Цифровая реальность психолого-педагогических аспектов формирования имиджа будущих специалистов
Аннотация
Выявление психологических особенностей имиджа специалиста является актуальным в современном обществе, поскольку позволяет выстраивать социальное взаимодействие и коммуникацию с другими людьми. Психолого-педагогические аспекты формирования имиджа оказывают влияние на восприятие уровня сформированности компетенций, профессионализма и надежности специалиста. Частью подготовки, а соответственно и имиджа будущего специалиста становится формирование умения взаимодействовать с цифровой реальностью с позиций как технологического развития, так и социальных, нравственных и экономических аспектов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2024 |
Страницы | 76-85 |
УДК | 378.145 |
DOI | 10.51944/20738498_2024_1_76 |
В современной практике высшего образования обнаруживается недостаточное внимание к вопросам психолого-педагогических аспектов формирования имиджа будущего специалиста. Результаты анкетирования показывают, что лишь половина обучающихся имеют разрозненные представления об имидже и владеют способами самокоррекции психологических особенностей с целью успешного выстраивания профессиональной деятельности [8].
Новая образовательная парадигма в условиях социокультурных преобразований и вызовов современного информационного общества определяет обновленные ориентиры целей современной системы высшего образования. Актуализируются особенности развития личностного потенциала обучающегося, центрированности на личности студента как субъекта самоопределения, саморазвития, самореализации, мобильного, способного в новых изменяющихся условиях и требованиях социума и рынка труда презентовать уникальность, успешность с опорой на знания, умения, навыки, ресурсы продуктивного действования и потенциал для развития, в том числе и в условиях цифровой реальности [6].
В современном мире, в потоке возрастающих требований к личности специалиста, все более актуальным и востребованным реальной производственной практикой становится имидж профессионала, транслирующего позицию политически активного гражданина правового государства с активной трудовой мотивацией, жизненной и профессиональной стратегией роста и саморазвития, успешно реализующего принципы построения профессиональной карьеры и навыки поведения на рынке труда. В связи с чем проблема формирования имиджа будущего специалиста становится насущной проблемой организаций высшего образования.
Необходимо отметить, что в современном мире для любого профессионала существенным фактором, оказывающим влияние на психическое, интеллектуальное и нравственное развитие, является мощный напор информационных потоков, особенно посредством источников сетевых процессов, Интернета, рождая, таким образом, новый тип социального индивида — потребителя сетевой культуры. Обновленная и обогащенная новыми источниками информации и технологическими процессами действительность формирует новую сетевую самоидентификацию личности [2].
Актуальность подготовки будущего специалиста с учетом цифровой реальности обусловлена тем, что современные технологии, такие как виртуальная и дополненная реальность, компьютерное моделирование и анализ данных, становятся все более востребованными во многих отраслях [13].