Дата публикации: 01.01.2024

Феномен травмы: изучение и понятие

Аннотация

В статье предложен анализ понятия «травма». Автор, преодолевая кризисное состояние изучения этого феномена, истолковывает его на трех уровнях: социальном, психологическом и соматическом, утверждая, что в настоящее время ведущим является психологический. Формулируются проблемы, требующие построения нового понимания травмы. Рассматриваются три варианта становления травмы как идеального объекта в зависимости от того, на каком уровне инициируются изменения целого. Аргументация положений о травме опирается, с одной стороны, на авторское учение о психических реальностях, с другой — на анализ конкретных случаев (кейсов травмы). Обсуждается роль семиотических схем в объяснении процесса становления травмы и ее возможного исцеления.




Мы живем в период всеобщей психологической травматизации. У одних — наличная травма, осознанная и квалифицируемая психотерапевтом именно как травма, стресс, у большинства — не осознанная и не опознанная в качестве своего рода «девиантного состояния». Все чаще расстройства не только индивидов, но и сообществ и популяций квалифицируют как травмы, и все реже понятно, что это такое. Впору говорить о кризисе этого понятия, и хотя оно достаточно ясное в медицине, но то же самое нельзя сказать относительно психологии, тем более социальных наук. «Что происходит в современной психологии травмы? — спрашивает Елена Черепанова. — Этот концепт находится в глубоком кризисе по разным причинам. Действительно, существуют люди, которым можно поставить клинический диагноз “посттравматическое стрессовое расстройство”, когда они не способны функционировать после травматического опыта. Но таких людей сравнительно мало. С другой стороны, мы наблюдаем сверхпатологизацию, “расползание критерия”. Мы сейчас начали применять понятие “травма” практически по отношению ко всему. И чем больше мы это делаем, тем меньше остается содержания. Например, согласно новой DSM-5 (диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам 5-го издания. — В. Р.) психологическая травма уже может быть не только в том случае, когда сам человек что-то пережил, но и тогда, когда  человек видел это по телевизору или говорил с кем-то, кто видел это по телевизору, и так далее и так далее» [17].

Тем не менее именно психологическое понятие травмы в эпистемологическом отношении сегодня является центральным и под его влиянием трансформируется как медицинское, так и социальное (точнее, социокультурное) понимание травмы. В статье «Психическая травма и исцеление. Экзистенциальный выбор или сознательное построение собственной жизни (по следам книги Эдит Ева Эгерт “Выбор”)» [12] я анализировал достаточно ясный случай психологической травмы (Эдит еще подростком вместе с сестрой Магдой попала в фашистский лагерь смерти Аушвиц; можно считать настоящим чудом, что они выжили). Но значительно чаще трудно понять, где мы имеем дело с травмой, а где с каким-то другим психологическим явлением.

Например, Дэниел Киз в книге «Множественные умы Билли Миллигана» [3] рассматривает историю молодого человека, совершившего преступление (изнасилование и ограбление трех женщин), но этот случай интересен не этим, а тем, что Билли состоял из двух десятков вроде бы самостоятельных личностей. В строгом соответствии с учением З. Фрейда психиатры, работавшие с Миллиганом, объясняли его феномен («множественной личности») тем, что в раннем детстве его отчим Челмер совершил в отношении Билли сексуальное насилие. В этот момент, пишет Киз, «его разум, чувства и душа разлетелись на двадцать четыре части» [там же, с. 200]. С точки зрения психоаналитической теории это классический случай травмы, но, думаю, психологи других школ оценили бы эту историю сходно.

«Травма, — пишет психолог Алена Лапышова, — это результат переживания сильного стресса (стресса во много раз превышающие способности и возможности индивида) или совершенного по отношению к индивиду насилия (ментального, эмоционального, физического), когда психика по некоторым причинам не смогла переварить, прожить те события, которые произошли с человеком. <…> При этом нарушается внутренняя целостность человека. В результате травмы человек теряет контакт с самим собой и не может адекватно “как до травмы” воспринимать окружающий мир. Он не может в достаточной степени понять ни себя, ни окружающих. Он видит окружающий мир как будто в кривом зеркале, искаженном его травмой» [5]. Если следовать этому определению, у Билли должна быть глубокая травма, но, судя по книге Киза, он ведет себя так, как будто никакой травмы у него нет. И наоборот, многие люди, вполне здоровые в плане психики, опознают и переживают травмы (но, может быть, как пишет Фрейд, это всего лишь «фантазмы»).

