Дата публикации: 01.01.2024

Психолого-педагогические условия управления реализацией федеральных проектов в образовательных учреждениях (из практики работы районной методической службы г. Усть-Кута)

Аннотация

В статье представлены научное обоснование и результаты экспериментальной проверки психолого-педагогических условий эффективного управления реализацией федеральных проектов в образовательных учреждениях. Выделена социальная значимость психолого-педагогической готовности педагогов к реализации проектной деятельности в образовании. Показано, что ориентиром такой деятельности является проектно-исследовательская деятельность учащихся. Обнаружено, что для эффективной реализации федеральных образовательных проектов у педагогов современной школы необходимо формировать проектную компетентность, обеспечивающую достижение необходимых результатов в их профессиональной деятельности, указывающую на достаточный уровень психолого-педагогической готовности к педагогическому проектированию.




Актуальность исследования. Профессиональная деятельность педагога — это творчески ориентированная работа, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности каждого ребенка, включенного в систему образования в Российской Федерации. Централизованное управление профессиональной деятельностью педагогов образовательных организаций с позиции ее целевой направленности достаточно убедительно организовано посредством компетентностного подхода в образовании, что нельзя сказать о творчески ориентированной деятельности специалистов этой области, а, на наш взгляд, это является базосодержащей основой работы каждого педагога. Для решения столь важной задачи на уровне Минобрнауки Российской Федерации была запланирована работа с педагогическими  кадрами в рамках повышения их квалификации, ориентированная на подготовку и готовность последних к разработке и реализации в образовательной практике совместно с воспитанниками социально значимых проектов, что может являться эффективным способом обучения и воспитания подрастающего поколения посредством творчески активной, высокозаинтересованной поисковой деятельности всех участников образовательного процесса.

Современное образование направлено на развитие личности учащихся, формирование у них научного кругозора и общекультурных ценностей, становление активной гражданской позиции с чувством патриотизма и ориентиром на общегосударственные приоритеты, цели и задачи и т. п. Новому поколению для полноценной жизнедеятельности необходимы навыки самостоятельного определения и познания собственных интересов и способностей для самоактуализации в общественных и информационных средах; в эффективном групповом взаимодействии и коллективном сотрудничестве в разных по составу и профилю группах; в умении быть открытым для новых отношений, социальных контактов и культурных связей, сохраняя при этом собственную индивидуальность и самоидентичность в исторической и культурной базовой составляющей.

В контексте вышесказанного в образовательной практике современной общеобразовательной школы основной акцент сделан на развитии у обучающихся познавательного интереса, формировании их готовности к получению и переработке информации посредством анализа, синтеза и обобщения, их способности к планированию собственной деятельности и ответственности за полученный результат и т. п. В связи с этим внедрение альтернативных методов и технологий образования в виде социального проектирования предоставляет возможность педагогу реализовать личностный подход к каждому ученику и воспитать социально активную личность, способную адаптироваться и творчески реализовывать себя в постоянно меняющемся мире.

Социальное проектирование — это такой методический прием, который не только активизирует деятельность учащихся, но и является педагогически ценным средством социализации подрастающего поколения. Применение метода проектов в учебном процессе помогает педагогу стимулировать интерес обучающихся к определенным жизненным задачам, проблемным ситуациям, вопросам в науке и т. п., предполагающим необходимость получения определенной информации как суммы знаний по предмету анализа, и через проектную деятельность выявить и показать практическое применение полученного опыта в практике жизни.

Современное образование возлагает огромную ответственность на педагогов и требует от специалистов данной сферы достаточного уровня развития психолого-педагогической готовности к реализации проектной деятельности с обучающимися. В нашей работе феномен готовности педагогов к проектной деятельности мы предложили определить понятием «проектная компетентность».

