Дата публикации: 01.01.2024

Вопреки теоретическим основаниям отечественной психологии

Аннотация

В последние десятилетия государственная образовательная политика в России заметно изменилась. В средних школах введен Единый государственный экзамен. Подготовку специалистов в вузах заменили бакалавриатом и магистратурой, разрушив советские образовательные программы. Значительную часть очных форм содержательных взаимодействий заменили информационными технологиями и дистанционными формами обучения. Все эти преобразования часто обосновываются ссылками на теорию культурно-исторического развития высших психических функций и психологическую теорию деятельности. Вместе с тем результаты «оптимизации» в образовательных учреждениях страны вступают в прямое противоречие с указанными теоретическими подходами и соответствуют наивным гипотезам о том, что «мозг внутри мозга с помощью мозга порождает психику на основе обработки информации, поступающей через органы чувств».




Если обратиться к содержанию научно-психологических журналов, где публикуются и обсуждаются результаты теоретических и прикладных исследований в области педагогической психологии, складывается впечатление успешности и благополучия в реализации государственной образовательной политики. При этом авторы многочисленных публикаций неизменно ссылаются то на основания теории культурно-исторического развития высших психических функций, то на основания психологической теории деятельности. Вместе с тем не обсуждаются и не соотносятся фактические результаты реальной образовательной политики и последствий «оптимизации» с теоретическими основаниями системно-деятельностной культурно-исторической психологии. В связи с этим полезно обратить внимание на содержание тех оснований, которые вступают в прямые противоречия с центральными направлениями государственной образовательной политики.

Прежде всего, отметим две основополагающие гипотезы, сложившиеся в истории отечественной психологии, которые радикально изменили представления о предмете исследования и традиционные направления анализа психических явлений:

Во-первых, это гипотеза о формировании, развитии и актуализации психических функций/процессов не внутри организма (нервной системы, мозга и т. д.), а между организмом и предметными условиями окружающего мира/окружающей среды — в составе активных взаимодействий организма с предметным окружением [5; 7; 17; 18; 21].

Во-вторых, гипотеза о том, что психические функции/процессы не могут порождаться физиологическими/нейрофизиологическими процессами внутри организма, а строятся и воспроизводятся в качестве ориентировочной основы предметных действий в составе реализуемых организмом направлений жизнедеятельности. При этом физиологические и биохимические процессы в органах и тканях организма подстраиваются под активно строящиеся способы ориентировки и организации предметных действий (от ориентировочно-исследовательской активности органов чувств и мышечно-двигательных координаций — к головному мозгу и только вторично, производно от мозга — к органам чувств и мышечно-двигательным координациям).

Эти две гипотезы имплицитно зарождались и присутствовали в работах Л. С. Выготского, П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, постепенно получая развитие в работах советских психологов и физиологов [20; 21].

