Дата публикации: 01.01.2024

Переосмысление роли преподавателя в современном образовании: адъюнктификация или усиление человеческого фактора?

Аннотация

В статье рассматривается проблема трансформации роли педагога в современном образовании. Делается акцент на том, что для современного общества характерна проблема избыточности доступной информации, в связи с чем возникает необходимость смещения основных ролей педагога, главными из которых становятся те, которые позволяют не передавать знания, а отбирать нужное/ненужное из доступного массива, увлекать процессом обучения и определенной стратегией работы с данными, а также научить слушать и слышать другого. Отмечается, что современное образование не предполагает и не порождает принципиально новых педагогических ролей, однако требует определенного перераспределения ролей, традиционно характерных для педагога. В качестве ключевых на сегодня ролей автор выделяет три: Сталкера, Пассионария и Собеседника, анализируя особенности каждой из них, их значимость с точки зрения цели образования и причин повышения этой значимости в современном обществе, а также основные трудности, которые могут возникать у педагогов в связи с освоением данных ролей.




В связи с феноменами цифровизации и глобализации в современном обществе периодически возникают и разгораются дискуссии, касающиеся трансформации системы образования, и звучат опасения по поводу уничтожения классического института образования. Особенную тревогу вызывает возможное исчезновение в структуре образования одного из необходимых субъектов образовательного процесса — живого преподавателя в связи с его «выведением за штат», или «адъюнктификацией». Суть проблемы довольно точно передает аналогия, приведенная Скоттом Макнили, председателем хай-тек-компании Sun Microsystems. «Некогда, — сказал он, — тысячи пианистов обеспечивали живым музыкальным сопровождением фильмы в американских кинотеатрах, затем в один прекрасный день появилась технология звукозаписи саундтрека, и внезапно все эти музыканты остались не у дел, за исключением “пары пианистов, перебравшихся в Лос-Анджелес”, чтобы производить записанную музыку к кинофильмам. Точно так же “содержание” курса (чтение лекции, решение задач, опросы и т. п.) теперь может быть загружено на интерактивный сайт, а инструкторы, нанятые в основном на почасовой основе, могут оценивать работу студентов онлайн. Люди, которые в доцифровую эпоху были бы преподавателями в колледже, теперь будут вынуждены “заняться какими-то другими, более продуктивными вещами” — как это случилось с устаревшими таперами» (цит. по: [9, c. 9]). Впрочем, вовсе не все специалисты в области образования видят в такой возможности угрозу.

Например, Ф. Альтбах [2; 23; 24] рассматривает такое устранение дополнительного посредника между обучающимся и нужной ему информацией как безусловное благо, поскольку в таком случае возрастает доступность образования и минимизируется опасность недостоверной передачи знаний недостаточно компетентным педагогом. Согласны с ним и некоторые отечественные исследователи, считающие, что если «люди увидят, что, вместо того чтобы слушать курс у плохого запинающегося преподавателя, который не читал многих новых книжек, они могут прослушать этот курс непосредственно у профессора из Йеля или Лондона, который эти новые книжки пишет» [13, с. 213] и воспользуются этой возможностью, то это будет плюсом для образования в целом, поскольку в результате цифровизации доступнее становятся содержательно и технически наилучшие образцы в сфере образования.

Некоторые современные специалисты идут еще дальше. «Время традиционного обучения и биологических белковых преподавателей закончилось, начинается время электронного обучения и электронных преподавателей», — заявляет, например, М. П. Карпенко (см.: [15]), президент Академии компьютерных наук. И он так же не видит в этом ничего страшного, как и основатель проекта «Е-проф» Александр Молчанов, заявляющий: «…если вы слишком часто задаете себе вопрос “Через сколько времени робот заменит учителя? ”, это означает только одно — он уже заменил учителя, и учителю в этом мире становится не комфортно, в отличие от детей, которые родились и растут в эпоху рождения и расцвета роботов» [15].

