Дата публикации: 01.01.2024

Пропедевтика обучения смысловому чтению в дошкольный период

Аннотация

В статье рассматриваются специфические подходы к обучению дошкольников смысловому чтению. Особое внимание уделяется обоснованию необходимости развития у детей умений работать со смыслами, а также разбору принципов обучения смысловому чтению и отбору текстов для чтения в дошкольный период. Авторы описывают общие методические подходы к разработке системы вопросов и заданий к текстам, основывающейся на различных типах чтения.




Введение

Вопросы обучения детей чтению являются одними из самых обсуждаемых не только в научной и педагогической, но и в родительской среде. При этом чаще всего речь идет о технической стороне этого вопроса в ущерб смысловой.

Прежде чем обучать ребенка чтению, необходимо научить его работать со смыслами. Если буквосложение — трудоемкий и не всегда посильный для дошкольника процесс (в силу функциональной незрелости участков коры больших полушарий головного мозга), то работа со смысловой стороной чтения на доступном дошкольнику материале вполне возможна и необходима.

Обучение смысловой работе с текстом в дошкольном образовании — тема, практически не раскрытая в методике. Дошкольникам регулярно читают детские произведения, но потенциал, который предоставляет этот вид работы, не используется в полной мере. Воспитатель работает с литературными произведениями в основном на уровне «понравилось — не понравилось», «согласны — не согласны». Нет активной детской деятельности с самым главным — со смыслом произведения.

Педагоги дошкольных организаций отмечают, что даже понимание фактуальной информации, данной в явном виде, у современных детей вызывает трудности. Не все дети, прослушав простой текст, могут назвать его главных героев, рассказать об описанных в нем событиях, дать оценку поступкам персонажей (то есть извлечь фактуальную информацию). Работа над пониманием подтекста требует особых усилий не только от ребенка, но и от педагога. Такие наблюдения были сделаны в период реализации в 37 субъектах Российской Федерации инновационного проекта «Комплексное развитие ребенка дошкольного возраста средствами основной образовательной программы “Детский сад 2100”» [3].

Список литературы

1. Бунеев, Р. Н. Образовательная система нового поколения: теория и практика : [монография] / Р. Н. Бунеев. — Москва : Баласс, 2009. — 208 с.
2. Бунеев, Р. Н. ФГОС и изменение подходов к обучению чтению / Р. Н. Бунеев // Начальная школа: плюс до и после. — 2014. — № 4. — С. 50–54.
3. Бунеев, Р. Н. Реализация инновационного проекта «Комплексное развитие ребенка дошкольного возраста средствами основной образовательной программы “Детский сад 2100”» на территории Республики Марий Эл / Р. Н. Бунеев, С. С. Кузнецова // Туныктышо = Учител
4. Бунеев, Р. Н. Обучение смысловому чтению. Экспедиции к неизведанным островам : методические рекомендации по организации образовательной деятельности детей 6–7 (8) лет / Р. Н. Бунеев, С. С. Кузнецова. — Москва : Баласс, 2021. — 112 с.
5. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — Москва : Просвещение, 1969. — 214 с.
6. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — 2-е изд. — Москва : Политиздат, 1977. — 304 с.
7. Леонтьев, А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А. Н. Леонтьев // Возрастная и педагогическая психология : тексты / сост. М. О. Шуаре. — Москва, 1992. — С. 42–53.
8. Маланов, С. В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста : теоретические и методические материалы. — Изд. 2-е, перераб. и доп. / С. В. Маланов. — Москва : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2012. — 3
9. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Комплексные образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / под науч. ред. Р. Н. Бунеева. — Изд. 3-е, перераб. — Москва
10. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности : избр. тр. / Д. И. Фельдштейн. — Москва : Московский психолого-социальный институт, 1999. — 672 с.

Остальные статьи