Список литературы

1. Il`yasov, I. I. Struktura processa ucheniya / I. I. Il`yasov. — Moskva: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1986. — 200 s.
2. 12. Ильясов, И. И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. — Москва: Изд-во Московского университета, 1986. — 200 с.
3. Ivannikov, V. A. Osnovy` psixologii: kurs lekcij / V. A. Ivannikov. — Sankt-Peterburg: Piter, 2010. — 336 s.
4. 11. Иванников, В. А. Основы психологии: курс лекций / В. А. Иванников. — Санкт-Петербург: Питер, 2010. — 336 с.
5. Zaporozhecz, A. V. Psixologiya dejstviya / A. V. Zaporozhecz. — Moskva: Moskovskij psixologo-social`ny`j institut; Voronezh: MODE`K, 2000. — 736 s.
6. 10. Запорожец, А. В. Психология действия / А. В. Запорожец. — Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. — 736 с.
7. Davy`dov, V. V. Teoriya razvivayushhego obucheniya / V. V. Davy`dov. — Moskva: INTOR, 1996. — 541 s.
8. 9. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — Москва: ИНТОР, 1996. — 541 с.
9. Gal`perin, P. Ya. Lekcii po psixologii / P. Ya. Gal`perin. — Moskva: Kn. dom «Universitet»: Vy`sshaya shkola, 2002. — 400 s.
10. 8. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. — Москва: Кн. дом «Университет»: Высшая школа, 2002. — 400 с.
11. Gal`perin, P. Ya. Psixologiya kak ob``ektivnaya nauka / P. Ya. Gal`perin. — Moskva: Moskovskij psixologo-social`ny`j institut; Voronezh: MODE`K, 1998. — 480 s.
12. 7. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука / П. Я. Гальперин. — Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1998. — 480 с.
13. Vy`gotskij, L. S. Pedagogicheskaya psixologiya / L. S. Vy`gotskij. — Moskva: Pedagogika-Press, 1996. — 536 s.
14. 6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — Москва: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
15. Vy`gotskij, L. S. E`tyudy` po istorii povedeniya: Obez`yana. Primitiv. Rebenok / L. S. Vy`gotskij, A. R. Luriya. — Moskva: Pedagogika, 1993. — 224 s.
16. 5. Выготский, Л. С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. — Москва: Педагогика, 1993. — 224 с.
17. Vy`gotskij, L. S. Sobranie sochinenij: v 6 t. / L. S. Vy`gotskij. — Moskva: Pedagogika, 1983. — T. 3. Problemy` razvitiya psixiki. — 368 s.
18. 4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. — Москва: Педагогика, 1983. — Т. 3. Проблемы развития психики. — 368 с.
19. Vilyunas, V. K. Psixologicheskie mexanizmy` motivacii cheloveka / V. K. Vilyunas. — Moskva: Izd-vo MGU, 1990. — 288 s.
20. 3. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. — Москва: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.
21. Bernshtejn, N. A. Biomexanika i fiziologiya dvizhenij / N. A. Bernshtejn. — Moskva : Izd-vo Instituta prakticheskoj psixologii ; Voronezh : MODE`K, 1997. — 608 s.
22. 2. Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений / Н. А. Бернштейн. — Москва: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. — 608 с.
23. Anoxin, P. K. Filosofskie aspekty` teorii funkcional`ny`x sistem / P. K. Anoxin. — Moskva: Nauka, 1978. — 400 s.
24. 1. Анохин, П. К. Философские аспекты теории функциональных систем / П. К. Анохин. — Москва: Наука, 1978. — 400 с.
25. Malanov, S. V. Ot predmetnosti psixicheskix funkcij k predmetnomu soderzhaniyu psixologii / S. V. Malanov // Теоретичні дослідження у психології: монографічна серія / сост. В. О. Мєдінцев. — 2021. — T. XIV. — S. 2–17. — DOI: 10.24412/26166860-2021-3-2-17
26. 22. Маланов, С. В. От предметности психических функций к предметному содержанию психологии / С. В. Маланов // Теоретичні дослідження у психології: монографічна серія / сост. В. О. Мєдінцев. — 2021. — Т. XIV. — С. 2–17. — DOI: 10.24412/2616-6860-2021-3-2-1
27. Malanov, S. V. O dvux isxodny`x osnovaniyax vy`deleniya predmeta issledovaniya i postroeniya obshhepsixologicheskoj teorii / S. V. Malanov // Теоретичні дослідження у психології: монографічна серія / сост. В. О. Мєдінцев. — 2020. — T. X. — S. 27–38. — DOI
28. 21. Маланов, С. В. О двух исходных основаниях выделения предмета исследования и построения общепсихологической теории / С. В. Маланов // Теоретичні дослідження у психології: монографічна серія / сост. В. О. Мєдінцев. — 2020. — Т. X. — С. 27–38. — DOI: 10.
29. Malanov, S. V. K probleme e`volyucionnogo razvitiya psixicheskix funkcij: ot mozga k psixike ili ot psixiki k mozgu? / S. V. Malanov // Теоретичні дослідження у психології : монографічна серія / сост. В. О. Мєдінцев. — 2019. — T. VII. — S. 47–71 — DOI: 10
