Дата публикации: 01.01.2024

Цифровая реальность психолого-педагогических аспектов формирования имиджа будущих специалистов

Аннотация

Выявление психологических особенностей имиджа специалиста является актуальным в современном обществе, поскольку позволяет выстраивать социальное взаимодействие и коммуникацию с другими людьми. Психолого-педагогические аспекты формирования имиджа оказывают влияние на восприятие уровня сформированности компетенций, профессионализма и надежности специалиста. Частью подготовки, а соответственно и имиджа будущего специалиста становится формирование умения взаимодействовать с цифровой реальностью с позиций как технологического развития, так и социальных, нравственных и экономических аспектов.




В современной практике высшего образования обнаруживается недостаточное внимание к вопросам психолого-педагогических аспектов формирования имиджа будущего специалиста. Результаты анкетирования показывают, что лишь половина обучающихся имеют разрозненные представления об имидже и владеют способами самокоррекции психологических особенностей с целью успешного выстраивания профессиональной деятельности [8].

Новая образовательная парадигма в условиях социокультурных преобразований и вызовов современного информационного общества определяет обновленные ориентиры целей современной системы высшего образования. Актуализируются особенности развития личностного потенциала обучающегося, центрированности на личности студента как субъекта самоопределения, саморазвития, самореализации, мобильного, способного в новых изменяющихся условиях и требованиях социума и рынка труда презентовать уникальность, успешность с опорой на знания, умения, навыки, ресурсы продуктивного действования и потенциал для развития, в том числе и в условиях цифровой реальности [6].

В современном мире, в потоке возрастающих требований к личности специалиста, все более актуальным и востребованным реальной производственной практикой становится имидж профессионала, транслирующего позицию политически активного гражданина правового государства с активной трудовой мотивацией, жизненной и профессиональной стратегией роста и саморазвития, успешно реализующего принципы построения профессиональной карьеры и навыки поведения на рынке труда. В связи с чем проблема формирования имиджа будущего специалиста становится насущной проблемой организаций высшего образования.

Необходимо отметить, что в современном мире для любого профессионала существенным фактором, оказывающим влияние на психическое, интеллектуальное и нравственное развитие, является мощный напор информационных потоков, особенно посредством источников сетевых процессов, Интернета, рождая, таким образом, новый тип социального индивида — потребителя сетевой культуры. Обновленная и обогащенная новыми источниками информации и технологическими процессами действительность формирует новую сетевую самоидентификацию личности [2].

Актуальность подготовки будущего специалиста с учетом цифровой реальности обусловлена тем, что современные технологии, такие как виртуальная и дополненная реальность, компьютерное моделирование и анализ данных, становятся все более востребованными во многих отраслях [13].

