Особенности психологического времени жизни в раннем юношеском возрасте
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования психологического времени жизни в раннем юношеском возрасте. Из структуры психологического времени жизни основное внимание уделено связующему компоненту, который проявляется во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Актуальность исследования заключается в возможности использования знаний о психологическом времени жизни в ранней юности для повышения эффективности профессионального обучения. В качестве испытуемых выступили студенты 1-го и 2-го курсов вуза. Результаты исследования показали, что особенности психологического времени жизни в этом возрасте не зависят от выбранной специальности, но зависят от степени благоприятности или неблагоприятности прошлого. При негативном или практически позитивном прошлом в юношестве не строятся планы на будущее, а при наличии опыта преодоления негативных событий юноши сознательно планируют свое будущее.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2024 |
Страницы | 207-217 |
УДК | 159.9.075 |
DOI | 10.51944/20738536_2024_2_207 |
Введение
Психологическое время личности изучается давно и активно как в зарубежной (Nuttin J., Lens W., Zimbardo P. G., Boyd J. N., Ortuno V. E. C., Janeiro I. N., Paixao M. P., Esteves C., Cordeiro P., Furey J. T., Fortunato V. J. и др.), так и в отечественной психологии (Абульханова-Славская К. А., Даниелян Н. В., Головаха Е. И., Кроник А. А., Нестик Т. А., Бредун Е. В., Краснорядцева О. М., Щеглова Э. А., Веденеева Е. В., Забелина Е. В. и др.) [4]. Изменения в отношении к этой проблеме связывают с работами экзистенциальных философов и психологов, которые перенесли акцент с изучения человека во времени на изучение восприятие человеком времени своей жизни, соотношение своего прошлого, настоящего и будущего. Восприятие своего психологического времени жизни стало феноменологическим явлением.
В настоящее время ученые говорят о разных типах времени: время как физическое явление; социальное время, соотносимое с жизнью в конкретном обществе, с принадлежностью к определенной социальной группе; индивидуальное время как восприятие скорости течения своей жизни; психологическое время как осознание преемственности (или ее отсутствие) между прошлым, настоящим и будущим. Можно говорить также о личном отношении к разным временным периодам жизни и жизненным событиям, воспринимаемым как компактные или растянутые во времени [5].
Исследовательская активность разносторонне направлена на решение проблемы взаимосвязи психологического времени с профессиональным выбором (Петровская В. Г. [6], Руднева Т. И. [7], Абилханова Ж. Т. [1], Шилова Н. П., Владыко А. К. [9]). Авторами показано, что при осознанном выборе профессии школьники более четко представляют временную перспективу, могут оценить необходимые для профессионального становления сроки обучения, адаптации и вхождения в профессию.
Есть работы, в которых изучается динамика психологического времени в так называемых точках бифуркации юности, к которым относится выбор профессии в ранней юности и выбор места работы в поздней юности (Волохова В. И., Кошенова М. И., Шабанов Д. М. [3]). Эмпирические исследования показали, что современные старшеклассники в значительно меньшей степени, чем их предшественники 10–15 лет, назад ориентированы на будущее. Они живут настоящим, стараются получить от жизни как можно больше удовольствий, решать проблемы по мере поступления [2]. Это затрудняет выбор профессии, планирование своего будущего. В связи с этим стоит пересмотреть наличие у старшеклассников такой основополагающей возрастной особенности, как ориентация на будущее. Но для этого требуются более широкомасштабные исследования.