Еще непонятнее в отношении социальной травмы. Например, в моей семье несколько близких родственников (около полутора десятков человек) погибли в 37-м году или на войне, и я, конечно, переживаю, и даже внутренне готов к трагедии подобного же масштаба, и все же не могу сказать, что у меня из-за этого травма. Одновременно, если следовать понятию «социальная психология травмы», введенному Черепановой в книге «Понимание межпоколенческого наследия тоталитарных режимов: парадоксы культурного обучения» [20], то меня явно нужно отнести к социальной популяции, пережившей (переживающей) или актуально, или посредством исторической памяти сталинский террор и Великую Отечественную войну 1941–1945 гг., а следовательно, по Черепановой [17; 20] представители этой популяции должны переживать социальную травму. Однако как такое помыслить: социальная травма у меня есть, а психологической нет. Но может быть, я не осознаю последнюю, и тогда закономерный вопрос: осознание травмы — просто знание о ней или ее неотъемлемая сущностная часть?

Список литературы

1. Розин, В. М. История и философия науки / В. М. Розин. — 2-е изд. — Москва : Юрайт, 2018. — 414 с.
2. Cherepanov, E. Understanding the Transgenerational Legacy of Totalitarian Regimes: Paradoxes of Cultural Learning / Elena Cherepanov. — New York : Routledge, 2020. — 214 p.
3. Яценко, Ю. Т. Почему мы болеем? Виртуальные реальности болезней и зависимостей. Выход есть / Ю. Т. Яценко. — URL: <a href="https://royallib.com/read/yatsenko_yuliya/" target="_blank">https://royallib.com/read/yatsenko_yuliya/</a> pochemu_mi_boleem_virtualnie_realnosti_bolezney_i_zavisimostey_vihod_est.html?ysclid= lr9gu99q
4. Эгер, Э. Е. Выбор: о свободе и внутренней силе человека / Эдит Ева Эгер. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020. — 344 с.
5. Черепанова, Е. Социальная психология травмы / Е. Черепанова. — URL: <a href="https://psy.su/feed/9107/" target="_blank">https://psy.su/feed/9107/</a> (дата обращения: 12.01.2024).
6. Храмов, Д. Записки начинающего гомеопата / Д. Храмов // Гомеопатический вестник. — 2004. — № 11.
7. Фрейд, З. Случай фрейлейн Элизабет фон Р. / З. Фрейд // Московский психотерапевтический журнал. — 1992. — № 1. — С. 71–96; № 2. — С. 59–88 (окончание).
8. Фараджев, К. В. Отчаяние и надежды Франца Кафки / К. В. Фараджев.— URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> library.by/portalus/modules/history/special/kafka/faragaev.htm (дата обращения: 12.02.2023).
9. Розин, В. М. Правильно ли были расколдованы странности и истоки сексуальности? : (полемические заметки) / В. М. Розин // Человек. — 2021. — № 2. — С. 147–150.
10. Розин, В. М. Психическая травма и исцеление. Экзистенциальный выбор или сознательное построение собственной жизни (по следам книги Эдит Ева Эгерт «Выбор») / В. М. Розин // Психология и Психотехника. — 2020. — № 3. — С. 84–94.
11. Ганеман, С. Органон врачебного искусства / С. Ганеман. — Москва : Атлас, 1992. — 204 с.
12. Розин, В. М. Учение о сновидениях и психических реальностях — одно из условий психологической интерпретации искусства / В. М. Розин // Природа и генезис европейского искусства (философский и культурно-исторический анализ). — Москва, 2011. — С. 350–397
13. Розин, В. М. Психология: наука и практика / В. М. Розин. — Москва : РГГУ : Омега-Л, 2005. — 542 с.
14. Розин, В. М. Анализ метода Яценко, позволяющего оперативно снимать алкогольную зависимость / В. М. Розин // Мир психологии. — 1997. — № 1.
15. 7.. Назлоян, Г. М. Зеркальный двойник. Утрата и обретение. Психотерапия методом скульптурного портретирования / Г. М. Назлоян. — Москва : Друза : Московский институт маскотерапии, 1994. — 115 с.
16. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. — Москва : Наука, 1988. — 429 с.
17. Лапышова, А. Что такое ′травма′? / А. Лапышова. — URL: <a href="https://www.b17.ru/" target="_blank">https://www.b17.ru/</a> article/403324/ (дата обращения: 12.01.2024).
18. Консторум, С. Катамнез одного случая шизофрении / С. Консторум // Московский психотерапевтический журнал. — 1992. — № 1. — С. 170–193.
19. Киз, Д. Множественные умы Билли Миллигана / Д. Киз. — Москва : ЭКСМО ; Санкт-Петербург : Домино, 2003. — 509 с.
20. Кафка, Ф. Сочинения : в 3 т. / Ф. Кафка. — Москва: Художественная литература, 1994. — Т. 3. — 557 с.

Остальные статьи