Действительно, как показывают опросы, чем моложе респонденты, тем меньше их пугает перспектива внедрения различных технологий, в том числе и технологий искусственного интеллекта, в повседневную жизнь [22], и учащиеся в большинстве своем не видят ничего страшного в том, чтобы получать образование, «минуя фигуру педагога» или заменив живого преподавателя системами искусственного интеллекта. Образ, нарисованный А. Азимовым в 1977 г. в эссе «Новые учителя» [1] и казавшийся тогда фантастическим, не выглядит для них ни нереальным, ни пугающим. Вопрос А. Азимова: «Кто говорит, что учителя должны быть людьми или вообще живыми существами?» [там же, с. 768] — сегодня уже не кажется риторическим. Особенно если учесть, что предложенный А. Азимовым способ «роботизированного обучения» максимально близок к тому, что могут предложить и уже предлагают современные технологии искусственного интеллекта: систему обучения, при которой «ученик будет задавать вопросы, отвечать на них, делать заключения, высказывать свое мнение, благодаря чему машина оценит его прогресс и в соответствии с этим будет менять скорость и интенсивность курса обучения и, что еще важнее, ставить акценты на вопросах, которые больше всего занимают ученика» [там же, с. 769], создавая больше возможностей для индивидуализированного обучения, чем это может себе позволить любой живой человек, работающий по традиционной классноурочной системе с тридцатью и более учениками одновременно.

В такой перспективе обращение «к всезнающей, гибкой и бесконечно терпеливой машине» [там же, с. 770] кажется более предпочтительным, чем обучение у очевидно не всезнающего, упорствующего в своих убеждениях и не всегда терпеливого педагога — и потому отмирание профессии педагога и представляется части исследователей в принципе возможным. Да и общественное мнение частично согласно с такой перспективой: каждый четвертый россиянин допускает, что в будущем вполне возможно обучение детей в школах с помощью искусственного интеллекта, а использование искусственного интеллекта в школе так же каждым четвертым респондентом уже сейчас рассматривается как важный навык современного человека [6].

