Пропедевтика обучения смысловому чтению в дошкольный период
Аннотация
В статье рассматриваются специфические подходы к обучению дошкольников смысловому чтению. Особое внимание уделяется обоснованию необходимости развития у детей умений работать со смыслами, а также разбору принципов обучения смысловому чтению и отбору текстов для чтения в дошкольный период. Авторы описывают общие методические подходы к разработке системы вопросов и заданий к текстам, основывающейся на различных типах чтения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2024 |
Страницы | 85-95 |
УДК | 372.3 |
DOI | 10.51944/20738498_2024_1_85 |
Введение
Вопросы обучения детей чтению являются одними из самых обсуждаемых не только в научной и педагогической, но и в родительской среде. При этом чаще всего речь идет о технической стороне этого вопроса в ущерб смысловой.
Прежде чем обучать ребенка чтению, необходимо научить его работать со смыслами. Если буквосложение — трудоемкий и не всегда посильный для дошкольника процесс (в силу функциональной незрелости участков коры больших полушарий головного мозга), то работа со смысловой стороной чтения на доступном дошкольнику материале вполне возможна и необходима.
Обучение смысловой работе с текстом в дошкольном образовании — тема, практически не раскрытая в методике. Дошкольникам регулярно читают детские произведения, но потенциал, который предоставляет этот вид работы, не используется в полной мере. Воспитатель работает с литературными произведениями в основном на уровне «понравилось — не понравилось», «согласны — не согласны». Нет активной детской деятельности с самым главным — со смыслом произведения.
Педагоги дошкольных организаций отмечают, что даже понимание фактуальной информации, данной в явном виде, у современных детей вызывает трудности. Не все дети, прослушав простой текст, могут назвать его главных героев, рассказать об описанных в нем событиях, дать оценку поступкам персонажей (то есть извлечь фактуальную информацию). Работа над пониманием подтекста требует особых усилий не только от ребенка, но и от педагога. Такие наблюдения были сделаны в период реализации в 37 субъектах Российской Федерации инновационного проекта «Комплексное развитие ребенка дошкольного возраста средствами основной образовательной программы “Детский сад 2100”» [3].