Дата публикации: 01.01.2024

Пропедевтика обучения смысловому чтению в дошкольный период

Аннотация

В статье рассматриваются специфические подходы к обучению дошкольников смысловому чтению. Особое внимание уделяется обоснованию необходимости развития у детей умений работать со смыслами, а также разбору принципов обучения смысловому чтению и отбору текстов для чтения в дошкольный период. Авторы описывают общие методические подходы к разработке системы вопросов и заданий к текстам, основывающейся на различных типах чтения.




Введение

Вопросы обучения детей чтению являются одними из самых обсуждаемых не только в научной и педагогической, но и в родительской среде. При этом чаще всего речь идет о технической стороне этого вопроса в ущерб смысловой.

Прежде чем обучать ребенка чтению, необходимо научить его работать со смыслами. Если буквосложение — трудоемкий и не всегда посильный для дошкольника процесс (в силу функциональной незрелости участков коры больших полушарий головного мозга), то работа со смысловой стороной чтения на доступном дошкольнику материале вполне возможна и необходима.

Обучение смысловой работе с текстом в дошкольном образовании — тема, практически не раскрытая в методике. Дошкольникам регулярно читают детские произведения, но потенциал, который предоставляет этот вид работы, не используется в полной мере. Воспитатель работает с литературными произведениями в основном на уровне «понравилось — не понравилось», «согласны — не согласны». Нет активной детской деятельности с самым главным — со смыслом произведения.

Педагоги дошкольных организаций отмечают, что даже понимание фактуальной информации, данной в явном виде, у современных детей вызывает трудности. Не все дети, прослушав простой текст, могут назвать его главных героев, рассказать об описанных в нем событиях, дать оценку поступкам персонажей (то есть извлечь фактуальную информацию). Работа над пониманием подтекста требует особых усилий не только от ребенка, но и от педагога. Такие наблюдения были сделаны в период реализации в 37 субъектах Российской Федерации инновационного проекта «Комплексное развитие ребенка дошкольного возраста средствами основной образовательной программы “Детский сад 2100”» [3].

Список литературы

1. Fel`dshtejn, D. I. Psixologiya vzrosleniya: strukturno-soderzhatel`ny`e xarakteristiki processa razvitiya lichnosti: izbr. tr./D. I. Fel`dshtejn. — Moskva: Moskovskij psixologosocial`ny`j institut, 1999. — 672 s.
2. 10. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. тр./Д. И. Фельдштейн. — Москва: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 672 с.
3. Osnovnaya obrazovatel`naya programma doshkol`nogo obrazovaniya «Detskij sad 2100». Kompleksny`e obrazovatel`ny`e programmy` razvitiya i vospitaniya detej mladencheskogo, rannego i doshkol`nogo vozrasta/pod nauch. red. R. N. Buneeva. — Izd. 3-e, pererab. —
4. 9. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Комплексные образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста/под науч. ред. Р. Н. Бунеева. — Изд. 3-е, перераб. — Москва:
5. Malanov, S. V. Razvitie umenij i sposobnostej u detej doshkol`nogo vozrasta: teoreticheskie i metodicheskie materialy`. — Izd. 2-e, pererab. i dop. / S. V. Malanov. — Moskva: Izd-vo Moskovskogo psixologo-social`nogo instituta; Voronezh: MODE`K, 2012. — 31
6. 8. Маланов, С. В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста: теоретические и методические материалы. — Изд. 2-е, перераб. и доп./С. В. Маланов. — Москва: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2012. — 319 с.
7. Leont`ev, A. N. Psixicheskoe razvitie rebenka v doshkol`nom vozraste/A. N. Leont`ev//Vozrastnaya i pedagogicheskaya psixologiya: teksty` / sost. M. O. Shuare. — Moskva, 1992. — S. 42–53.
8. 7. Леонтьев, А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте/А. Н. Леонтьев// Возрастная и педагогическая психология: тексты/сост. М. О. Шуаре. — Москва, 1992. — С. 42–53.
9. Leont`ev, A. N. Deyatel`nost`. Soznanie. Lichnost`/A. N. Leont`ev. — 2-e izd. — Moskva: Politizdat, 1977.
10. 6. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность/А. Н. Леонтьев. — 2-е изд. — Москва: Политиздат, 1977. — 304 с.
11. Leont`ev, A. A. Yazy`k, rech`, rechevaya deyatel`nost`/A. A. Leont`ev. — Moskva: Prosveshhenie, 1969. — 214 s.
12. 5. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность/А. А. Леонтьев. — Москва: Просвещение, 1969. — 214 с.
13. Buneev, R. N. Obuchenie smy`slovomu chteniyu. E`kspedicii k neizvedanny`m ostrovam: metodicheskie rekomendacii po organizacii obrazovatel`noj deyatel`nosti detej 6–7 (8) let/R. N. Buneev, S. S. Kuzneczova. — Moskva: Balass, 2021. — 112 s.
14. 4. Бунеев, Р. Н. Обучение смысловому чтению. Экспедиции к неизведанным островам: методические рекомендации по организации образовательной деятельности детей 6–7 (8) лет/Р. Н. Бунеев, С. С. Кузнецова. — Москва: Баласс, 2021. — 112 с.
15. Buneev, R. N. Realizaciya innovacionnogo proekta «Kompleksnoe razvitie rebenka doshkol`nogo vozrasta sredstvami osnovnoj obrazovatel`noj programmy` “Detskij sad 2100”» na territorii Respubliki Marij E`l/ R. N. Buneev, S. S. Kuzneczova//Туныктышо = Uchitel
16. 3. Бунеев, Р. Н. Реализация инновационного проекта «Комплексное развитие ребенка дошкольного возраста средствами основной образовательной программы “Детский сад 2100”» на территории Республики Марий Эл/Р. Н. Бунеев, С. С. Кузнецова//Туныктышо = Учитель. —
17. Buneev, R. N. FGOS i izmenenie podxodov k obucheniyu chteniyu/R. N. Buneev//Nachal`naya shkola: plyus do i posle. — 2014. — № 4. — S. 50–54.
18. 2. Бунеев, Р. Н. ФГОС и изменение подходов к обучению чтению/Р. Н. Бунеев//Начальная школа: плюс до и после. — 2014. — № 4. — С. 50–54.
19. Buneev, R. N. Obrazovatel`naya sistema novogo pokoleniya: teoriya i praktika: [monografiya] / R. N. Buneev. — Moskva: Balass, 2009. — 208 s.
20. 1. Бунеев, Р. Н. Образовательная система нового поколения: теория и практика: [монография] / Р. Н. Бунеев. — Москва: Баласс, 2009. — 208 с.

Остальные статьи