Список литературы

1. 14. Миронов, В. В. Философия — вневременное смысловое пространство, внутри которого идет диалог между философами / В. В. Миронов // Единство разнообразия. Разнообразие единства. — Москва, 2015. — С. 117–147.
2. Mironov, V. V. Filosofiya — vnevremennoe smy`slovoe prostranstvo, vnutri kotorogo idet dialog mezhdu filosofami / V. V. Mironov // Edinstvo raznoobraziya. Raznoobrazie edinstva. — Moskva, 2015. — S. 117–147
3. 15. Молчанов, А. Робот vs учитель: нереальная реальность / А. Молчанов // Вести образования. — 2017. — URL: <a href="https://vogazeta.ru/articles/2017/11/8/blog/864-robot_vs_" target="_blank">https://vogazeta.ru/articles/2017/11/8/blog/864-robot_vs_</a> uchitel_nerealnaya_realnost (дата обращения: 12.01.2024).
4. Molchanov, A. Robot vs uchitel`: nereal`naya real`nost` / A. Molchanov // Vesti obrazovaniya. — 2017. — URL: <a href="https://vogazeta.ru/articles/2017/11/8/blog/864-robot_vs_uchitel_nerealnaya_realnost" target="_blank">https://vogazeta.ru/articles/2017/11/8/blog/864-robot_vs_uchitel_nerealnaya_realnost</a> (data obrashheniya: 12.01.2024).
5. 16. Образование: сокрытые сокровища: Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. — Москва: Изд-во ЮНЕСКО, 1996. — 31 с.
6. Obrazovanie: sokry`ty`e sokrovishha: Osnovny`e polozheniya Doklada Mezhdunarodnoj komissii po obrazovaniyu dlya XXI veka. — Moskva: Izd-vo YuNESKO, 1996. — 31 s.
7. 17. Розанов, В. В. Три главные принципа образования / В. В. Розанов // Сумерки просвещения. — Санкт-Петербург, 1899. — С. 83–93.
8. Rozanov, V. V. Tri glavny`e principa obrazovaniya / V. V. Rozanov // Sumerki prosveshheniya. — Sankt-Peterburg, 1899. — S. 83–93.
9. 18. Симмонс, Д. Предисловие автора к рассказу «Гибель кентавра» / Д. Симмонс // Сироты вечности. — Санкт-Петербург; Москва, 2019. — С. 257–259.
10. Simmons, D. Predislovie avtora k rasskazu «Gibel` kentavra» / D. Simmons // Siroty` vechnosti. — Sankt-Peterburg; Moskva, 2019. — S. 257–259.
11. 19. Симмонс, Д. Эндимион / Д. Симмонс. — Москва: АСТ, 2020. — 672 с. — (Эксклюзивная классика).
12. Simmons, D. E`ndimion / D. Simmons. — Moskva: AST, 2020. — 672 s. — (E`ksklyuzivnaya klassika).
13. 20. Хайдеггер, М. Переписка, 1920–1963 / М. Хайдеггер, К. Ясперс. — Москва: Ad Marginem, 2001. — 416 с.
14. Xajdegger, M. Perepiska, 1920–1963 / M. Xajdegger, K. Yaspers. — Moskva: Ad Marginem, 2001. — 416 s.
15. 21. Эко, У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: учеб.-метод. пособие / У. Эко; пер. с ит. Е. Костюкович. — 2 изд. — Москва: Университет, 2003. — 240 с.
16. E`ko, U. Kak napisat` diplomnuyu rabotu. Gumanitarny`e nauki : ucheb.-metod. posobie / U. E`ko ; per. s it. E. Kostyukovich. — 2 izd. — Moskva: Universitet, 2003. — 240 s.
17. 22. Этика в эпоху роботизации: изучаем баланс // ВЦИОМ. — 2023. — URL: <a href="https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ehtika-v-ehpokhu-robotizaciiishchem-balans" target="_blank">https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ehtika-v-ehpokhu-robotizaciiishchem-balans</a> (дата обращения: 05.01.2024).
18. E`tika v e`poxu robotizacii: izuchaem balans // VCIOM. — 2023. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ehtika-v-ehpokhu-robotizacii-ishchembalans (data obrashheniya: 05.01.2024).
19. 23. Altbach, Ph. G. Trends in global higher education: Tracking an academic revolution / Ph. G. Altbach, L. Reisberg, L. E. Rumbley. — Rotterdam, Netherlands: Sense, 2010. — 279 p.
20. 24. Altbach, Ph. G. Internationalization and Global Tension: Lessons from History / Ph. G. Altbach, H. de Wit // Journal of Studies in International Education. — 2015. — Vol. 19, № 1. — P. 4–10. — <a href="https://doi.org/10.1177%2F1028315314564734" target="_blank">https://doi.org/10.1177%2F1028315314564734</a>
21. 25. Postman, N. Teaching as a Subversive Activity / N. Postman, Ch. Weingartner. — New York: Delacorte, 1969. — 268 р.
22. 26. Sankar, C. Competencies Required of Engineering Students Conducting International Projects / C. Sankar // International Journal of Project Management and Productivity Assessment (IJPMPA). — 2021. — Vol. 9, № 2. — P. 1–16. — DOI: 10.4018/ IJPMPA.202107
23. 27. The Future of Jobs Report: World Economic Forum. — 2020. — URL: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2020/ (date of the application: 14.01.2024).
24. 28. Which “culture”? A critical analysis of intercultural communication in engineering education / M. Handford, J. Van Maele, P. Matous, Y. Maemura // Journal of Engineering Education. — 2019. — Vol. 108, № 2. — P. 161–177. — DOI: 10.1002/jee.20254
25. 1. Азимов, А. Новые учителя / А. Азимов // Мечты роботов. — Москва, 2009. — С. 768–770.
26. Azimov, A. Novy`e uchitelya / A. Azimov // Mechty` robotov. — Moskva, 2009. — S. 768–770.
