Дата публикации: 01.01.2024

Цифровая реальность психолого-педагогических аспектов формирования имиджа будущих специалистов

Аннотация

Выявление психологических особенностей имиджа специалиста является актуальным в современном обществе, поскольку позволяет выстраивать социальное взаимодействие и коммуникацию с другими людьми. Психолого-педагогические аспекты формирования имиджа оказывают влияние на восприятие уровня сформированности компетенций, профессионализма и надежности специалиста. Частью подготовки, а соответственно и имиджа будущего специалиста становится формирование умения взаимодействовать с цифровой реальностью с позиций как технологического развития, так и социальных, нравственных и экономических аспектов.




В современной практике высшего образования обнаруживается недостаточное внимание к вопросам психолого-педагогических аспектов формирования имиджа будущего специалиста. Результаты анкетирования показывают, что лишь половина обучающихся имеют разрозненные представления об имидже и владеют способами самокоррекции психологических особенностей с целью успешного выстраивания профессиональной деятельности [8].

Новая образовательная парадигма в условиях социокультурных преобразований и вызовов современного информационного общества определяет обновленные ориентиры целей современной системы высшего образования. Актуализируются особенности развития личностного потенциала обучающегося, центрированности на личности студента как субъекта самоопределения, саморазвития, самореализации, мобильного, способного в новых изменяющихся условиях и требованиях социума и рынка труда презентовать уникальность, успешность с опорой на знания, умения, навыки, ресурсы продуктивного действования и потенциал для развития, в том числе и в условиях цифровой реальности [6].

В современном мире, в потоке возрастающих требований к личности специалиста, все более актуальным и востребованным реальной производственной практикой становится имидж профессионала, транслирующего позицию политически активного гражданина правового государства с активной трудовой мотивацией, жизненной и профессиональной стратегией роста и саморазвития, успешно реализующего принципы построения профессиональной карьеры и навыки поведения на рынке труда. В связи с чем проблема формирования имиджа будущего специалиста становится насущной проблемой организаций высшего образования.

Необходимо отметить, что в современном мире для любого профессионала существенным фактором, оказывающим влияние на психическое, интеллектуальное и нравственное развитие, является мощный напор информационных потоков, особенно посредством источников сетевых процессов, Интернета, рождая, таким образом, новый тип социального индивида — потребителя сетевой культуры. Обновленная и обогащенная новыми источниками информации и технологическими процессами действительность формирует новую сетевую самоидентификацию личности [2].

Актуальность подготовки будущего специалиста с учетом цифровой реальности обусловлена тем, что современные технологии, такие как виртуальная и дополненная реальность, компьютерное моделирование и анализ данных, становятся все более востребованными во многих отраслях [13].

Список литературы

1. Калюжный, А. А. Психология формирования имиджа учителя / А. А. Калюжный. — Москва : ВЛАДОС, 2004. — 222 с.
2. Лашкина, И. А. Формирование профессионального имиджа студента в образовательной организации высшего образования / И. А. Лашкина // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 77 (3). — С. 127−130.
3. Лебедева, И. В. Имидж педагога как атрибут его профессионального профиля / И. В. Лебедева, Н. Е. Лебедев // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 77 (3). — С. 130−132.
4. Маматова, С. И. Психологическая культура как личностный предиктор психологического благополучия / С. И. Маматова // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики : сб. матер Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. (Белгоро
5. Пак, Л. Г. Социокультурная среда образовательной организации как регулятив формирования профессионального имиджа будущего специалиста / Л. Г. Пак, И. А. Лашкина // Стратегия развития школ с низкими образовательными результатами: аналитика, сопровождени
6. Педагогика: теория и методика воспитательной работы / И. А. Соловцова, Л. Г. Пак, Н. М. Науменко [и др.]. — Москва : Инфра-М, 2022. — 334 c.
7. Педагогическое образование: трансформационные процессы, компетенции, технологии / И. Ф. Исаев, В. Н. Кормакова, Г. В. Макотрова [и др.] ; под ред. И. Ф. Исаева. — Белгород : ИД «БелГУ» : НИУ «БелГУ», 2022. — 296 с.
8. Почепцов, Г. Г. Имиджеология / Г. Г. Почепцов. — URL: <a href="https://studfiles.net/" target="_blank">https://studfiles.net/</a> preview/6020515 (дата обращения: 20.12.2023).
9. Профессиональный имидж и особенности его проектирования. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> www.conf.nkras.ru (дата обращения: 20.12.2023).
10. Сапогова, Е. Е. Субъективная онтология и жизненный мир личности / Е. Е. Сапогова // Культурно-историческая психология. — 2019. — Т. 15, № 1. — С. 35−45.
11. Сапогова, Е. Е. Прекарность как экзистенциальный феномен / Е. Е. Сапогова // Психологическая газета : [сайт]. — 2023. — 22 авг. — URL: <a href="https://psy.su/feed/11533/" target="_blank">https://psy.su/feed/11533/</a> (дата обращения: 12.02.2024).
12. Силакова, Л. В. Исследование готовности участников образовательного процесса к применению цифровых технологий в образовании / Л. В. Силакова, А. И. Соснило // Психологическая наука и образование. — 2023. — Т. 28, № 4. — С. 112–133.
13. Цифровое поведение и характеристики личности поколения Z в условиях глобальной цифровизации / И. И. Толстикова, О. А. Игнатьева, К. С. Кондратенко, А. В. Плетнев // Информационное общество: образование, наука, культура и технология будущего. — 2020. —
14. Шаруева, Е. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионального имиджа учителя в контексте стандартизации образования / Е. В. Шаруева // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические
15. Ansari, U. Image of an effective teacher in 21st century classroom / U. Ansari, S. K. Malik. — URL: <a href="http://www.wjeis.org/FileUpload/ds217232/File/08.ansari.pdf" target="_blank">http://www.wjeis.org/FileUpload/ds217232/File/08.ansari.pdf</a> (date of the application: 20.12.2023).

Остальные статьи