О становлении идеологии и научных основ государственной семейной политики в Российской Федерации
Аннотация
В статье дается представление о генезисе становления идеологии и научных основ государственной семейной политики как самостоятельной научной отрасли в 1990-е гг., анализируются этапы формирования ее актуальной парадигмы, инерционные факторы, сдерживавшие ее реализацию. Определены авторские подходы к формированию семейной политики, разработке ее стратегии, предмета, принципов, механизмов реализации, правовых основ.
Ключевые слова
- Ключевые слова: семья
- социальный институт семьи
- государственная семейная политика
- социальная политика
- демографическая политика
- семейные ценности и традиции
- институционализация государственной семейной политики
- методология
- стратегия
- принципы
- объект государственной семейной политики
- жизнедеятельность семьи
- правовой статус семьи
- функции семьи
- фамилистика.
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 01/2024 |
Страницы | 3-13 |
УДК | 314(075.8) |
DOI | 10.51944/20738498_2024_1_3 |
Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья является союзником в консолидации общества, утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики. Общество заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие.
Институциональные проблемы семьи наиболее эффективно решаются на основе государственной семейной политики, которая, дополняя и углубляя социальную политику, призвана содействовать успешной жизнедеятельности семьи. Общественная значимость семейной политики обусловлена необходимостью обеспечения взаимной адаптации общества, государства и семьи, оптимизации деятельности социальных институтов в интересах семьи, повышения ее роли в общественном развитии. Семейная политика осуществляется через ее национальные системы, специальные программы действий, отражающие ценности и традиции, особенности развития страны и социального института семьи. Важнейшей задачей семейной политики является разработка и реализация стратегий и механизмов, позволяющих активно развивать потенциал семьи на основе более полной реализации ее институциональных прав и потребностей. Особое значение государственная семейная политика приобретает в периоды, когда исторические процессы трансформации семьи, сами по себе протекающие болезненно и противоречиво, переплетаются со сложными проблемами общественного развития.
Многие годы политика в отношении семьи в нашей стране ограничивалась регулированием брачно-семейных отношений, стимулированием рождаемости, материальной поддержкой семей с детьми. В 1920-е — первой половине 1930-х гг. государство сосредоточило усилия в основном на помощи городским женщинам, сочетающим материнские обязанности с трудом в общественном производстве. Со второй половины 30-х до 70-х гг. особое внимание уделялось поощрению высокой рождаемости и многодетности, что было связано с огромными потерями населения в годы Великой Отечественной войны. В 70–80-е гг. решались задачи преодоления малообеспеченности семей с детьми, стимулирования рождаемости, поддержки родителей в воспитании детей (см.: [12, с. 89–90, 96–100]). Несмотря на определенную ограниченность принимаемых мер, они играли значимую роль в обеспечении социальной защиты семей, материнства и детства.
Проведенные в 1990-е гг. реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие, привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни, реализовать необходимые для своей защиты стратегии и механизмы. Произошли резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание. На фоне долгосрочных неблагоприятных тенденций общественного развития, углубления экономического кризиса, роста нищеты и безработицы ухудшается здоровье людей, уменьшается продолжительность их жизни. Происходит естественная убыль населения, падает качество его трудового и интеллектуального потенциала. Углубляется дезорганизация жизни семей, возрастает нестабильность браков, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции. Усиливаются конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, их депрессивное состояние как следствие экономической, правовой и моральной незащищенности. Снижается роль семьи в социализации детей. Малообеспеченность и бедность, сверхвысокий уровень занятости родителей пагубно влияют на воспитание и развитие, нравственное и физическое здоровье детей (см.: [8, с. 110–111]).
В то же время семейная политика как самостоятельное направление и комплексная система деятельности государства еще не была сформирована, институциональные потребности и интересы семьи целенаправленно не прорабатывались и в необходимой мере не учитывались. Преобладал подход, в соответствии с которым социальное и семейное направления государственной деятельности не дифференцировались. Функции семейной политики не были четко определены и системно не включались в практическую деятельность органов власти. Отсутствовала система государственной экспертизы, призванная обеспечить контроль за реализацией целей и принципов государственной семейной политики. Недостаточно учитывался опыт поддержки семей, накопленный в советский период. Политика в отношении семьи была сосредоточена на вопросах брачно-семейных отношений и социальной защите, ориентирована на индивидуума и целенаправленно не учитывала интересов социального института семьи, недооценивала его роль как интегрирующей основы адаптационных процессов (см.: [7, с. 143–147]).