Список литературы

1. Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся / О. В. Каримуллина // Управление качеством образования. — 2013. — № 6. — С. 59–65.
2. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы / О. Г. Глухарева // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2014. — № 1. — С. 17–24.
3. Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании : учеб. пособие / М. А. Гончаров. — Москва : КноРус, 2010. — 480 с.
4. Горшков, А. С. Управление реализацией государственных стратегий развития образования / А. С. Горшков // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 5 (112), ч. 1. — С. 118–124.
5. Громыко, Ю. В. Проектное сознание : руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления / Ю. В. Громыко. — Москва : Институт учебника Реісіеіа, 2019. — 560 с.
6. Дубровина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форма соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества / Э. Н. Дубровина // Управление современной школой. Завуч. — 2013. — № 4. — С. 13–18.
7. Жак, Д. Организация и контроль работы с проектами / Д. Жак // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению : сб. рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Минск, 2001. — С. 121–
8. Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования / Е. С. Заир-Бек. — Санкт-Петербург : РГПУ, 2019. — 324 с.
9. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Ф. Фролов, Т. М. Грабенко. — Санкт-Петербург : Речь, 2021. — 304 с.
10. Исаев, В. В. Формирование гармоничной команды управления проектами / В. В. Исаев. — Санкт-Петербург : СПбГИЭА, 2019. — 184 с.
11. Кадыкова, О. М. Общешкольный проект — основа механизма управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся / О. М. Кадыкова // Эксперимент и инновации в школе. — 2013. — № 5. — С. 14–22.
12. Васильев, Е. В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / Е. В. Васильев // Народное образование. — 2000. — № 9. — С. 177–180.
13. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. — Москва : Академия, 2021. — 288 с.
14. Куркин, Е. Б. Организационное проектирование в образовании / Е. Б. Куркин. — Москва : НИИ Школьных технологий, 2021. — 400 с.
15. Куркин, Е. Б. Управление инновационными проектами в образовании / Е. Б. Куркин. — Москва : Педагогика-Пресс, 2021. — 328 с.
16. Меняева, И. Н. О методе проектов / И. Н. Меняева // Педагогическая мастерская. — 2004. — № 4. — С. 23–25.
17. Национальный проект «Образование». — URL: <a href="https://edu.gov.ru/national-proj" target="_blank">https://edu.gov.ru/national-proj</a> ect?ysclid=ls8mgyucam460804715 (дата обращения: 02.02.2024).
18. Поздняк, С. Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов / С. Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2006. — № 3. — С. 52–56.
19. Радионов, В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование : учеб. пособие / В. Е. Радионов ; С.-Петербургский государственный технический университет. — Санкт-Петербург : Изд.-полигр. центр СПбГТУ, 1996. — 140 с.
20. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3. — URL: <a href="http://legalacts.ru/doc/273_FZob-obrazovanii/" target="_blank">http://legalacts.ru/doc/273_FZob-obrazovanii/</a> (дата обращения: 02.02.2024).
21. Российская Федерация. Правительство. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 31 окт. 2018 г. № 1288. — URL: <a href="http://www.consultant.ru/document/cons_doc_" target="_blank">http://www.consultant.ru/document/cons_doc_</a> LAW_310151/ (дата обращения:
22. Тимонина, Г. В. Управление качеством образовательного процесса по развитию проектно-исследовательской деятельности обучающихся как основы самореализации / Г. В. Тимонина // Все для администратора школы. — 2014. — № 1. — С. 18–30.
23. Васильев, Е. В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / Е. В. Васильев // Народное образование. — 2000. — № 9. — С. 177–180.
24. Авдеев, В. В. Управление персоналом: технология формирования команды / В. В. Авдеев. — Москва : Финансы и статистика, 2021. — 544 с.
25. Аверкин, В. Н. Проекты в системе образования и их эффекты / В. Н. Аверкин, О. М. Зайченко // Народное образование. — 2021. — № 9. — С. 36–41.
26. Аубакирова, И. У. Системный и функционально-структурный подходы в анализе института государственного управления / И. У. Аубакирова // Право и жизнь. — 2020. — № 179. — С. 81–100.
27. Белоусова, Н. В. Проектная технология как средство реализации новшеств в процессе инновационного развития образовательного учреждения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Белоусова Надежда Владимировна. — Москва, 2019. — 235 с.
28. Бобылева, А. З. Формирование системы стабилизационных и антикризисных мер на федеральном и региональном уровне в современной России / А. З. Бобылева, О. А. Львова // Государственное управление : электронный вестник. — 2016. — №58. — URL: <a href="http://ee-jour" target="_blank">http://ee-jour</a>
29. Болотов, В. А. Система оценки качества российского образования / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова // Педагогика. — 2019. — № 1. — С. 22–31.
30. Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества / Э. Н. Бородкина // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. — 2013.
31. Борытко, Н. М. Управление образовательными системами : учеб. для студ. пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград : ВГИПК РО, 2021. — 48 с.
32. Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе / А. В. Бычков. — Москва : Изд-во МГУ, 2000. — 48 с.
33. Вазина, К. Я. Педагогический менеджмент / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Белиловский. — Москва : Педагогика, 2021. — 268 с.
34. Аванесов, В. С. Проблема модернизации образования / В. С. Аванесов // «Модернизация России: ключевые проблемы и решения» : XI Междунар. науч. конф., Москва, ИНИОН РАН, 16–17 дек. 2010 г. — С. 247–250. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a> article/n/problema-
35. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы / О. Г. Глухарева // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2014. — № 1. — С. 17–24.
36. Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании : учеб. пособие / М. А. Гончаров. — Москва : КноРус, 2010. — 480 с.
37. Горшков, А. С. Управление реализацией государственных стратегий развития образования / А. С. Горшков // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 5 (112), ч. 1. — С. 118–124.
38. Громыко, Ю. В. Проектное сознание : руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления / Ю. В. Громыко. — Москва : Институт учебника Реісіеіа, 2019. — 560 с.
39. Дубровина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форма соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества / Э. Н. Дубровина // Управление современной школой. Завуч. — 2013. — № 4. — С. 13–18.
40. Жак, Д. Организация и контроль работы с проектами / Д. Жак // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению : сб. рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Минск, 2001. — С. 121–
41. Борытко, Н. М. Управление образовательными системами : учеб. для студ. пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград : ВГИПК РО, 2021. — 48 с.
42. Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе / А. В. Бычков. — Москва : Изд-во МГУ, 2000. — 48 с.
43. Вазина, К. Я. Педагогический менеджмент / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Белиловский. — Москва : Педагогика, 2021. — 268 с.

Остальные статьи