Дата публикации: 01.01.2024

О становлении идеологии и научных основ государственной семейной политики в Российской Федерации

Аннотация

В статье дается представление о генезисе становления идеологии и научных основ государственной семейной политики как самостоятельной научной отрасли в 1990-е гг., анализируются этапы формирования ее актуальной парадигмы, инерционные факторы, сдерживавшие ее реализацию. Определены авторские подходы к формированию семейной политики, разработке ее стратегии, предмета, принципов, механизмов реализации, правовых основ.




Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья является союзником в консолидации общества, утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики. Общество заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие.

Институциональные проблемы семьи наиболее эффективно решаются на основе государственной семейной политики, которая, дополняя и углубляя социальную политику, призвана содействовать успешной жизнедеятельности семьи. Общественная значимость семейной политики обусловлена необходимостью обеспечения взаимной адаптации общества, государства и семьи, оптимизации деятельности социальных институтов в интересах семьи, повышения ее роли в общественном развитии. Семейная политика осуществляется через ее национальные системы, специальные программы действий, отражающие ценности и традиции, особенности развития страны и социального института семьи. Важнейшей задачей семейной политики является разработка и реализация стратегий и механизмов, позволяющих активно развивать потенциал семьи на основе более полной реализации ее институциональных прав и потребностей. Особое значение государственная семейная политика приобретает в периоды, когда исторические процессы трансформации семьи, сами по себе протекающие болезненно и противоречиво, переплетаются со сложными проблемами общественного развития.

Многие годы политика в отношении семьи в нашей стране ограничивалась регулированием брачно-семейных отношений, стимулированием рождаемости, материальной поддержкой семей с детьми. В 1920-е — первой половине 1930-х гг. государство сосредоточило усилия в основном на помощи городским женщинам, сочетающим материнские обязанности с трудом в общественном производстве. Со второй половины 30-х до 70-х гг. особое внимание уделялось поощрению высокой рождаемости и многодетности, что было связано с огромными потерями населения в годы Великой Отечественной войны. В 70–80-е гг. решались задачи преодоления малообеспеченности семей с детьми, стимулирования рождаемости, поддержки родителей в воспитании детей (см.: [12, с. 89–90, 96–100]). Несмотря на определенную ограниченность принимаемых мер, они играли значимую роль в обеспечении социальной защиты семей, материнства и детства.

Проведенные в 1990-е гг. реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие, привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни, реализовать необходимые для своей защиты стратегии и механизмы. Произошли резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание. На фоне долгосрочных неблагоприятных тенденций общественного развития, углубления экономического кризиса, роста нищеты и безработицы ухудшается здоровье людей, уменьшается продолжительность их жизни. Происходит естественная убыль населения, падает качество его трудового и интеллектуального потенциала. Углубляется дезорганизация жизни семей, возрастает нестабильность браков, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции. Усиливаются конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, их депрессивное состояние как следствие экономической, правовой и моральной незащищенности. Снижается роль семьи в социализации детей. Малообеспеченность и бедность, сверхвысокий уровень занятости родителей пагубно влияют на воспитание и развитие, нравственное и физическое здоровье детей (см.: [8, с. 110–111]).

В то же время семейная политика как самостоятельное направление и комплексная система деятельности государства еще не была сформирована, институциональные потребности и интересы семьи целенаправленно не прорабатывались и в необходимой мере не учитывались. Преобладал подход, в соответствии с которым социальное и семейное направления государственной деятельности не дифференцировались. Функции семейной политики не были четко определены и системно не включались в практическую деятельность органов власти. Отсутствовала система государственной экспертизы, призванная обеспечить контроль за реализацией целей и принципов государственной семейной политики. Недостаточно учитывался опыт поддержки семей, накопленный в советский период. Политика в отношении семьи была сосредоточена на вопросах брачно-семейных отношений и социальной защите, ориентирована на индивидуума и целенаправленно не учитывала интересов социального института семьи, недооценивала его роль как интегрирующей основы адаптационных процессов (см.: [7, с. 143–147]).

