N. V. Proektnaya texnologiya kak sredstvo realizacii novshestv v processe innovacionnogo razvitiya obrazovatel`nogo uchrezhdeniya : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01 / Belousova Nadezhda Vladimirovna. — Moskva, 2019. — 235 s.
44. 5. Белоусова, Н. В. Проектная технология как средство реализации новшеств в процессе инновационного развития образовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Белоусова Надежда Владимировна. — Москва, 2019. — 235 с.
45. Aubakirova, I. U. Sistemny`j i funkcional`no-strukturny`j podxody` v analize instituta gosudarstvennogo upravleniya / I. U. Aubakirova // Pravo i zhizn`. — 2020. — № 179. — S. 81–100.
46. 4. Аубакирова, И. У. Системный и функционально-структурный подходы в анализе института государственного управления / И. У. Аубакирова // Право и жизнь. — 2020. — № 179. — С. 81–100.
47. Averkin, V. N. Proekty` v sisteme obrazovaniya i ix e`ffekty` / V. N. Averkin, O. M. Zajchenko // Narodnoe obrazovanie. — 2021. — № 9. — S. 36–41.
48. 3. Аверкин, В. Н. Проекты в системе образования и их эффекты / В. Н. Аверкин, О. М. Зайченко // Народное образование. — 2021. — № 9. — С. 36–41.
49. Avdeev, V. V. Upravlenie personalom: texnologiya formirovaniya komandy` / V. V. Avdeev. — Moskva: Finansy` i statistika, 2021. — 544 s.
50. 2. Авдеев, В. В. Управление персоналом: технология формирования команды / В. В. Авдеев. — Москва: Финансы и статистика, 2021. — 544 с.
51. Avanesov, V. S. Problema modernizacii obrazovaniya / V. S. Avanesov // «Modernizaciya Rossii: klyuchevy`e problemy` i resheniya»: XI Mezhdunar. nauch. konf., Moskva, INION RAN, 16–17 dek. 2010 g. — S. 247–250. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a> article/n/pro
52. 1. Аванесов, В. С. Проблема модернизации образования / В. С. Аванесов // «Модернизация России: ключевые проблемы и решения»: XI Междунар. науч. конф., Москва, ИНИОН РАН, 16–17 дек. 2010 г. — С. 247–250. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a> article/n/problema-m
53. 10. Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе / А. В. Бычков. — Москва: Изд-во МГУ, 2000. — 48 с.
54. By`chkov, A. V. Metod proektov v sovremennoj shkole / A. V. By`chkov. — Moskva: Izd-vo MGU, 2000. — 48 s.
55. 11. Вазина, К. Я. Педагогический менеджмент / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Белиловский. — Москва: Педагогика, 2021. — 268 с.
56. Vazina, K. Ya. Pedagogicheskij menedzhment / K. Ya. Vazina, Yu. N. Petrov, V. D. Belilovskij. — Moskvа: Pedagogika, 2021. — 268 s.
57. 12. Васильев, Е. В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / Е. В. Васильев // Народное образование. — 2000. — № 9. — С. 177–180.
58. Vasil`ev, E. V. Proektno-issledovatel`skaya texnologiya: razvitie motivacii / E. V. Vasil`ev // Narodnoe obrazovanie. — 2000. — № 9. — S. 177–180.
59. 13. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы / О. Г. Глухарева // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2014. — № 1. — С. 17–24.
60. Gluxareva, O. G. Vliyanie proektnogo obucheniya na formirovanie klyuchevy`x kompetencij u uchashhixsya starshej shkoly` / O. G. Gluxareva // Standarty` i monitoring v obrazovanii. — 2014. — № 1. — S. 17–24.
61. 14. Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании: учеб. пособие / М. А. Гончаров. — Москва: КноРус, 2010. — 480 с.
62. Goncharov, M. A. Osnovy` menedzhmenta v obrazovanii : ucheb. posobie / M. A. Goncharov. — Moskva: KnoRus, 2010. — 480 s.
63. 15. Горшков, А. С. Управление реализацией государственных стратегий развития образования / А. С. Горшков // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 5 (112), ч. 1. — С. 118–124.
64. Gorshkov, A. S. Upravlenie realizaciej gosudarstvenny`x strategij
65. 16. Громыко, Ю. В. Проектное сознание : руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления / Ю. В. Громыко. — Москва: Институт учебника Реісіеіа, 2019. — 560 с.
66. Gromy`ko, Yu. V. Proektnoe soznanie : rukovodstvo po programmirovaniyu i proektirovaniyu v obrazovanii dlya sistem strategicheskogo upravleniya / Yu. V. Gromy`ko. — Moskva : Institut uchebnika Реісіеіа, 2019. — 560 s.

Остальные статьи