27. 2. Альтбах, Ф. Дж. Глобальные перспективы высшего образования / Ф. Дж. Альтбах. — Москва: Высшая школа экономики, 2018. — 548 с. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.17323/978-5-7598-1712-3
28. Al`tbax, F. Dzh. Global`ny`e perspektivy` vy`sshego obrazovaniya / F. Dzh. Al`tbax. — Moskva: Vy`sshaya shkola e`konomiki, 2018. — 548 s. — <a href="https://doi.org/10.17323/978-57598-1712-3" target="_blank">https://doi.org/10.17323/978-57598-1712-3</a>
29. 3. Биггл-младший, Л. Какая прелестная школа! / Л. Биггл-младший // Библиотека современной фантастики: в 15 т. — Москва, 1967. — Т. 10. Антология фантастических рассказов английских и американских писателей. — С. 295–334.
30. Biggl-mladshij, L. Kakaya prelestnaya shkola! / L. Biggl-mladshij // Biblioteka sovremennoj fantastiki : v 15 t. — Moskva, 1967. — T. 10. Antologiya fantasticheskix rasskazov anglijskix i amerikanskix pisatelej. — S. 295–334.
31. 4. Бодрийяр, Ж. Реквием по масс-медиа / Ж. Бодрийяр // Поэтика и политика: Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской академии наук. — Москва; Санкт-Петербург, 1999. — С. 193–226.
32. Bodrijyar, Zh. Rekviem po mass-media / Zh. Bodrijyar // Poe`tika i politika: Al`manax Rossijsko-franczuzskogo centra sociologii i filosofii Instituta sociologii Rossijskoj akademii nauk. — Moskva; Sankt-Peterburg, 1999. — S. 193–226.
33. 5. Бондарева, Л. В. Влияние «мягких» навыков на готовность к самостоятельному трудоустройству: опыт самооценки будущих инженеров / Л. В. Бондарева, Т. В. Потемкина, Г. С. Саулембекова // Высшее образование в России. — 2021. — Т. 30, № 12. — С. 59–74.
34. Bondareva, L. V. Vliyanie «myagkix» navy`kov na gotovnost` k samostoyatel`nomu trudoustrojstvu: opy`t samoocenki budushhix inzhenerov / L. V. Bondareva, T. V. Potemkina, G. S. Saulembekova // Vy`sshee obrazovanie v Rossii. — 2021. — T. 30, № 12. — S. 59–7
35. 6. «Вебер» провел социологический опрос: «Сможет ли ChatGPT и искусственный интеллект заменить учителя?» // 53 новости. — 2023. — URL: <a href="https://53news.ru/novosti/" target="_blank">https://53news.ru/novosti/</a> veber-provyol-socziologicheskij-opros-smozhet-li-chatgpt-i-iskusstvennyj-intellekt-zamenituch
36. «Veber» provel sociologicheskij opros: «Smozhet li ChatGPT i iskusstvenny`j intellekt zamenit` uchitelya?»// 53 novosti. — 2023. — URL: <a href="https://53news.ru/novosti/veber-provyolsocziologicheskij-opros-smozhet-li-chatgpt-i-iskusstvennyj-intellekt-zamenit-uch" target="_blank">https://53news.ru/novosti/veber-provyolsocziologicheskij-opros-smozhet-li-chatgpt-i-iskusstvennyj-intellekt-zamenit-uch</a>
37. 7. Гасилин, А. В. Философский диспут и его роль в средневековом образовании / А. В. Гасилин // Гуманитарий в роли педагога: По материалам студенческой практики студентов РГГУ. — Москва, 2012. — Вып. 2. — С. 49–55.
38. Gasilin, A. V. Filosofskij disput i ego rol` v srednevekovom obrazovanii / A. V. Gasilin // Gumanitarij v roli pedagoga: Po materialam studencheskoj praktiki studentov RGGU. — Moskva, 2012. — Vy`p. 2. — S. 49–55.
39. 8. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. — Ленинград: Гидрометеоиздат, 1990. — 526 с.
40. Gumilev, L. N. E`tnogenez i biosfera Zemli / L. N. Gumilev. — Leningrad: Gidrometeoizdat, 1990. — 526 s.
41. 9. Дельбанко, Э. Колледж. Каким он был, стал и должен быть / Э. Дельбанко ; пер. с англ. И. Кушнаревой под науч. ред. А. Васильевой. — Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. — 254 с.
42. Del`banko, E`. Kolledzh. Kakim on by`l, stal i dolzhen by`t` / E`. Del`banko; per. s angl. I. Kushnarevoj pod nauch. red. A. Vasil`evoj. — Moskva: Izd. dom Vy`sshej shkoly` e`konomiki, 2015. — 254 s.
43. 10. Диалог в образовании. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — Вып. 22. — 350 с. — (Серия «Symposium»).
44. Dialog v obrazovanii. — Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshhestvo, 2002. — Vy`p. 22. — 350 s. — (Seriya «Symposium»).
45. 11. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. — Москва: Республика, 1993.— 430 с.
46. Il`in, I. A. Put` k ochevidnosti / I. A. Il`in. — Moskva: Respublika, 1993. — 430 s.
47. 12. Король, А. Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения / А. Д. Король // Педагогика. — 2007. — № 9. — С. 18–24.
48. Korol`, A. D. Dialogovy`j podxod k organizacii e`vristicheskogo obucheniya / A. D. Korol` // Pedagogika. — 2007. — № 9. — S. 18–24.
49. 13. Кузьминов, Я. И. Дискуссия «Какое будущее ждет университеты» / Я. И. Кузьминов, Д. Н. Песков // Вопросы образования. — 2017. — № 3. — С. 202–233. — <a href="http://" target="_blank">http://</a> doi. org/10.17323/1814-9545-2017-3-202-233
50. Kuz`minov, Ya. I. Diskussiya «Kakoe budushhee zhdet universitety`» / Ya. I. Kuz`minov, D. N. Peskov // Voprosy` obrazovaniya. — 2017. — № 3. — S. 202–233. — <a href="http://doi." target="_blank">http://doi.</a> org/10.17323/1814-9545-2017-3-202-233

Остальные статьи