Вопреки теоретическим основаниям отечественной психологии
Аннотация
В последние десятилетия государственная образовательная политика в России заметно изменилась. В средних школах введен Единый государственный экзамен. Подготовку специалистов в вузах заменили бакалавриатом и магистратурой, разрушив советские образовательные программы. Значительную часть очных форм содержательных взаимодействий заменили информационными технологиями и дистанционными формами обучения. Все эти преобразования часто обосновываются ссылками на теорию культурно-исторического развития высших психических функций и психологическую теорию деятельности. Вместе с тем результаты «оптимизации» в образовательных учреждениях страны вступают в прямое противоречие с указанными теоретическими подходами и соответствуют наивным гипотезам о том, что «мозг внутри мозга с помощью мозга порождает психику на основе обработки информации, поступающей через органы чувств».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2024 |
Страницы | 118-132 |
УДК | 37.014.4 |
DOI | 10.51944/20738498_2024_1_118 |
Если обратиться к содержанию научно-психологических журналов, где публикуются и обсуждаются результаты теоретических и прикладных исследований в области педагогической психологии, складывается впечатление успешности и благополучия в реализации государственной образовательной политики. При этом авторы многочисленных публикаций неизменно ссылаются то на основания теории культурно-исторического развития высших психических функций, то на основания психологической теории деятельности. Вместе с тем не обсуждаются и не соотносятся фактические результаты реальной образовательной политики и последствий «оптимизации» с теоретическими основаниями системно-деятельностной культурно-исторической психологии. В связи с этим полезно обратить внимание на содержание тех оснований, которые вступают в прямые противоречия с центральными направлениями государственной образовательной политики.
Прежде всего, отметим две основополагающие гипотезы, сложившиеся в истории отечественной психологии, которые радикально изменили представления о предмете исследования и традиционные направления анализа психических явлений:
Во-первых, это гипотеза о формировании, развитии и актуализации психических функций/процессов не внутри организма (нервной системы, мозга и т. д.), а между организмом и предметными условиями окружающего мира/окружающей среды — в составе активных взаимодействий организма с предметным окружением [5; 7; 17; 18; 21].
Во-вторых, гипотеза о том, что психические функции/процессы не могут порождаться физиологическими/нейрофизиологическими процессами внутри организма, а строятся и воспроизводятся в качестве ориентировочной основы предметных действий в составе реализуемых организмом направлений жизнедеятельности. При этом физиологические и биохимические процессы в органах и тканях организма подстраиваются под активно строящиеся способы ориентировки и организации предметных действий (от ориентировочно-исследовательской активности органов чувств и мышечно-двигательных координаций — к головному мозгу и только вторично, производно от мозга — к органам чувств и мышечно-двигательным координациям).
Эти две гипотезы имплицитно зарождались и присутствовали в работах Л. С. Выготского, П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, постепенно получая развитие в работах советских психологов и физиологов [20; 21].