Список литературы

1. 7. Педагогическое образование: трансформационные процессы, компетенции, технологии / И. Ф. Исаев, В. Н. Кормакова, Г. В. Макотрова [и др.] ; под ред. И. Ф. Исаева. — Белгород : ИД «БелГУ» : НИУ «БелГУ», 2022. — 296 с.
2. Pedagogicheskoe obrazovanie: transformacionny`e processy`, kompetencii, texnologii / I. F. Isaev, V. N. Kormakova, G. V. Makotrova [i dr.] ; pod red. I. F. Isaeva. — Belgorod : ID «BelGU» : NIU «BelGU», 2022. — 296 s.
3. 8. Почепцов, Г. Г. Имиджеология / Г. Г. Почепцов. — URL: <a href="https://studfiles.net/" target="_blank">https://studfiles.net/</a> preview/6020515 (дата обращения: 20.12.2023).
4. Pochepczov, G. G. Imidzheologiya / G. G. Pochepczov. — URL: <a href="https://studfiles.net/" target="_blank">https://studfiles.net/</a> preview/6020515 (data obrashheniya: 20.12.2023).
5. 9. Профессиональный имидж и особенности его проектирования. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> www.conf.nkras.ru (дата обращения: 20.12.2023).
6. Professional`ny`j imidzh i osobennosti ego proektirovaniya. — URL: <a href="http://www." target="_blank">http://www.</a> conf.nkras.ru (data obrashheniya: 20.12.2023).
7. 10. Сапогова, Е. Е. Субъективная онтология и жизненный мир личности / Е. Е. Сапогова // Культурно-историческая психология. — 2019. — Т. 15, № 1. — С. 35−45.
8. Sapogova, E. E. Sub``ektivnaya ontologiya i zhiznenny`j mir lichnosti / E. E. Sapogova // Kul`turno-istoricheskaya psixologiya. — 2019. — T. 15, № 1. — S. 35−45.
9. 11. Сапогова, Е. Е. Прекарность как экзистенциальный феномен / Е. Е. Сапогова // Психологическая газета : [сайт]. — 2023. — 22 авг. — URL: <a href="https://psy.su/feed/11533/" target="_blank">https://psy.su/feed/11533/</a> (дата обращения: 12.02.2024).
10. Sapogova, E. E. Prekarnost` kak e`kzistencial`ny`j fenomen / E. E. Sapogova // Psixologicheskaya gazeta : [sajt]. — 2023. — 22 avg. — URL: <a href="https://psy.su/feed/11533/" target="_blank">https://psy.su/feed/11533/</a> (data obrashheniya: 12.02.2024).
11. 12. Силакова, Л. В. Исследование готовности участников образовательного процесса к применению цифровых технологий в образовании / Л. В. Силакова, А. И. Соснило // Психологическая наука и образование. — 2023. — Т. 28, № 4. — С. 112–133.
12. Silakova, L. V. Issledovanie gotovnosti uchastnikov obrazovatel`nogo processa k primeneniyu cifrovy`x texnologij v obrazovanii / L. V. Silakova, A. I. Sosnilo // Psixologicheskaya nauka i obrazovanie. — 2023. — T. 28, № 4. — S. 112–133.
13. 13. Цифровое поведение и характеристики личности поколения Z в условиях глобальной цифровизации / И. И. Толстикова, О. А. Игнатьева, К. С. Кондратенко, А. В. Плетнев // Информационное общество: образование, наука, культура и технология будущего. — 2020. —
14. Cifrovoe povedenie i xarakteristiki lichnosti pokoleniya Z v usloviyax global`noj cifrovizacii / I. I. Tolstikova, O. A. Ignat`eva, K. S. Kondratenko, A. V. Pletnev // Informacionnoe obshhestvo: obrazovanie, nauka, kul`tura i texnologiya budushhego. — 202
15. 14. Шаруева, Е. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионального имиджа учителя в контексте стандартизации образования / Е. В. Шаруева // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические
16. Sharueva, E. V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional`nogo imidzha uchitelya v kontekste standartizacii obrazovaniya / E. V. Sharueva // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta. Seriya: Psixologo-pedagog
17. 15. Ansari, U. Image of an effective teacher in 21st century classroom / U. Ansari, S. K. Malik. — URL: <a href="http://www.wjeis.org/FileUpload/ds217232/File/08.ansari.pdf" target="_blank">http://www.wjeis.org/FileUpload/ds217232/File/08.ansari.pdf</a> (date of the application: 20.12.2023).
18. 1. Калюжный, А. А. Психология формирования имиджа учителя / А. А. Калюжный. — Москва : ВЛАДОС, 2004. — 222 с.
19. Kalyuzhny`j, A. A. Psixologiya formirovaniya imidzha uchitelya / A. A. Kalyuzhny`j. — Moskva : VLADOS, 2004. — 222 s.
20. 2. Лашкина, И. А. Формирование профессионального имиджа студента в образовательной организации высшего образования / И. А. Лашкина // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 77 (3). — С. 127−130.
21. Lashkina, I. A. Formirovanie professional`nogo imidzha studenta v obrazovatel`noj organizacii vy`sshego obrazovaniya / I. A. Lashkina // Problemy` sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2022. — № 77 (3). — S. 127−130.
22. 3. Лебедева, И. В. Имидж педагога как атрибут его профессионального профиля / И. В. Лебедева, Н. Е. Лебедев // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 77 (3). — С. 130−132.
23. Lebedeva, I. V. Imidzh pedagoga kak atribut ego professional`nogo profilya / I. V. Lebedeva, N. E. Lebedev // Problemy` sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2022. — № 77 (3). — S. 130−132.
24. 4. Маматова, С. И. Психологическая культура как личностный предиктор психологического благополучия / С. И. Маматова // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики : сб. матер Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. (Белгоро
25. Mamatova, S.
26. 5. Пак, Л. Г. Социокультурная среда образовательной организации как регулятив формирования профессионального имиджа будущего специалиста / Л. Г. Пак, И. А. Лашкина // Стратегия развития школ с низкими образовательными результатами: аналитика, сопровождени
27. Pak, L. G. Sociokul`turnaya sreda obrazovatel`noj organizacii kak regulyativ formirovaniya professional`nogo imidzha budushhego specialista / L. G. Pak, I. A. Lashkina // Strategiya razvitiya shkol s nizkimi obrazovatel`ny`mi rezul`tatami: analitika, sopr
28. 6. Педагогика: теория и методика воспитательной работы / И. А. Соловцова, Л. Г. Пак, Н. М. Науменко [и др.]. — Москва : Инфра-М, 2022. — 334 c.
29. Pedagogika: teoriya i metodika vospitatel`noj raboty` / I. A. Solovczova, L. G. Pak, N. M. Naumenko [i dr.]. — Moskva : Infra-M, 2022. — 334 s.

Остальные статьи