Дата публикации: 01.01.2024

Вопреки теоретическим основаниям отечественной психологии

Аннотация

В последние десятилетия государственная образовательная политика в России заметно изменилась. В средних школах введен Единый государственный экзамен. Подготовку специалистов в вузах заменили бакалавриатом и магистратурой, разрушив советские образовательные программы. Значительную часть очных форм содержательных взаимодействий заменили информационными технологиями и дистанционными формами обучения. Все эти преобразования часто обосновываются ссылками на теорию культурно-исторического развития высших психических функций и психологическую теорию деятельности. Вместе с тем результаты «оптимизации» в образовательных учреждениях страны вступают в прямое противоречие с указанными теоретическими подходами и соответствуют наивным гипотезам о том, что «мозг внутри мозга с помощью мозга порождает психику на основе обработки информации, поступающей через органы чувств».




Если обратиться к содержанию научно-психологических журналов, где публикуются и обсуждаются результаты теоретических и прикладных исследований в области педагогической психологии, складывается впечатление успешности и благополучия в реализации государственной образовательной политики. При этом авторы многочисленных публикаций неизменно ссылаются то на основания теории культурно-исторического развития высших психических функций, то на основания психологической теории деятельности. Вместе с тем не обсуждаются и не соотносятся фактические результаты реальной образовательной политики и последствий «оптимизации» с теоретическими основаниями системно-деятельностной культурно-исторической психологии. В связи с этим полезно обратить внимание на содержание тех оснований, которые вступают в прямые противоречия с центральными направлениями государственной образовательной политики.

Прежде всего, отметим две основополагающие гипотезы, сложившиеся в истории отечественной психологии, которые радикально изменили представления о предмете исследования и традиционные направления анализа психических явлений:

Во-первых, это гипотеза о формировании, развитии и актуализации психических функций/процессов не внутри организма (нервной системы, мозга и т. д.), а между организмом и предметными условиями окружающего мира/окружающей среды — в составе активных взаимодействий организма с предметным окружением [5; 7; 17; 18; 21].

Во-вторых, гипотеза о том, что психические функции/процессы не могут порождаться физиологическими/нейрофизиологическими процессами внутри организма, а строятся и воспроизводятся в качестве ориентировочной основы предметных действий в составе реализуемых организмом направлений жизнедеятельности. При этом физиологические и биохимические процессы в органах и тканях организма подстраиваются под активно строящиеся способы ориентировки и организации предметных действий (от ориентировочно-исследовательской активности органов чувств и мышечно-двигательных координаций — к головному мозгу и только вторично, производно от мозга — к органам чувств и мышечно-двигательным координациям).

Эти две гипотезы имплицитно зарождались и присутствовали в работах Л. С. Выготского, П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, постепенно получая развитие в работах советских психологов и физиологов [20; 21].

Список литературы

1. Леонтьев, А. А. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность / А. А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. — Москва : Смысл, 2005. — 431 с.
2. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. тр. / Д. Б. Эльконин. — Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. — 416 с.
3. 30.Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. — Москва : Академия, 1998. — 288 с.
4. 29.Сурмава, А. М. Мышление и деятельность / А. М. Сурмава. — Москва : НИУ МИЭТ, 2012. — 264 с.
5. 28.Соколова, Е. Е. Введение в психологию / Е. Е. Соколова // Общая психология : в 7 т. — Москва : Академия, 2007. — Т. 1. — 352 с.
6. Соколова, Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии / Е. Е. Соколова. — Москва : Смысл, 2003. — 687 с.
7. 26.Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении / Н. Г. Салмина. — Москва : Изд-во Московского университета, 1988. — 288 с.
8. 25.Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург : Питер, 2003. — 512 с.
9. Обухова, Л. Ф. Основы общей (генетической) психологии. Теория П. Я. Гальперина и формирующий эксперимент / Л. Ф. Обухова. — Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. — 292 с.
10. 23.Маланов, С. В. Три последовательных шага в образовательной политике: от Единого государственного экзамена к Болонской системе и цифровизации / С. В. Маланов // Известия Российской академии образования. — 2023. — № 1 (61). — С. 72–85. — DOI: 10.51944/20
11. 22.Маланов, С. В. От предметности психических функций к предметному содержанию психологии / С. В. Маланов // Теоретичні дослідження у психології : 132 монографічна серія / сост. В. О. Мєдінцев. — 2021. — Т. XIV. — С. 2–17. — DOI: 10.24412/2616-6860-2021-3
12. Маланов, С. В. О двух исходных основаниях выделения предмета исследования и построения общепсихологической теории / С. В. Маланов // Теоретичні дослідження у психології : монографічна серія / сост. В. О. Мєдінцев. — 2020. — Т. X. — С. 27–38. — DOI: 10
13. Маланов, С. В. К проблеме эволюционного развития психических функций: от мозга к психике или от психики к мозгу? / С. В. Маланов // Теоретичні дослідження у психології : монографічна серія / сост. В. О. Мєдінцев. — 2019. — Т. VII. — С. 47–71 — DOI: 10
14. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучение / А. Н. Леонтьев. — Москва : Смысл, 2009. — 423 с.
15. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. — Москва : Смысл, 2000. — 511 с.
16. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — Москва : Мысль, 1965. — 574 с.
17. Анохин, П. К. Философские аспекты теории функциональных систем / П. К. Анохин. — Москва : Наука, 1978. — 400 с.
18. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А. А. Леонтьев. — Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. — 392 с.
19. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. — Москва : Смысл, 1997. — 365 с.
20. Леонтьев, А. А. Люди науки : Лев Семенович Выготский / А. А. Леонтьев. — Москва : Просвещение, 1990. — 158 с.
21. Ильясов, И. И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. — Москва : Изд-во Московского университета, 1986. — 200 с.
22. Иванников, В. А. Основы психологии : курс лекций / В. А. Иванников. — Санкт-Петербург : Питер, 2010. — 336 с.
23. Запорожец, А. В. Психология действия / А. В. Запорожец. — Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2000. — 736 с.
24. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — Москва : ИНТОР, 1996. — 541 с.
25. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. — Москва : Кн. дом «Университет» : Высшая школа, 2002. — 400 с.
26. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука / П. Я. Гальперин. — Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж: МОДЭК, 1998. — 480 с.
27. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — Москва : Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
28. Выготский, Л. С. Этюды по истории поведения : Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. — Москва : Педагогика, 1993. — 224 с.
29. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. — Москва : Педагогика, 1983. — Т. 3. Проблемы развития психики. — 368 с.
30. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. — Москва : Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.
31. Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений / Н. А. Бернштейн. — Москва : Изд-во Института практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. — 608 с.

Остальные статьи