Дата публикации: 01.04.2024

Цифровые сервисы как инструмент формирования цифровых компетенций у будущих юристов в высшей школе

Аннотация

В статье раскрывается важность применения в обучении студентов-юристов в образовательных организациях высшего образования цифровых сервисов в целях формирования цифровых компетенций. Отражены данные экспериментального исследования по выявлению навыков владения цифровыми сервисами у юристов-бакалавров при изучении юридических дисциплин. В результате установлено, что юрист-бакалавр не обладает достаточными знаниями о цифровых сервисах, способствующих формированию цифровой компетенции будущего юриста и необходимых ему для решения задач профессиональной направленности. Предложены цифровые сервисы, которые рекомендуется изучать при освоении студентами-юристами в высшей школе дисциплин юридической направленности.




Введение

Цифровая трансформация уже затронула все сферы жизни национального сообщества. Политика государства в настоящее время направлена на создание цифрового государства, но без квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями, в том числе цифровыми, достижение данной цели невозможно. 

В последние годы представители государственных органов [10] и профессиональное юридическое сообщество [4] регулярно поднимают вопрос по подготовке высококвалифицированных кадров, способных к конкуренции и обладающих профессиональными компетенциями, необходимыми для современного цифрового общества.

Профессиональная среда быстро реагирует на изменения в обществе и государстве, предъявляя к выпускнику-юристу новые требования, предусматривающие формирование цифровых компетенций во время обучения в высшей школе и дальнейшее их усовершенствование в период профессиональной деятельности.

Цифровая компетенция является одной из восьми ключевых компетенций, предложенных в рекомендациях Европейского союза от 18 декабря 2006 года. В указанных рекомендациях под цифровой компетенцией предполагается уверенное и критическое использование для работы технологий информационного общества [18, c. 13]. Данная компетенция требует формирования у специалиста способностей поиска, обработки и применения информации с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе цифровых сервисов.