30. 20. Маланов, С. В. К проблеме эволюционного развития психических функций: от мозга к психике или от психики к мозгу? / С. В. Маланов // Теоретичні дослідження у психології : монографічна серія / сост. В. О. Мєдінцев. — 2019. — Т. VII. — С. 47–71 — DOI: 10
31. Leont`ev, A. N. Psixologicheskie osnovy` razvitiya rebenka i obuchenie / A. N. Leont`ev. — Moskva: Smy`sl, 2009. — 423 s.
32. 19. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучение / А. Н. Леонтьев. — Москва: Смысл, 2009. — 423 с.
33. Leont`ev, A. N. Problemy` razvitiya psixiki / A. N. Leont`ev. — Moskva: My`sl`, 1965. — 574 s.
34. 18. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. — Москва: Смысл, 2000. — 511 с.
35. Leont`ev, A. N. Lekcii po obshhej psixologii / A. N. Leont`ev. — Moskva: Smy`sl, 2000. — 511 s.
36. 17. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — Москва: Мысль, 1965. — 574 с.
37. Leont`ev, A. A. Aleksej Nikolaevich Leont`ev. Deyatel`nost`, soznanie, lichnost` / A. A. Leont`ev, D. A. Leont`ev, E. E. Sokolova. — Moskva: Smy`sl, 2005. — 431 s.
38. 16. Леонтьев, А. А. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность / А. А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. — Москва: Смысл, 2005. — 431 с.
39. Leont`ev, A. A. Yazy`k i rechevaya deyatel`nost` v obshhej i pedagogicheskoj psixologii / A. A. Leont`ev. — Moskva: Moskovskij psixologo-social`ny`j institut; Voronezh: MODE`K, 2001. — 392 s.
40. 15. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А. А. Леонтьев. — Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001. — 392 с.
41. Leont`ev, A. A. Psixologiya obshheniya / A. A. Leont`ev. — Moskva: Smy`sl, 1997. — 365 s.
42. 14. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. — Москва: Смысл, 1997. — 365 с.
43. Leont`ev, A. A. Lyudi nauki: Lev Semenovich Vy`gotskij / A. A. Leont`ev. — Moskva: Prosveshhenie, 1990. — 158 s.
44. 13. Леонтьев, А. А. Люди науки: Лев Семенович Выготский / А. А. Леонтьев. — Москва: Просвещение, 1990. — 158 с.
45. E`l`konin, D. B. Psixicheskoe razvitie v detskix vozrastax: izbr. psixol. tr. / D. B. E`l`konin. — Moskva: Moskovskij psixologo-social`ny`j institut ; Voronezh : MODE`K, 2001. — 416 s.
46. 31. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избр. психол. тр. / Д. Б. Эльконин. — Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001. — 416 с.
47. Taly`zina, N. F. Pedagogicheskaya psixologiya / N. F. Taly`zina. — Moskva: Akademiya, 1998. — 288 s.
48. 30.Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. — Москва: Академия, 1998. — 288 с.
49. Surmava, A. M. My`shlenie i deyatel`nost` / A. M. Surmava. — Moskva NIU MIE`T, 2012. — 264 s.
50. 29.Сурмава, А. М. Мышление и деятельность / А. М. Сурмава. — Москва: НИУ МИЭТ, 2012. — 264 с.
51. Sokolova, E. E. Vvedenie v psixologiyu / E. E. Sokolova // Obshhaya psixologiya: v 7 t. — Moskva: Akademiya, 2007. — T. 1. — 352 s.
52. 28.Соколова, Е. Е. Введение в психологию / Е. Е. Соколова // Общая психология: в 7 т. — Москва: Академия, 2007. — Т. 1. — 352 с.
53. Sokolova, E. E. Trinadczat` dialogov o psixologii / E. E. Sokolova. — Moskva: Smy`sl, 2003. — 687 s.
54. 27. Соколова, Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии / Е. Е. Соколова. — Москва: Смысл, 2003. — 687 с.
55. Salmina, N. G. Znak i simvol v obuchenii / N. G. Salmina. — Moskva: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1988. — 288 s.
56. 26.Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении / Н. Г. Салмина. — Москва: Изд-во Московского университета, 1988. — 288 с.
57. Rubinshtejn, S. L. By`tie i soznanie. Chelovek i mir / S. L. Rubinshtejn. — Sankt-Peterburg: Piter, 2003. — 512 s.
58. 25.Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург: Питер, 2003. — 512 с.
59. Obuxova, L. F. Osnovy` obshhej (geneticheskoj) psixologii. Teoriya P. Ya. Gal`perina i formiruyushhij e`ksperiment / L. F. Obuxova. — Moskva: FGBOU VO MGPPU, 2022. — 292 s.
60. 24. Обухова, Л. Ф. Основы общей (генетической) психологии. Теория П. Я. Гальперина и формирующий эксперимент / Л. Ф. Обухова. — Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. — 292 с.
61. Malanov, S. V. Tri posledovatel`ny`x shaga v obrazovatel`noj politike: ot Edinogo gosudarstvennogo e`kzamena k Bolonskoj sisteme i cifrovizacii / S. V. Malanov // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. — 2023. — № 1 (61). — S. 72–85. — DOI: 10.51944/
62. 23.Маланов, С. В. Три последовательных шага в образовательной политике: от Единого государственного экзамена к Болонской системе и цифровизации / С. В. Маланов // Известия Российской академии образования. — 2023. — № 1 (61). — С. 72–85. — DOI: 10.51944/20

Остальные статьи