Психолого-педагогические условия управления реализацией федеральных проектов в образовательных учреждениях (из практики работы районной методической службы г. Усть-Кута)
Аннотация
В статье представлены научное обоснование и результаты экспериментальной проверки психолого-педагогических условий эффективного управления реализацией федеральных проектов в образовательных учреждениях. Выделена социальная значимость психолого-педагогической готовности педагогов к реализации проектной деятельности в образовании. Показано, что ориентиром такой деятельности является проектно-исследовательская деятельность учащихся. Обнаружено, что для эффективной реализации федеральных образовательных проектов у педагогов современной школы необходимо формировать проектную компетентность, обеспечивающую достижение необходимых результатов в их профессиональной деятельности, указывающую на достаточный уровень психолого-педагогической готовности к педагогическому проектированию.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2024 |
Страницы | 150-163 |
УДК | 37.014 |
DOI | 10.51944/20738498_2024_1_150 |
Актуальность исследования. Профессиональная деятельность педагога — это творчески ориентированная работа, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности каждого ребенка, включенного в систему образования в Российской Федерации. Централизованное управление профессиональной деятельностью педагогов образовательных организаций с позиции ее целевой направленности достаточно убедительно организовано посредством компетентностного подхода в образовании, что нельзя сказать о творчески ориентированной деятельности специалистов этой области, а, на наш взгляд, это является базосодержащей основой работы каждого педагога. Для решения столь важной задачи на уровне Минобрнауки Российской Федерации была запланирована работа с педагогическими кадрами в рамках повышения их квалификации, ориентированная на подготовку и готовность последних к разработке и реализации в образовательной практике совместно с воспитанниками социально значимых проектов, что может являться эффективным способом обучения и воспитания подрастающего поколения посредством творчески активной, высокозаинтересованной поисковой деятельности всех участников образовательного процесса.
Современное образование направлено на развитие личности учащихся, формирование у них научного кругозора и общекультурных ценностей, становление активной гражданской позиции с чувством патриотизма и ориентиром на общегосударственные приоритеты, цели и задачи и т. п. Новому поколению для полноценной жизнедеятельности необходимы навыки самостоятельного определения и познания собственных интересов и способностей для самоактуализации в общественных и информационных средах; в эффективном групповом взаимодействии и коллективном сотрудничестве в разных по составу и профилю группах; в умении быть открытым для новых отношений, социальных контактов и культурных связей, сохраняя при этом собственную индивидуальность и самоидентичность в исторической и культурной базовой составляющей.
В контексте вышесказанного в образовательной практике современной общеобразовательной школы основной акцент сделан на развитии у обучающихся познавательного интереса, формировании их готовности к получению и переработке информации посредством анализа, синтеза и обобщения, их способности к планированию собственной деятельности и ответственности за полученный результат и т. п. В связи с этим внедрение альтернативных методов и технологий образования в виде социального проектирования предоставляет возможность педагогу реализовать личностный подход к каждому ученику и воспитать социально активную личность, способную адаптироваться и творчески реализовывать себя в постоянно меняющемся мире.
Социальное проектирование — это такой методический прием, который не только активизирует деятельность учащихся, но и является педагогически ценным средством социализации подрастающего поколения. Применение метода проектов в учебном процессе помогает педагогу стимулировать интерес обучающихся к определенным жизненным задачам, проблемным ситуациям, вопросам в науке и т. п., предполагающим необходимость получения определенной информации как суммы знаний по предмету анализа, и через проектную деятельность выявить и показать практическое применение полученного опыта в практике жизни.
Современное образование возлагает огромную ответственность на педагогов и требует от специалистов данной сферы достаточного уровня развития психолого-педагогической готовности к реализации проектной деятельности с обучающимися. В нашей работе феномен готовности педагогов к проектной деятельности мы предложили определить понятием «проектная компетентность».