Список литературы

1. Serikova L. V. Sistemnyi podkhod v sovremennykh pedagogicheskikh issledovaniyakh / L. V. Serikova // Vestnik URAO. — 2022. — № 3. — S. 80–84. — URL: <a href="https://cyberleninka." target="_blank">https://cyberleninka.</a> ru/article/n/sistemnyy-podhod-v-sovremennyh-pedagogicheskih-issledovaniyah (data obr
2. 11. Пантелеева Н. Г. Профессиональная подготовка студентов в высшей школе на основе компетентностного подхода / Н. Г. Пантелеева // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 67–4. — С. 324–327. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article/
3. Panteleeva N. G. Professional’naya podgotovka studentov v vysshei shkole na osnove kompetentnostnogo podkhoda / N. G. Panteleeva // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2020. — № 67–4. — S. 324–327. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article</a>
4. 12. Петров А. О. Информационный подход как методология педагогического исследования образовательного процесса повышения квалификации / А. О. Петров // Современное педагогическое образование. — 2019. — № 12. — С. 16–20. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/arti
5. обращения: 20.12.2023). — Текст: электронный.
6. Petrov A. O.
7. Informatsionnyi podkhod kak metodologiya pedagogicheskogo issledovaniya obrazovatel’nogo protsessa povysheniya kvalifikatsii / A. O. Petrov // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. — 2019. — № 12. — S. 16–20. — URL: <a href="https://cyberleninka." target="_blank">https://cyberleninka.</a> ru/article/n/i
8. 13. Садовский В. Н. Основания общей теории систем / В. Н. Садовский. — Москва : Наука, 1974. — 280 с.
9. Sadovskii V. N. Osnovaniya obshchei teorii sistem / V. N. Sadovskii. — Moskva : Nauka, 1974. — 280 s.
10. 14. Серикова Л. В. Системный подход в современных педагогических исследованиях / Л. В. Серикова // Вестник УРАО. — 2022. — № 3. — С. 80–84. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-v-sovremennyh-pedagogicheskih-issledovaniyah (дата обращ
11. Mikhail Mishustin provel strategicheskuyu sessiyu po razvitiyu sistemy obrazovaniya dlya rynka truda. — URL: <a href="http://government.ru/news/49808" target="_blank">http://government.ru/news/49808</a> (data obrashcheniya: 30.10.2023). — Tekst: elektronnyi.
12. 15. Хуторской А. В. Педагогические основания диагностики и оценки компетентностных результатов обучения / А. В. Хуторской // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2013. — № 5 (80). — С. 7–15.
13. Khutorskoi A. V. Pedagogicheskie osnovaniya diagnostiki i otsenki kompetentnostnykh rezul’tatov obucheniya / A. V. Khutorskoi // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. — 2013. — № 5 (80). — S. 7–15.
14. 16. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э. Г. Юдин. — Москва : Эдиториал УРСС, 1997. — 444 с.
15. Yudin E. G. Metodologiya nauki. Sistemnost’. Deyatel’nost’ / E. G. Yudin. — Moskva : Editorial URSS, 1997. — 444 s.
16. 17. Яковлева Н. О. Информационный подход в педагогических исследованиях: сущность, значение, особенности реализации / Н. О. Яковлева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2009. — № 1 (134). — С. 16–21.
17. Yakovleva N. O. Informatsionnyi podkhod v pedagogicheskikh issledovaniyakh: sushchnost’, znachenie, osobennosti realizatsii / N. O. Yakovleva // Vestnik YuUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. — 2009. — № 1 (134). — S. 16–21.
18. 18. Recommendation of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 on key competences for lifelong learning. Official site of EUR-Lex. — URL: <a href="https://eurlex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32006H0962" target="_blank">https://eurlex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32006H0962</a> (date of the application:
19. 19. Schrage M. Rethinking the Value of Customers in a Digital Economy. April, 11, 2016. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> sloanreview.mit.edu/article/rethinking-the-value-of-customers-in-adigital-economy (date of the application: 18.01.2023). — Text: electronic.
20. 6. Казакевич В. М. Информационный подход к методам обучения / В. М. Казакевич // Педагогика. — 1998. — № 6. — С. 43–47.
21. Antsiferova V. I. Informatsionnaya tekhnologiya modelirovaniya organizatsionnogo upravleniya i monitoringa uchebnogo protsessa / V. I. Antsiferova, V. K. Zol’nikov, Yu. S. Serbulov // Informatsionnye tekhnologii modelirovaniya i upravleniya. — 2006. — № 1
22. 2. Бегларян М. Е. Формирование IT-компетенции юриста в цифровом пространстве / М. Е. Бегларян, Н. Ю. Добровольская // Правовая информатика. — 2019. — № 3. — С. 60–70. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-it-kompetentsii-yurista-vtsifrovom" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-it-kompetentsii-yurista-vtsifrovom</a>
23. Beglaryan M. E. Formirovanie IT-kompetentsii yurista v tsifrovom prostranstve / M. E. Beglaryan, N. Yu. Dobrovol’skaya // Pravovaya informatika. — 2019. — № 3. — S. 60– 70. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-it-kompetentsii-yurista-v-ts" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-it-kompetentsii-yurista-v-ts</a>
24. 3. Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход / И. В. Блауберг. — Москва : Эдиториал УРСС, 1997. — 448 с.
25. Blauberg I. V. Problema tselostnosti i sistemnyi podkhod / I. V. Blauberg. — Moskva : Editorial URSS, 1997. — 448 s.
26. 4. В Совете Федерации обсудили вопросы модернизации юридического образования, развития цифровых компетенций юристов. — URL: <a href="http://council.gov.ru/events/" target="_blank">http://council.gov.ru/events/</a> news/149097 (дата обращения: 30.10.2023). — Текст: электронный.
27. V Sovete Federatsii obsudili voprosy modernizatsii yuridicheskogo obrazovaniya, razvitiya tsifrovykh kompetentsii yuristov. — URL: <a href="http://council.gov.ru/events/news/149097" target="_blank">http://council.gov.ru/events/news/149097</a> (data obrashcheniya: 30.10.2023). — Tekst: elektronnyi.
28. 5. Зимняя И. А. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов / И. А. Зимняя, Е. В. Земцова // Высшее образование сегодня. — 2008. — № 5. — С. 14–19.
29. Zimnyaya I. A. Integrativnyi podkhod k otsenke edinoi sotsial’no-professional’noi kompetentnosti vypusknikov vuzov / I. A. Zimnyaya, E. V. Zemtsova // Vysshee obrazovanie segodnya. — 2008. — № 5. — S. 14–19.
30. 1. Анциферова В. И. Информационная технология моделирования организационного управления и мониторинга учебного процесса / В. И. Анциферова, В. К. Зольников, Ю. С. Сербулов // Информационные технологии моделирования и управления. — 2006. — № 1 (26). — С. 5
31. Kazakevich V. M. Informatsionnyi podkhod k metodam obucheniya / V. M. Kazakevich // Pedagogika. — 1998. — № 6. — S. 43–47.
32. 7. Кальницкая И. В. Модель цифровой компетенции студентов / И. В. Кальницкая, О. В. Максимочкина // Проблемы современного образования. — 2022. — № 4. — С. 204– 217. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/model-tsifrovoy-kompetentsii-studentov" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/model-tsifrovoy-kompetentsii-studentov</a> (дата обра
33. Kal’nitskaya I. V. Model’ tsifrovoi kompetentsii studentov / I. V. Kal’nitskaya, O. V. Maksimochkina // Problemy sovremennogo obrazovaniya. — 2022. — № 4. — S. 204– 217. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/model-tsifrovoy-kompetentsii-studentov" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/model-tsifrovoy-kompetentsii-studentov</a> (data
34. 8. Колин К. К. Информационная антропология: предмет и задачи нового направления в науке и образовании / К. К. Колин // Вестник КемГУКИ. — 2011. — № 17. — С. 17–32.
35. Kolin K. K. Informatsionnaya antropologiya: predmet i zadachi novogo napravleniya v nauke i obrazovanii / K. K. Kolin // Vestnik KemGUKI. — 2011. — № 17. — S. 17–32.
36. 9. Константинова Д. С. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования / Д. С. Константинова, М. М. Кудаева // Экономика труда. — 2020. — № 11. — С. 1055–1072. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovyekompetentsii-kak-" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovyekompetentsii-kak-</a>
37. Konstantinova D. S. Tsifrovye kompetentsii kak osnova transformatsii professional’nogo obrazovaniya / D. S. Konstantinova, M. M. Kudaeva // Ekonomika truda. — 2020. — № 11. — S. 1055–1072. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-kompetentsii-ka" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-kompetentsii-ka</a>
38. 10. Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по развитию системы образования для рынка труда. — URL: <a href="http://government.ru/news/49808" target="_blank">http://government.ru/news/49808</a> (дата обращения: 30.10.2023). — Текст: электронный.

Остальные статьи