Список литературы

1. E`volyuciya sem`i i semejnaya politika v SSSR/otv. red. A. G. Vishnevskij. — Moskva: Nauka, 1992.
2. 13. Эволюция семьи и семейная политика в СССР/отв. ред. А. Г. Вишневский. — Москва: Наука, 1992.
3. O polozhenii semej v Rossijskoj Federacii. — Moskva: Yuridicheskaya literatura, 1994.
4. 12. О положении семей в Российской Федерации. — Москва: Юридическая литература, 1994.
5. Mezhdunarodny`j god sem`i v Rossijskoj Federacii: informacionny`j byulleten`/Nacional`ny`j sovet po podgotovke i provedeniyu Mezhdunarodnogo goda sem`i v Rossijskoj Federacii, Gosudarstvenny`j nauchno-issledovatel`skij institut sem`i i vospitaniya. — Mosk
6. 11. Международный год семьи в Российской Федерации: информационный бюллетень/ Национальный совет по подготовке и проведению Международного года семьи в Российской Федерации, Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания. — Москва: Н
7. Materialy` Pervoj Vserossijskoj nauchnoj diskussii «Familistika — nauka o sem`e?»//Sem`ya kak ob``ekt gosudarstvennoj politiki/S. V. Darmodexin. — Moskva, 1998. — S. 135–187.
8. 10. Материалы Первой Всероссийской научной дискуссии «Фамилистика — наука о семье?»// Семья как объект государственной политики/С. В. Дармодехин. — Москва, 1998. — С. 135–187.
9. Darmodexin, S. V. Koncepciya gosudarstvennoj semejnoj politiki Rossijskoj Federacii/S. V. Darmodexin. — Moskva: Gosudarstvenny`j NII sem`i i vospitaniya, 2006. — 23 s.
10. 9. Дармодехин С. В. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации/С. В. Дармодехин. — Москва: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2006. — 23 с.
11. Darmodexin, S. V. Gosudarstvennaya semejnaya politika v sovremennoj Rossii: dis. … d-ra sociol. nauk: 22.00.04/Darmodexin Sergej Vladimirovich. — Moskva, 1997. — 349 s.
12. 8. Дармодехин С. В. Государственная семейная политика: методология, теория, практика: монография/С. В. Дармодехин. — Москва: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2006. — 237 с.
13. Darmodexin, S. V. Gosudarstvennaya semejnaya politika: metodologiya, teoriya, praktika: monografiya/S. V. Darmodexin. — Moskva: Gosudarstvenny`j NII sem`i i vospitaniya, 2006. —237 s.
14. 7. Дармодехин С. В. Государственная семейная политика в современной России: дис. … д-ра социол. наук: 22.00.04/Дармодехин Сергей Владимирович. — Москва, 1997. — 349 с.
15. Darmodexin, S. V. Semejnaya politika v Rossijskoj Federacii: ot ocenki sostoyaniya k formirovaniyu strategii/S. V. Darmodexin//Sem`ya v Rossii. — 1996. — № 2. — S. 5–16.
16. 6. Дармодехин С. В. Семейная политика в Российской Федерации: от оценки состояния к формированию стратегии/С. В. Дармодехин//Семья в России. — 1996. — № 2. — С. 5–16.
17. Darmodexin, S. V. K voprosu o razrabotke zakonodatel`stva Rossijskoj Federacii o semejnoj politike/S. V. Darmodexin//Sem`ya v Rossii. — 1996. — № 3/4. — S. 17–22.
18. 5. Дармодехин С. В. К вопросу о разработке законодательства Российской Федерации о семейной политике/С. В. Дармодехин//Семья в России. — 1996. — № 3/4. — С. 17–22.
19. Darmodexin, S. V. Gosudarstvennaya semejnaya politika: problemy` nauchnoj razrabotki: monografiya/S. V. Darmodexin. — Moskva, 1995. — 180 s.
20. 4. Дармодехин С. В. Государственная семейная политика: проблемы научной разработки: монография/С. В. Дармодехин. — Москва, 1995. — 180 с.
21. Darmodexin, S. V. Gosudarstvennaya semejnaya politika: principy` formirovaniya i realizacii/S. V. Darmodexin//Sem`ya v Rossii. — 1995. — № 3/4. — S. 5–25.
22. 3. Дармодехин С. В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации/С. В. Дармодехин // Семья в России. — 1995. — № 3/4. — С. 5–25.
23. Darmodexin, S. V. Social`naya i familisticheskaya e`kspertiza gosudarstvenny`x reshenij (k nauchnomu obosnovaniyu problemy`)/S. V. Darmodexin//Sem`ya v Rossii. — 1994. — № 2. — S. 118–123.
24. 2. Дармодехин С. В. Социальная и фамилистическая экспертиза государственных решений (к научному обоснованию проблемы)/С. В. Дармодехин//Семья в России. — 1994. — № 2. — С. 118–123.
25. Gosudarstvennaya sistema social`noj pomoshhi sem`e i detyam: oficz. dokumenty` i materialy`. — Moskva, 1991. — Vy`p. 1/otv. za vy`pusk A. M. Panov.
26. 1. Государственная система социальной помощи семье и детям: офиц. документы и материалы. — Москва, 1991. — Вып. 1/отв. за выпуск А. М. Панов.

Остальные статьи